Домой / Продавец квартиры / Группы социальных норм. Социальные нормы, их место в социальной структуре общества

Группы социальных норм. Социальные нормы, их место в социальной структуре общества

24. Социальные нормы, их место в социальной структуре общества

Норма определяется как

1) усреднённое значение чего-либо,

2) как наиболее распространённый, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности,

3) как идеальный, желаемый вариант.

Именно через процесс формирования и функционирования социальных норм передаётся накопленный поколениями опыт и осуществляется социальный контроль.

Норма – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми (ролями в группе).

Другими словами, роли относятся к поведению отдельных конкретных индивидов в группах, а нормы – к поведению всех членов группы.

Итак, человек не мыслим без общения, а всякое общение предполагает «набор правил», на основе которых и вырабатываются социальные нормы, в своей совокупности образующие систему социальных норм общества.

Наличие и необходимость социального взаимодействия уже предполагает потребность в наличии неких правил этого взаимодействия.

Т.е. социальные нормы – естественны, они естественно присущи обществу и каждому индивиду в отдельности. Следование социальным нормам не представляет собой формы подавления индивидуальной свободы, наоборот, следуя социальным нормам, человек может реализовывать свою индивидуальную свободу, в силу того, что он живёт в обществе.

Можно сказать, что ролевые ожидания «складываются» из нормативных требований как из элементов. Например, нормативное требование, распространённое в учебной группе может гласить: «Со студентами следует быть достаточно строгим». Соответственно, одно из ролевых требований по отношению к преподавателю будет состоять в том, что он должен проявлять разумную меру требовательности к ученикам. Помимо этого, в «комплект» ролевых ожиданий обязательно будут входить требования, предъявляемые другими социальными нормами (вежливость, пунктуальность и т.д.).

Действие социальных норм не всегда заметно. Люди так привыкли к ним, что считают нормативное поведение вполне естественным и основывающимся на решениях, принимаемых ими самостоятельно. Однако, если сравнить разные общества, то мы увидим, что нормы одного общества не совпадают с нормами другого, а иногда даже противоречат им.

Виды социальных норм:

Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.

1. Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения считается нежелательным или обязательным в той или иной ситуации. Пример: обращение к студентам по имени/отчеству.

2. Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми в данной социальной группе. Пример: обращение к студентам на «Вы». Примерами могут быть дорожные знаки.

3. Формальные нормы. Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны. Пример: соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.

4. Неформальные нормы. Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой. Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п.

5. Количественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к качественному параметру (как нормативу). Пример: мужчина должен пропускать женщину перед собой, входя в какую-либо дверь.

6. Качественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к количественному параметру (как нормативу). Пример: неудобно опаздывать более, чем на пять минут; преподавателя ждут 10 минут, доцента – 15 и профессора – 20 минут.

В современном обществе всё большее значение приобретают количественные нормы, т.к. устойчивость общества требует всё более точных соблюдения правил.

Когда социологи говорят, что человек или группа придерживаются определённых социальных норм, то используют слово «конформизм».

Конформизм – это стремление индивида (группы) соответствовать нормам доминантной или референтной группы.

25. Социальная сущность, структура и функции семьи

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на:

1) Физиологические и сексуальные потребности;

2) Потребности в безопасности своего существования;

3) Социальные потребности в общении;

4) Престижные потребности в признании;

5) Духовные потребности в самореализации;

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а так же семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

1. Репродуктивная функция семьи

Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.

2. Социально-биологическая функция семьи

В итоге естественно-биологические потребности человека в

удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это формируется в социально-биологическую функцию семьи.

3. Функция социализации личности

Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

4. Экзистенциальная функция

Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями.

5. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция

Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

6. Социально-статусная функция

Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

7. Рекреативная функция

Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов.

Прощения у вас. За характер - скажем, не подарок, За неосторожные слова, И за то, что мучил Вас немало Я аббревиатурой "БСК". 3. Особенности и развитие Уральской школы социологии Уральская школа "заявила" о себе рядом особенностей. ü В ее рамках шло параллельное развитие сразу трех "ветвей" российской социологии - вузовской, академической, производственной (заводской), ...

Будь то материальные объекты, социально-политические процессы, интересы населения или что-либо иное, живущее вне субъективного сознания корреспондентов-постмодернистов. Мы подошли к вопросу о сходстве и различии социологии и журналистики. Как ни парадоксально, родственность этих форм познания и отражения мира основывается на том, что они поставляют приблизительную (с математической точки зрения) ...

Замечание 1

Различные процессы и объекты имеют свои нормы, указывающие границы, в пределах которых объект сохраняет свое качество и способность к функционированию – естественные, технические, социальные.

Правила поведения людей в обществе регулируются социальными нормами.

Они имеют характерные для них черты:

  • Социальность, регулирующая социальные сферы, включающие людей, общественные отношения, поведение людей;
  • Объективность, потому что общество нуждается в регулировании под давлением социальной необходимости. Нормы являются результатом нормативного обобщения устойчивых повторяющихся связей и взаимодействия между людьми;
  • Нормативность. Имея общий характер, социальные нормы действуют как типовые регуляторы поведения, а нормативность проявляется в неоднократности действия норм;
  • При типовой ситуации в действие вступает социальная норма как общая модель поведения, как мера свободы индивида, как способ удовлетворения интересов и потребностей;
  • Обязательность;
  • Процедурность – наличие каких-либо процедурных форм;
  • Санкционированность, т.е. каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний;
  • Системность, она должна быть характерна как для отдельных норм, так и их массиву в масштабе всего общества.

Технико-юридические нормы в качестве регулятивного предписания имеют техническую норму, а как санкция – это будет охранительная норма, т.е. юридическая.

Исходя из этого, их можно рассматривать как юридические нормы технического содержания и, в то же время, как разновидность технических норм.

У специалистов существует два взгляда относительно природы технических норм – одни относят их к социальным нормам, а другие не относят, а считают их социальными.

Надо признать, что действительно, эти нормы своеобразны. С одной стороны, они исходят не от человека, а определяются законами природы и техники.

С другой стороны, они регулируют сферу несоциальную, потому что регламентируют отношения человека к природным объектам и технике.

Негативные последствия, которые появляются при нарушении естественных законов и технических правил выступают в качестве мер их обеспечения.

Замечание 2

Ряд специалистов, тем не менее, относят технические нормы к социальным, потому что объектом их регулирования является поведение людей, на что направлены и технические нормы. Эти нормы имеют социальное значение, т.к. искусственная среда обитания, связанная с развитием технической сферы, очень быстро развивается.

Сегодня, «техническая» норма стала актуальной, потому что определяет взаимоотношения человека и природы.

Социальная значимость технических норм по своему уровню различается и этот признак в оценке их «социальности» имеет большое значение. Например, поломка бытовой техники имеет социальную значимость равную нулю, потому что является результатом неправильного с ней обращения, но, опять же нарушение технических норм может привести к возгоранию и пожару.

Те технические нормы, которые имеют наибольшее значение, обеспечиваются правовыми санкциями и становятся технико-юридическими нормами.

Здесь тоже есть аргумент, что технические нормы могут принадлежать к социальным, а именно – технико-юридические нормы, как любые правовые, считают социальными. Несмотря на то, что их обеспечили правовой санкцией, природа не изменилась, и сохранились все черты, по которым они не относятся к социальным нормам.

Чтобы разрешить данное противоречие профессор А.Б. Венгеров считает, что надо различать юридико-технический и нормативно-технический социальные регуляторы.

Группы социальных норм

Групповые нормы относятся к социальным нормам и представляют собой эталоны должного поведения с точки зрения общества в целом.

В узком смысле это выработанные и принятые группой правила, которым должны подчиняться все её члены для совместной деятельности.

Это значит, что по отношению к этой деятельности нормы выполняют регулятивную функцию.

Те или иные социальные явления, опыт в организации определенной деятельности лежат в основе формирования ценностей группы. Очень важным фактом для групповой жизнедеятельности является различная значимость разного рода ценностей, их различное соотношение с ценностями общества.

Общими ценностями для всех общественных групп и рассматриваемые как ценности общества, являются такие понятия как добро, зло, счастье и др.

Если оценка идет конкретных общественных явлений – труд, образование, культура, то различие групп будет происходить по принимаемым оценкам.

Ценности той или иной группы не всегда совпадают, и о ценностях общества говорить становится уже труднее. Место социальной группы в обществе определяет специфику отношений к ценностям.

Именно на групповые ценности опираются правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы. Взаимоотношения индивида с членами группы можно определить при условии, если известно, какие нормы группы он принимает, а какие отвергает и почему.

Проблемой является мера принятия норм каждым членом группы. Важным здесь является следующее:

  • насколько индивиды принимают групповые нормы;
  • каково отступление каждым, от соблюдения этих норм;
  • каково соотношение социальных и «личностных» норм.

Функция социальных норм в том и состоит, что с их помощью личности предъявляются требования общества.

Для возвращения своего члена на путь соблюдения норм важен анализ санкций, которые могут быть поощрительные, запретительные, позитивные, негативные. Санкции необходимы для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Рассмотренные понятия представляют собой определенную концептуальную сетку с помощью которой можно дать социально-психологическое описание группы.

Структура социальных норм

Для правовой нормы характерна особая структура, потому что она отличается единством, целостностью, неделимостью.

Определение 1

Структура – это строение и внутренняя форма организации системы.

Норма права, если будет способна реагировать на реальные условия жизни, то сможет исполнять роль регулятора общественных отношений. Чтобы норма права не стала пожеланием, в ней должна быть предусмотрена принудительная реализация предписания.

Замечание 3

Таким образом, норма права – это единство элементов-предписаний, выполняющих все функции.

Структура правовой нормы включает в себя следующие три элемента:

  1. Гипотезу, содержащую описание условий действия правовой нормы, она указывает на фактические обстоятельства, с наступлением которых необходимо применять правило. Гипотеза будет простой, если указывается одно обстоятельство, с которым связывается действие юридической нормы. Например, на момент рождения ребенка его родителя являлись гражданами РФ, то и ребенок будет являться гражданином РФ независимо от того, где он родился. Сложная гипотеза ставит в зависимость одновременно несколько обстоятельств. Например, если родители ребенка, родившегося на территории РФ, не имеют гражданства этой страны, то ребенок все равно является гражданином РФ.
  2. Следующий структурный элемент нормы права – диспозиция. Это само правило поведения, им руководствуются при наступлении условий, которые предусматривает гипотеза. Когда формулируются правовые нормы перед и позади диспозиции, указывающей на конкретные права и обязанности участников правоотношений, может стоять гипотеза.
  3. Санкция является третьим элементом нормы права. Она указывает на меры, которые могут быть применены к неправомерно поступающим субъектам права – это меры государственного принуждения. Например, организация притонов, продажа наркотиков (это гипотеза). Данные противоправные деяния наказываются лишением свободы, срок которой выносит суд.

Социальные нормы - Совокупность требований, ограничения, предъявляемые той или иной социальной группой к своим членам.

В любой группе, даже работающей в течение короткого промежутка времени, можно легко заметить некоторые закономерности поведения ее членов. Эти закономерности получили название общественных норм. Нормы отражают разделяемые всеми члена- ми группы представления об ожидаемом от них приемлемом поведении. Отличие норм от ролей заключается в том, что роли разделяют людей, заставляют их действовать отлично одного от другого, тогда как нормы, наоборот, объединяют членов группы, показывая, как члены группы поступают одинаково.

Свойства и характеристики норм. В самом определении норм даны две их важных характеристики. Во-первых, нормы включают в себя достаточно четкие представления о том, какое поведение является приемлемым. Во-вторых, существует некие соглашения между членами группы, касающиеся этих представлений. Кроме этих двух характеристик могут быть выделены еще несколько свойств норм. Первое из них заключается в том, что нормы, в основном, включают в себя элемент долженствования, то есть описания того, как кто-то "должен" себя вести. Во-вторых, нор- мы являются более очевидными и более легко распознаваемыми людьми, что является очень важным для группы. В-третьих, нормы приводятся в жизнь самой группой. Многие виды рабочего поведения устанавливаются и контролируются самой организацией, тогда как номы регулируются внутри групп. В-четвертых, существует большой разброс в принятости норм группой и в степени, в которой считается допустимым отклоняющееся от норм поведение.

Структура норм. Приведенное выше последнее свойство норм требует дополнительных пояснений. Важно отметить, что существует некоторый разброс в нормах (то есть нормы задают не точные параметры поведения, а лишь диапазон допустимых значений).

Второй аспект заключается в том, что разные нормы (например, время прихода на работу и время самой работы) имеют неодинаковую важность для членов группы.

Этот метод анализа групп привел к раскрытию структуры общественных норм. В частности, он дает возможность узнать о том, что группа считает наиболее самым подходящим поведением, какой существует допустимый разброс в поведении, какое существует отношение к спецодежде и степень согласия или консенсуса, существующая между членами группы.

Как нормы развиваются. Нормы чаще всего развиваются медлен- но и в течение длительного промежутка времени, хотя некоторые могут утвердиться довольно быстро. Фельдман (Feldman, 1984) предположил, что нормы развиваются одним или другим из четырех следующих способов. Первый способ - это развитие через явные утверждения, делаемые членами группы. Нормы также могут возникать в результате каких-либо критических событий в истории группы. Третий путь для развития норм по Фельдману - это первенство. Первенство заключается в том, что первый шаблон, возникший в поведении группы часто становится нормой. Наконец, нормы могут переноситься из прошлых ситуаций. Например, группа, переведенная из одного отдела в другой сохраняет свои старые нормы, даже если теперь их стало труднее соблюдать.

Почему нормы проводятся в жизнь. Как мы предположили ранее, нормы проводит в жизнь группа, а не организация. И представляется маловероятным, что группа будет проводить в жизнь какие-то нормы, если эти нормы не полезны в чем-то для ее членов. Нормы также могут быть вводимы, если они упрощают или делают более предсказуемым поведение, возникающее в группе. Еще одна область, где нормы будут весьма кстати, это помощь группе в избежании стесняющих или дискомфортных межличностных проблем. И наконец, нормы могут пригодиться и поэтому внедряются в жизнь, если они выражают центральные ценности группы и выявляют характерные черты группы.

Как нормы проводятся в жизнь. Функции, выполняемые группой помогают понять, почему группа внедряет их в жизнь, но они не дают никакой информации о том, как это делается. В основном, нормы заучиваются членами группы и принимаются всей группой через процесс инструментального обучения и обучения на чужих ошибках.

Инструментальное обучение возникает тогда когда чело- век получает поощрения (события, увеличивающие вероятность повторения определенного стиля поведения) или наказания (события уменьшающие вероятность повторения определенного стиля по- ведения) , ведя себя тем или иным образом. Обучение на чужих ошибках происходит тогда, когда человек наблюдает за поощрениями или наказаниями других людей, ведших себя так или иначе.

Для поощрения в группе существует масса способов. Во-первых, вас могут похвалить. Во-вторых, вас могут подключить к некоторым видам общественных занятий (social activities) и функций.

В-третьих, о вас могут рассказать остальным, как вы хорошо работаете. Не меньшим количеством способов вас могут и наказать.

Наказание может принять форму взгляда, едкого (snide) комментария, или сердитого публичного обвинения. Индивидуум может быть подвергнут остракизму или оставлен в одиночестве. Первое, что случается, когда появляется индивидуум, не желающий идти "в ногу" с остальными, это попытка убедить отклонившегося (deviant) в том, что его (ее) поведение ошибочно. Окружающие будут пытаться изменить его мнение по предмету путем возросшего общения. Взаимодействие будет все более частым, более прямым и более явным с ходом времени. Чем яснее и важнее норма, чем сплоченнее группа, тем сильнее будет давление. В конце концов, отклонившийся должен будет изменить поведение или быть отвергнутым группой. Если все-таки произойдет отторжение, то может произойти ряд интересных вещей. Хотя отклонившийся и отторгается группой, он, тем не менее, может быть все еще нужен группе для выполнения ее задания. Если его некем заменить, то по отношению к нему вырабатывается некое соглашение, по которому с ним поддерживаются рабочие отношения, то он бывает исключен изо всех остальных видов деятельности группы.

Приверженность нормам. Помимо того, что группы заставляют подчиняться своим требованиям, важно отметить, что члены группы и безо всякого принуждения подчиняются ее большинству. В проводившихся Соломоном Эшем (Solomon Asch, 1955) экспериментах было выявлено, что большинству группы удается подчинить себе мнение отдельного индивидуума, даже в том случае, когда мнение большинства является заведомо неверным. Приверженность нормам во многом зависит от таких факторов, как характеристики задания, характеристики группы и характеристики индивидуальных членов группы, поведение которых является предметом изучения.

Характеристики задания. Когда исследуемое поведение зависит от задания, то на приверженность нормам может оказать существенное влияния двусмысленность задания. Исследования показали, что уровень приверженности будет тем выше, чем двусмысленнее задание, или же, для случая проблемных заданий, она будет выше для тех проблем, для которых нет "правильного" решения.

Характеристики группы. Один из важнейших результатов исследований Эша заключался в том, что единодушие группы тесно связано с тем, насколько проявляется приверженность нормам. В частности, индивидуумы бывают меньше привержены групповому консенсусу, когда этот консенсус не поддерживается всеми членами группы.

Размер группы также оказывает влияние на приверженность нормам. В основном, с увеличением размера группы, растет и приверженность ее нормам. Однако каждый дополнительный член группы привносит в нее все меньшую дополнительную приверженность, то есть мы можем говорить об уменьшающейся предельной приверженности групповым нормам.

Наконец, в сплоченных группах приверженность нормам более высока, чем в менее сплоченных.

Индивидуальные характеристики членов группы. Исследования, проведенные Крачфилдом (Crutchfield, 1955) , показали, что отрицательная зависимость приверженности групповым нормам наблюдается от интеллекта, терпимости и эгоизма.

Положительная зависимость отмечена между приверженностью нормам и склонностью к авторитарности или жесткости.

Результаты приверженности. Приверженность нормам может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Как было отмечено ранее, нормы приносят группам какую-то пользу, таким образом, чем выше будет приверженность группам, тем лучше для группы. Для индивидуумов выгода от приверженности групповым нормам заключается в том, что люди, обладающие такой приверженностью в высокой степени, будут вести себя очень похоже, таким образом, возрастет сплоченность группы (но здесь могут быть и отрицательные стороны, например, человек, слишком ревностно придерживающийся норм, может прослыть конформистом).

Наконец, с организационной точки зрения, приверженность нормам может быть как хороша, так и плоха, это зависит от нормы, ее соответствия целям организации.

Отклонения от групповых норм. Признавая, что групповые нор- мы приносят пользу как самой группе, так и отдельным ее членам, мы не можем не задаться вопросом, почему же члены групп иногда отклоняются от общепринятого поведения, не желают идти "в ногу" с большинством группы. Здесь можно отметить два момента.

Во-первых, мы отклоняемся от групповых норм потому, что они вступают в конфликт с другими важными группами, к которым мы принадлежим или с которыми себя отождествляем. Эти группы называются эталонными (reference) группами.

Во-вторых, группы могут делать нечто, что будет поощрять отклоняющееся поведение некоторых их членов. Степень терпимости, с которой группа будет относиться к нарушителю, будет зависеть от его прошлых заслуг перед группой. Исследования показывают, что индивидуум, заслуживший высокое доверия в группе может демонстрировать отклоняющееся поведение, и тем самым не только не заслужить никакого наказания, но и вызвать схожие изменения в поведении у остальных членов группы.

Нормы и организационная культура. Организационная культура, также называемая корпоративной культурой представляет из себя систему ценностей и норм, признаваемых всей организацией, а не только членами отдельных групп. Воздействие организационной культуры на функционирование организации зависит прежде всего от того окружения, в котором эта организация находится.

Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называетсяинституционализацией . Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;
- осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;
- выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;
- появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
- установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;
- создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
- набор социальных ролей и статусов;
- социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;
- совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;
- необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.



Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.

Структура права - это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.

Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством.

Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые пласты, части и представить его в виде «многослойного пирога». Таких «слоев» в структуре права насчитывается шесть (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Структура права

1. Права человека (естественные права). Это глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека - это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более 50.

Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России - в Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.

2. Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае речь идет об аналогии права. К числу основополагающих приниципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д.

Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.

3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних.

Референдумное право - новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция РФ.

4. Нормы, изданные государством, или законодательные нормы. Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Федеральным Собранием, Президентом, Правительством, министерствами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим высшую юридическую силу.

В Российском государстве законодательные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.

5. Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными. Используется по-прежнему и такое их наименование, как нормы локальные (местные), хотя этот термин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления.

Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.

Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на се территории, и, следовательно, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна и по своему объему они существенно опережают нормы законодательные.

6. Договорные нормы . Римские юристы говорили: «Договор - это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер: договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.

Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно- правовом характере договоров.

Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отмстить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.

В Роcсийской Федерации договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной, а затем авторитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.

Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев» права могут быть в свою очередь сгруппированы.

Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.

Нормы, принятые на референдуме, и законодательные нормы, т. е. изданные государственными органами , объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать «референдумное» и «законное» право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).

Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы, они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо