Домой / «Вторичка / 3 позитивное право понятие признаки. Права естественные и позитивные. Современные концепции

3 позитивное право понятие признаки. Права естественные и позитивные. Современные концепции

Позитивное право: понятие и признаки. Коллизии в праве

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Позитивное право: понятие и признаки. Позитивное право действующие нормативные правовые акты право установленное государством волей законодателя в отличие от естественного права. Позитивное право положительное право право действующее в данный момент. Гроций позитивное право это общеобязательные формально определенные юридические нормы охраняемые государством и регулирующие общественные отношения.

95. Позитивное право: понятие и признаки. Коллизии в праве.

Позитивное право – действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права.

Позитивное право, положительное право — право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя.

С точки зрения Интегративного подхода (Г. Гроций) позитивное право – это общеобязательные формально определенные юридические нормы, охраняемые государством и регулирующие общественные отношения.

Признаки права:

1) основывается на нормативных установках. В основе лежит мерность связей и процессов. Мера – это форма выражения пределов, в рамках которых количественные изменения не влекут качественных. Установки – это психологические явления, характеризующие психологическую готовность действовать определенным образом в соответствии с правовой нормой.

2) право основывается на идеях справедливости и свободы. Справедливость – это разумное соотношение деяния и воздаяния за него. Свобода – это неотъемлемое свойство человека, позволяющее ему оставаться таковым. Свобода выражается в возможности выбора варианта поведения.

3) право имеет свой предмет отражения – власть, государство и порядок в обществе и именно эти институты наполняют его реальным содержанием.

4) право регулирует общественные отношения , основываясь на внутреннем и внешнем детерминировании. Детерминанты – это факторы обусловливающие правовое регулирование. Внутреннее детерминирование – это система факторов, обеспечивающие добровольное принятие существующих правовых предписаний. Внешнее детерминирование – факторы, обусловливающие правомерное поведение.

5) право выражается в законодательстве (формальная определенность права).

6) динамизм права (возможность быстро изменить или отменить).

Под юридической коллизией понимают противоречие между сущ е ствующими правовыми актами и правопорядком и притязаниями, дейс т виями по их изменению, признанию или отторжению.

Они вносят в правовую систему несогласованность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы «устаревают», другие же — принимаются и действуют одновременно без отмены прежних) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).

Коллизии могут возникать:

1) между конституцией и иными актами (разрешаются в пользу конституции);

2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов, как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:

если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;

если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется позже принятый акт);

5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юридической силой);

6) между общим и специальным актом:

Если они приняты одним органом, то применяется последний;

Если они приняты разными органами, то действует первый.

Возможные способы разрешения коллизий:

Принятие нового акта;

Отмена старого акта;

Внесение изменений в действующие акты;

Систематизация законодательства;

Референдумы;

Переговорный процесс через согласительные комиссии;

Толкование и др.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11404. Работа со списками данных 57.5 KB
Задание 5. Работа со списками данных. Редактирование списков данных В справочник норм амортизации произвести следующую корректировку данных...
11405. Изучение жанра сказки на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе III-IV вида 25.23 KB
Лабораторное занятие № 5 Изучение жанра сказки на уроках литературы в специальной коррекционной школе IIIIV вида Задания для самостоятельной работы обязательной формы: 1.Составьте конспект урока по выбранной вами теме: 1 Разработайте конспект вступит
11406. Чтение и изучение фольклорных жанров на уроках литературы в специальной (коррекционной) школе III-IV вида (на материале пословиц и поговорок, былины) 18.31 KB
Лабораторное занятие № 6 Чтение и изучение фольклорных жанров на уроках литературы в специальной коррекционной школе IIIIV вида на материале пословиц и поговорок былины. Задания для подготовки Выявите по словарям литературоведческих терминов значение понятий
11407. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО БЫЛИНЫ 53 KB
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО БЫЛИНЫ Занятия по фольклору в седьмом классе начинаются с рассказов учащихся об известных им жанрах устного народного творчества с пересказов полюбившихся им сказок пословиц поговорок загадок. Они могут быть проведены в виде св...
11408. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Обрядовый фольклор 58 KB
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Обрядовый фольклор 2 часа Урок 8 Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарнообрядового цикла: колядки веснянки масленичные летние песни осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора
11409. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 71.5 KB
Лабораторная работа ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Цель работы; ознакомление и приобретение навыков алгоритмизации задач методом структурной декомпозиции использования основных арифметикологических и управляющих операторов языка С/С и отладки пр...
11411. ОБРАБОТКА МАССИВОВ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ФУНКЦИЙ 50.5 KB
Лабораторная работа ОБРАБОТКА МАССИВОВ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ФУНКЦИЙ Цель работы: ознакомление с принципами описания и алгоритмизации обра ботки массивов однотипных данных средствами языка С/С и приобретение навыков работы и отладки...

Позитивное право - это выраженное в общеобязательных правилах поведения от имени государства и иных компетентных правотворческих органов, нормы, очерчивающее объем свободы для членов общества, существующий независимо от любого из них.

Позитивное право в юридической науке часто называют правом в объективном смысле, т.е. объективным правом. Другими словами, позитивное право - нормы поведения, которые создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются как постоянный и непререкаемый императивный критерий для обязательного поведения. Создаются (или признаются), чтобы императивно, в общеобязательном порядке, определять, что юридически дозволено, а что юридически недозволено. Они получают определенное внешнее выражение в виде законов, юридических прецедентов и иных источников. Позитивное право можно признать некоторым искусственным образованием и притом - постоянно существующим, "заведенным" на непрерывное действие для решения жизненных ситуаций внешним образованием, существующим в государстве*(79).

К важнейшим признакам (свойствам) позитивного права относятся:

1) общеобязательная нормативность;

2) определенность содержания (формальная определенность);

3) волевой характер;

4) связь с государством.

┌───────────────────────────────────────────────────────┐

│ Важнейшие (основные) признаки (свойства) позитивного │

│ права │

└───┬──────────────┬──────────────────┬─────────────┬───┘

┌─────────────┴─────┐┌───────┴─────────┐┌───────┴────────┐┌───┴───────────┐


│ Общеобязательная ││ Связь с ││ Определенность ││ Волевой │

│ нормативность ││ государством ││ содержания ││ характер │

│ ││ ││ (формальная ││ │

│ ││ ││определенность) ││ │

└───────────────────┘└─────────────────┘└────────────────┘└───────────────┘

Общеобязательная нормативность позитивного права заключается в том, что нормы права распространяются на определенный круг лиц данного государства и способны охватить в соответствии с фиксированными признаками любой круг явлений и процессов.

Норма права - это его первичная, базовая частица, суть которой в обобщении разнообразных жизненных ситуаций и отношений в единую, абстрактную модель. Другими словами - это и есть стандарт общественных отношений, в соответствии с которым множество схожих общественных отношений единообразно регулируются. Они общеобязательны для всех и распространяются на всех, кому адресованы. При этом юридические нормы могут быть рассчитаны на определенный круг лиц или ограничены во времени - если норма содержит какие-то привилегии, льготы для той или иной категории работников, служащих (например, военнослужащие, инвалиды, многодетные матери).

Общеобязательная нормативность - это важнейшее свойство позитивного права, собственно, оно и определяет его содержание, поскольку именно нормативное выражение в виде общеобязательных правил поведения от имени государства и есть содержание позитивного права.

Определенность содержания (формальная определенность) представляет собой способность права предельно точно, в письменном виде фиксировать и закреплять требования, предъявляемые к поведению людей, к их поступкам, а также определять факты, обстоятельства и субъекты права, на действия которых оно распространяется, а также устанавливать последствия несоблюдения их требований. Есть мнение, что данное свойство позволяет "самым точным образом определять границы внешней свободы, а также последствия нарушения этих границ"*(80).

Это свойство праву придает точность, четкость и емкость изменения содержания правовых норм, их предоставительно-обязывающий характер, структура (строение) правовых норм и техника их внешнего оформления*(81).

Посредством данного свойства права реализуется так называемая нормативность, ибо письменная форма юридической нормы обеспечивает доступность и их общеобязательный характер.

Волевой характер права означает, что право принимается и реализуется по воле и в интересах соответствующих сил. Это свойство раскрывает сущностную сторону права, так как оно показывает, кто и в каких интересах принимает и реализует юридические нормы, кому они предназначены, чьи интересы выражают.

В связи с толкованием сущности государства в понимании права также неизбежно прослеживаются классовый и общесоциальный подходы:

В рамках классового подхода право понимается как система установленных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса. Здесь право толкуется как средство для обеспечения, главным образом, интересов господствующего класса. Данный подход часто называют марксистским, ибо интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующего класса, выражаются в законах, аккумулирующих волю господствующего класса, которая и объявляется сущностью права;

В рамках общесоциального подхода право рассматривается как орудие компромисса между классами, слоями, различными социальными группами. Право в данном аспекте выражает общую волю, общесоциальные интересы и используется как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.

Кроме отмеченных, можно выделить религиозный, национальный, расовый и другие подходы, в рамках которых их разделяемые и пропагандируемые ими интересы являются определяющими в сущности права.

Такое многообразие подходов указывает на то, что сущность права многоаспектна и не может быть сведена к какому-либо одному началу. Право выражает, прежде всего, государственную волю, но через нее в праве получают свое закрепление и поддержку классовые, общечеловеческие, религиозные и прочие интересы, обусловленные объективными факторами общественной жизни.

Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации*(82).

Связь права с государством проявляется в том, что большинство правовых норм устанавливаются непосредственно государством в лице его правотворческого органа и применяются им через систему специальных исполнительных органов. Часть юридических предписаний может создаваться и негосударственными субъектами, однако подобная деятельность производится только с санкции государства и в рамках, определенных законом.

Государство также обеспечивает, гарантирует своей властью, посредством особого правоохранительного механизма, исполнение установленных им юридических норм. Это проявляется в том, что в случае отклонения поведения субъектов права от норм, предписываемых законом, начинают работать меры государственного воздействия (в том числе и меры принудительного характера), которые корректируют активность субъектов, направляя ее на точную реализацию юридических предписаний. За правом всегда стоит государственный правоохранительный аппарат, способный принудить к соблюдению его норм.

Функциональная связь права с государством проявляется в обеспечении возможности государственного принуждения. Принудительность права, его опора на силу государства обеспечивает общеобязательность права (в этом его отличие от других социальных норм), так как основной функцией государства является обеспечение соблюдения и исполнения норм права и, как следствие, их обязательность для субъектов, к которым они обращены.

Рассмотренные выше признаки в совокупности придают праву регулятивный характер. Проявляется в том, что юридические нормы как особые государственные регуляторы определяют, упорядочивают и охраняют общественные отношения и порядок.

Право - это высокоэффективный инструмент проведения в жизнь политики государства, специфическое средство организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим характером его норм - правил поведения. Эти нормы устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Тем самым регулируемым правом фактическим отношениям придается характер правовых отношений*(83).

Позитивное право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных, издаваемых или санкционируемых государством норм, выражающих возведенную в закон волю и интересы общества, являющихся властным регулятором общественных отношений и охраняемых от нарушений государственным принуждением.

Вопросы для самоконтроля

1. Причины плюрализма научных концепций о сущности и природе права.

2. Какова основная идея естественно-правовой теории права?

3. Чем характеризуется юридический позитивизм? Основные черты нормативистской теории права.

4. Основные концепции правопонимания в современной России.

5. Узкое и широкое правопонимание?

6. Какова сущность социологического подхода в правопонимании?

7. Понятие позитивного права. Определение права.

8. Признаки позитивного права. Общеобязательная нормативность как один из важнейших признаков позитивного права.

9. Какие свойства права выражают его сущность и содержание?

10. В чем проявляется связь права с государством?

Список литературы

1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

2. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М.,2001.

3. Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001.

4. Денис Ллойд. Идея права. М., 2002.

5. Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988.

6. Лейст О.Э. Сущность права. М., 2002.

7. Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание // Советское государство и право. 1990. N 2.

8. Нерсесянц В.С. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М., 1996.

9. Немытина М.В. Право России как интеграционное пространство. Саратов, 2008.

10. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Том 3. Современное правопонимание. М., 2007.

11. Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России. М., 2007.

12. Теоретические и практические проблемы правопонимания / под ред. В.М. Сырых и М.А. Заниной. М., 2009.

13. Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: Введение в теорию: Монография. Красноярск, 2004.

14. Явич Л.С. Сущность права. П., 1985.

Право - это обусловленная природой человека и об­щества и выражающая свободу личности система ре­гулирования общественных отношений, которой при­сущи нормативность, формальная определенность в офи­циальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право как система ре­гулирования общественных отношений делится на 3 элемента:

1) естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права - права человека, или, иначе говоря, возможнос­ти, которые общество и государство способны обеспе­чить каждому гражданину,

2) позитивное - законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притя­зания граждан, организаций, социальных групп

3) субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Позитивное право - это система норм, содержащих опреде­ленные права и обязанности, исходящих от государства и об­щества, выраженные (закрепленные) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти).

Т.е. позитивное право - это за­конодательство и другие источники юридических норм, в ко­торых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, соци­альных групп.

При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной сте­пени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

Позитивное право исходит главным образом от государства, его властных структур: оно сконструировано по образу и подобию государства, отражает интересы и волю тех групп и слоев общества, которые оно преимущественно представляет и охраняет; позитивное право имеет официально-документальную форму выражения, воплощается в законах, иных нормативных правовых актах; позитивное право - это право, сведенное исключительно к закону.

Позитивное право возникает вместе с государством. Возникшее государство (публично-территориальная организация власти), стремясь навязать волю правящего слоя (класса, группы) всему обществу, издает акты, в которых выражает эту волю в общеобязательных, с формально-юридической точки зрения, определенных установлениях (правилах поведения, или нормах права). Совокупность таких установлений (правовых норм), содержащихся в принимаемых государством и его органами нормативных правовых актах, и есть позитивное право.



Свойства (= признаки) позитивного права

4) Сознательно-волевой характер . Право - проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потреб­ности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирование права как выра­жения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском общест­ве и правовом государстве.

5) Нормативность . Право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение. Непос­редственно нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Норматив­ность в правовой сфере - это гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъек­тивного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

6) Общеобязательность - действует для «всех», то есть в отношении заранее персонально не определённого круга лиц, в отношении «всякого и каждого», кто находится в предусмотренной нормой жизненной ситуации,

7) Формальная определенность правовые предписания находят письменное выражение в юридических документах, которые по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью, предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение.

8) Обеспеченность силой государственно-правового принужде­ния . Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение. Государственное принуждение это фактор, позволив­ший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязан­ности, действует несвободно. С помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливает­ся граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает сво­боду человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо четкое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязан­ность) и ограничений (юридическая ответственность).

9) Системность позволяет позитивному праву всесторонне и с максимальной полнотой урегулировать те или иные общественные отношения, причем урегулировать их единообразно в масштабах всей страны, поскольку позитивное право – это в целом единая в государстве система норм.

Право имеет обще социальную сущность , служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать сво­бодно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социаль­ном плане. В пределах своих прав человек уве­рен и свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищен­ная свобода.

Существует также теория классовой сущности права , разработанная в марксистском учении о госу­дарстве и праве. Утверждается, что право по своей сущности есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Представляется, что изначально право создавалось в интере­сах всего общества, для сохранения его целостности в условиях социального расслоения. Поэтому реальные проявления клас­совости в содержании права следует рассматривать как искаже­ние его общесоциальной сущности.


Право - это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.
Из указанного определения вытекают следующие признаки (свойства) права.
Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.
Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, на

которых распространяются. .Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов. Te или иные субъекты права (гражданин, должностное лицо) могут оценивать нормы права отрицательно, считать их нецелесообразными, несправедливыми и т. д. Однако такое отношение к. нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, исполнять и применять.
Системность права проявляется в том, что право - это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а стройная их система. Право как система норм складывается из таких элементов (частей), как отрасли и институты права. Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, составляют единое явление - право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения -самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.
Принудительность права. функциональная связь права с государством проявляется прежде всего в принудительности прара, обеспеченности возможностью государственного принуждения. Принудительность права, его опора на силу государства, как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Этим качеством право отличается от других социальных норм. Государство в значительной мере для того и возникает и функционирует, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение норм права. Государственное принуждение как средство обеспечения права носит организованный характер.
Издревле право связывалось с силой. «Свое право я ношу на острие меча своего», - провозглашал вождь древних галлов. Старая казахская поговорка гласит: «А если есть храбрец в твоем роде, то не останется твой иск за чужим родом». Богиня правосудия Фемида (или богиня возмездия Немезида) изображалась с весами в одной руке, на которых взвешивалось право, и с мечом - в другой как символом защиты права. Меч без весов, писал Перикл, есть голое насилие, весы без меча - бессилие права. Изображения мечей мы видим и на отличительных знаках работников правоохранительных органов. Великий философ И. Кант отмечал, что с правом связано пра
вомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву.
В правовом государстве принуждение как средство обеспечения права не только носит государственно-организованный характер, но оно должно быть правовым принуждением. Это означает, во-первых, что могут применяться только те меры принуждения и только в тех случаях, которые предусмотрены законом. Во-вторых, эти меры могут применяться только уполномоченным на то органом. В-третьих, эти меры могут применяться только с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, узурпация государственной власти, превышение власти.
Формальная определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права - нормативных актах.
Волевой характер права. В праве выражена воля. Это признается многими мыслителями - философами и юристами. Однако расхождение состоит в вопросе: чья воля выражена в праве? Здесь существуют два различных взгляда, Первый заключается в том, что в праве выражена общая воля народа, объединенного государством. Этого взгляда изначально придерживались еще древнеримские юристы (Папиниан, Юлиан, Цельс). Впоследствии теорию общей воли развивали Гегель, Иеринг, представители исторической школы права- Ca- виньи, Пухта, представители юридического позитивизма (право - приказ государства) и др.
Другой взгляд представлен марксизмом. С точки зрения марксизма право - это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законе. Ho эта классовая воля - не классовый произвол, она обусловлена экономическим базисом - способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений.
Представляется, что зерно истины есть в том и в другом подходе, В праве, бесспорно, находит выражение нечто общее, необходимое любому члену общества независимо от
классовой принадлежности (зашита жизни, чести, собствен" ности любого из его членов, заинтересованность в элементарном порядке и т. д.). И в этом отношении оно выражает какие-то общие интересы, общую волю. Ho с другой стороны, право выражает и защищает господствующий в обществе способ производства и основанные на нем отношения той или иной превалирующей формы (отношений) собственности, а следовательно, должно выражать интересы и волю соответствующих собственников (рабовладельцев, феодалов и т. д.). И в этом качестве оно носит классовый характер. Эта классовая сущность права выражена явно, грубо, не прикрыта, не завуалирована (рабовладельческое, феодальное право) или выступает не так явно и грубо, скрываясь за правовым равенством.
В праве выражена не любая воля, а воля государственная, облеченная в определенную форму - закон.
Рассмотренное выше понимание права в отечественной юридической науке подвергается критике как понимание узконормативное, сводящее право только к нормам, содержащимся в законах; необходимо более широкое понимание права. На самом же деле представленное понимание права является пониманием нормативным, но не узконормативным. Это понимание вполне обоснованно является пониманием социологическим. Это выражается в том, что нормы права, право в целом рассматриваются как социальный феномен (явление), стоящий в ряду других социальных регуляторов (мораль, обычай, корпоративные нормы).
Во-вторых, воля, выраженная в праве, - это He воля отдельного субъекта, не произвол, а явление социальное, выразитель общих интересов членов общества и социальных групп.
В-третьих, указанная воля, составляющая сущность права, рассматривается не как оторванная от общества, помещенная в сферу, в мир долженствования, не связанный с миром реальным, а обоснованная самой природой общества, системой его экономических, социальных, культурных, нравственных и прочих отношений.
В-четвертых, формирование, функционирование права связано с важнейшим социальным институтом общества - государством.
В-пятых, цели, назначение, ценность, функции права, как будет показано далее, носят социальный характер.

Понимания права, предложенного в настоящей главе, конечно, придерживаются юристы-практики, представители отраслевой юридической науки. Для них право - это нормы, содержащиеся в соответствующих источниках, прежде всего в законах и HHbtx нормативных актах.

Объективное право

Субъективное право

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 11892 | Нарушение авторского права страницы

Естественное право .

Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права. Естественное право не зависит от человеческой воли и желания. Оно представляет собой идеал, т. е. форму должного в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие «справедливость». Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей и т. д. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека. оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством.

Позитивное право .

Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Позитивное право – правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно-властные решения. Оно рассматривается как искусственно создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов.

Позитивное право представляет собой институциональное образование : оно существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических документах.

Нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка (естественного права), но и противоречить им.

Основные различия между естественным и позитивным правом :

Естественное право Позитивное право
1. считается производным от естественного порядка вещей 1. искусственное создание, сотворённое людьми.
2. возникает вместе с возникновением человеческих цивилизаций и культуры 2. возникает значительно позже, с возникновением государственности
3. естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписанных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований 3. позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера
4. свободу, право на жизнь, личное достоинство человек приобретает по факту рождения. Они принадлежат ему изначально и безусловно. Никто не вправе посягать на них. 4. свободы и права человек получает от государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать, но и отнять права.
5. естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозные, нравственные и этические начала, связывающими его с ценностями культуры 5. отождествляется с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, а не культуры

Объективное право (или собственно право) - это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это юридические нормы, закреплённые формально в источниках права в данный период в конкретном государ­стве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведе­ния, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъек­тивными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъек­тивны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкрет­ные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

⇐ Предыдущая32333435363738394041Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 11891 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Юридический позитивизм сформировался в середине XIX века на основании идей

французского философа Огюста Конта (1798-1857) и

английского правоведа Джона Остина (1790-1859), которые изложены в его работе «Определение предмета юриспруденции».

Затем положения теории позитивного права были трансформированы в идеях австрийского правоведа Ганса Кельзена (1881-1973), в его трудах «Общая теория права и государства» и «Чистая теория права».

В первой половине XX века теория позитивизма была дополнена идеями английского философа Герберта Харта, в его сочинении «Концепция права» — 1961 год.

Теория позитивного права включает в себя:

а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин);

б) "чистую" или нормативистскую теорию права (Г. Кельзен);

в) аналитическую юриспруденцию или неопозитивизм (Г. Харт).

а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин):

Право – это приказ, исходящий от лица или группы лиц, располагающих властью, направленный членам самостоятельного политического сообщества.

Приказ суверена, снабженный санкцией, есть правовая норма.

б) «чистая» или нормативистская теория права (Г. Кельзен):

Право – система правил должного поведения, независимо от общественного бытия, оно не есть воля государства, а государство есть производное понятие от права – правовой порядок.

в) аналитическая юриспруденция или неопозитивизм (Г. Харт).

Право – формально-логическая система «первичных» и «вторичных» норм-правил, восходящих к высшей норме.

Первичные нормы – совокупность норм, требующих от людей действовать или воздерживаться от действия.

Вторичные нормы – совокупность норм, определяющих процессы создания, изменения и функционирования норм первого типа:

а) нормы признания указывают на существование других правовых норм;

б) нормы изменения указывают на необходимость изменять первичные нормы;

в) нормы процесса используются при применении и толковании права.

Правопонимание в России:

Представления о праве в истории России до 1917 года:

Владимир Иванович Даль (1801-1872) – русский писатель.

Право — уверенье в истине чего-либо, истинное, воистину справедливое.

Право — данная кем-либо или признанная обычаем власть, сила, воля, свобода действия; власть и воля в условных пределах.

Иван Александрович Ильин (1882-1954) – русский юрист, религиозный философ, государствовед, автор книги "Общее учение о праве и государстве".

Право – есть суждение, которое устанавливает известный порядок как должный.

Право – есть норма.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – философ, автор «Нравственной философии».

Право – принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла.

Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910) – юрист, автор книги «Определение и основное разделение права».

Право в субъективном смысле есть отношения.

Право в объективном смысле есть совокупность юридических норм и в целом правовой порядок.

Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) – философ, правовед, автор «Лекции по энциклопедии права»-1917г.

Право – порядок, регулирующий отношения отдельных лиц в человеческом обществе.

Право всегда выражается в виде притязаний, требований с одной стороны, в виде обязанностей – с другой.

Габриель Феликсович Шершеневич (1863-1912) – юрист, автор книги «Общая теория права»-1910 г.

Право представляет равнодействующую двух сил, из которых одна имеет своим источником интересы властвующих, а вторая – интересы подвластных.

Право, поддерживаемое государством, есть результат соотношения государственных и общественных сил, пока оно не будет заменено новым правилом.

Право – правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью, его устанавливающего.

Основные положения русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались под влиянием правового позитивизма (подхода, отождествляющего право с положительным, оформленным правом).

Причем для России был характерен этатический позитивизм (позитивизм, рассматривающий право как порождение и инструмент государства).

В начале XX в. российский этатический позитивизм претерпел изменения и сформировался в двух направлениях:

а) формально-догматическое (основанное на логической интерпретации юридических понятий) - Е. В. Васьковский, Д. Д. Гримм, А. А. Рождественский и др.;

б) социологизированное (основанное на проблеме интереса в праве) - С. А. Муромцев, Н.

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО

М. Коркунов и др.

В то же время значительная часть российских теоретиков права отошла от позитивизма и образовала несколько школ. Так, серьезному пересмотру в конце XIX - начале XX в. российский позитивизм подвергся со стороны возрожденного естественного права. Эту идею отстаивали П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен, Е.Н. Трубецкой, Н.И. Палиенко и др.

Формировалась «психологическая школа права» (Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин).

После октябрьского 1917 года вооруженного переворота, в первые годы советской власти отношение к праву среди ученых-правоведов и интерпретаторов марксизма было явно нигилистическим

(А. Г. Гойхбарг, В. В. Адоратский, М. А. Рейснер, Е. Б. Пашуканис, П. И. Стучка и др.).

Обусловлено это было провозглашением тезисов о диктатуре пролетариата и революционном правосознании, а также замена установленного ранее правопорядка и в целом правовой системы.

Правопонимание советского периода времени:

Дмитрий Иванович Курский (1874-1932) –советский партийный государственный деятель, нарком юстиции в 1918-1928 годах.

Право – орудие диктатуры пролетариата. Право в условиях диктатуры пролетариата есть выражение интересов пролетариата. Здесь нет места для нормы о признании и защите прав и свобод индивида.

Однако потребности в обосновании новой формы государственного устройства, а также активная нормотворческая деятельность органов советской власти объективно требовали теоретических разработок права и четкого определения позиции в правопонимании.

В этой связи в конце 1920-х - начале 1930-х годов формировалась новая правовая теория.

Андрей Януарьевич Вышинский (1883-1954) – советский юрист и дипломат, государственный прокурор СССР.

Право – совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общения, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных господствующему классу, т.е. право – это приказы диктаторской власти.

Сергей Сергеевич Алексеев – учебник по ТГП 1985 г.

Советское общенародное право – система общеобязательных, формально определенных, гарантированных советским государством норм, выражающих возведенную в закон государственную волю всего советского народа, руководимого Коммунистической партией, и выступающих в качестве регулятора общественных отношений в целях построения коммунизма.

Специфика (особенность) понимания права в советской России обусловливалась:

1) марксистско-ленинской, классово-экономической, коммунистической идеологией;

2) революционным правосознанием, признаваемым основным источником права;

3) приоритетом государственных и общественных интересов над интересами личности и конкретного человека.

52. Понятие, свойства, сущность и предназначение права.

Современные отечественные трактовки понятия права, его свойств, сущности и предназначения.

По мнению проф. Владимира Константиновича Бабаева, десятилетия дискуссий о праве в отечественной юридической науке выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности:

а) философский, определяющий право как меру свободы, равенства и справедливости.

б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями;

в) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм;

Философский подход:

Право - это система естественных, неотъемлемых прав (свободы, равенства, справедливости), существующих независимо от воли государства.

Социологический подход:

Право - это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе.

Государство их не создает, а лишь «открывает».

Нормативный подход:

Право – это система общеобязательных, установленных и обеспечиваемых государством норм , предназначенных для регулирования отношений в обществе (проф. Валерий Васильевич Лазарев).

Право – это система общеобязательных формально определенных норм , выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений (проф. Владимир Ильич Леушин)

Право – это общие правила поведения , признаваемые государством и обеспечиваемые им в случае необходимости принудительно (проф. Орест Владимирович Мартышин).

Основные свойства (признаки) права:

1. Интеллектуально-волевой характер права:

а) правила поведения, совокупность норм права, а значит и право в целом формируются посредством интеллектуальной деятельности субъектов правотворчества;

б) в праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций, а эти интересы противоположны и противоречивы;

2. Нормативность права:

б) нормы права регулируют поведение, поступки людей, общественные отношения.

в) нормы права обеспечивают упорядоченность общественных отношений;

3. Формальная определенность права:

Совокупность норм права закреплена в определенных формах, источниках права (нормативных правовых актах).

Совокупность норм права является образцами, масштабами, моделями поведения субъектов, закрепленных в текстах нормативных правовых актов.

4. Системность права:

Нормы права имеют системообразущие связи между собой, которые проявляются:

а) в иерархии (соподчинении) норм (их юридической силе, соподчиненности в зависимости от статуса, правового положения органа публичной власти их принявшего);

б) во взаимодействии, согласованности и непротиворечивости норм права между собой;

в) в предметных критериях (дифференциации и интеграции норм права по отраслям права, подотраслям и правовым институтам в зависимости от предмета и метода правового регулирования);

г) в функциональных (регулятивные, охранительные) критериях.

5. Общеобязательность права:

состоит в том, что нормы права распространяют свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся в сфере действия данных норм (общий характер),

а также в том, что

требования норм обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме (обязательный характер).

6. Обеспеченность права государственными гарантиями и мерами государственного принуждения:

монополия государства на осуществление принуждения реализуется в двух направлениях:

а) обеспечение защиты субъективного права и преследование цели принуждения правонарушителя к исполнению обязанностей в интересах пострадавшей стороны;

б) привлечение в предусмотренных законом случаях виновного лица к юридической ответственности и возложение на него юридического наказания.

⇐ Предыдущая55565758596061626364Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 562 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.005 с)…

Естественное право .

Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права. Естественное право не зависит от человеческой воли и желания. Оно представляет собой идеал, т. е. форму должного в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие «справедливость». Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей и т. д. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации.

Позитивное право

Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека. оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством.

Позитивное право .

Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Позитивное право – правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно-властные решения. Оно рассматривается как искусственно создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов. Позитивное право представляет собой институциональное образование : оно существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических документах.

Нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка (естественного права), но и противоречить им.

Основные различия между естественным и позитивным правом :

Естественное право Позитивное право
1. считается производным от естественного порядка вещей 1. искусственное создание, сотворённое людьми.
2. возникает вместе с возникновением человеческих цивилизаций и культуры 2. возникает значительно позже, с возникновением государственности
3. естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписанных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований 3. позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера
4. свободу, право на жизнь, личное достоинство человек приобретает по факту рождения. Они принадлежат ему изначально и безусловно. Никто не вправе посягать на них. 4. свободы и права человек получает от государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать, но и отнять права.
5. естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозные, нравственные и этические начала, связывающими его с ценностями культуры 5. отождествляется с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, а не культуры

Объективное право (или собственно право) - это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Объективное право - это юридические нормы, закреплённые формально в источниках права в данный период в конкретном государ­стве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведе­ния, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъек­тивными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъек­тивны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкрет­ные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

⇐ Предыдущая32333435363738394041Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 11890 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Негативные и позитивные права

Современная типология прав человека весьма разнообраз­на. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные. Такое разграничение прав основано на различении в них негативного и позитивного аспектов свободы. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личнос­ти, возможность действовать по своему усмотрению, в позитивном - как свобода выбора, а главное, как способность человека к дости­жению поставленных целей, проявлению способностей и индиви­дуальному развитию в целом.

В соответствии с таким пониманием свободы негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохра­няют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмеша­тельств и ограничений.

Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право

Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права.

Типичным примером юридической фиксации этой группы прав и в целом негативного (и либерального) подхода к правам человека является Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений». Термин «не должен» содержится почти во всех статьях (кроме одной) этого документа. Практически все содержание Билля о правах направлено на ограждение личности от всякого рода несправедливых и нежелательных посягательств со стороны правительства .

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражда­нину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т.п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без нали­чия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политичес­кой системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма.

Гражданские и политические права

Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делением на позитивные и негативные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого слова), культурные и экологические.

Гражданские (личные) права – это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права.

Их не следует путать с правами гражданина, которые охватывают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять индивидуальность, быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством.

К гражданским правам обычно относят право:

· на жизнь;

· на свободу и личную неприкосновенность;

· на защиту чести и доброго имени;

· на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого;

· на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений;

· на свободу передвижения и выбор места жительства, в т.ч. право покидать государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну, и др.

В конституциях многих государств гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.

Политические права определяют возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни.

К ним относятся право человека:

· на гражданство;

· на избирательные права;

· на свободу организации союзов и ассоциаций;

· на проведение демонстраций и собраний;

· на информацию;

· на свободу слова, мнений в т.ч. свободу печати, радио и телевидения;

· на свободу совести и др.

В СССР и других коммунистических государствах длительное время господствовал разрешительный подход к политическим правам, который по существу сводил их на нет, требуя согласия властей на их реализацию . Для того же чтобы эти права можно было свободно реализовать, их предоставление должно носить преимущественно регистрационный характер, т.е. условием их реализации должно быть не предварительное разрешение властей, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учет их предписаний по обеспечению законности и общественного порядка.

Экономические права

К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права экономические. Они связаны с обеспечением свободного распоря­жения индивидами предметами потребления и основными факто­рами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабо­чей силой. Вплоть до середины XX в. важнейшие из этих прав - права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой - обычно рассматривались как основополагающие гражданские права. В современных юридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т.п.

Особое место среди экономических прав занимает право частной собственности. В странах Запада и в России до октября 1917 г. это право рассматривалось как одно из первейших для существования гражданского общества и обеспечения индивидуальной свободы. В коммунистических же государствах оно вообще отрицалось, сводилось к праву личной собственности на предметы индиви­дуального потребления. Однако опыт всех без исключения стран показал, что запрет частной собственности противоестествен для человека. Он подрывает мотивацию добросовестного инициативного труда, порождает массовую хозяйственную безответственность и социальное иждивенчество, ведет к тоталитарной дегуманизации общества и к разрушению самой человеческой личности. Инди­вид, лишенный не контролируемой государством среды обитания, средств производства, возможностей проявить предприимчивость, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается свободы и индивидуальности.

Кроме того, отсутствие права собственности обрекает боль­шинство граждан на бедность и нищету, поскольку без законода­тельного признания и фактического осуществления этого права невозможна эффективная рыночная экономика.

Именно частная собственность является тем мельчайшим кирпичиком, из которых складывается все сложное здание современного хозяйственного механизма, в том числе и различные виды групповой собственности, кооперативной, акционерной и т.д.

В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости ограничения права частной собственности, как почти любого другого права. Потребности экономиического развития, рост демократического движения народных масс привели к существен­ным изменениям самой трактовки частной собственности, к ее социализации, постановке под контроль государства. Сегодня мало кто настаивает наабсолютном характере частной собственности. Отошел на задний план, хотя и сохранился, принципнепри­косновенности собственности. В законодательствах ФРГ, Франции, Италии и целого ряда других государств устанавливаются допустимые пределы частной собственности, говорится о ее использовании в интересах общества. Введение такого рода ограничений никак не означает отрицания фундаментального характера права частной собственности. Для посткоммунистичсских стран, в т. ч. для России, нахождение оптимальных форм его практического осущест­вления в интересах личности и общества имеет поистине ключевое значение для успеха политики реформирования.

Как следует из признания международных стандартов основных прав и свобод человека и гражданина, их закрепления в гл. II Конституции РФ, приоритета международных соглашений над внутренним законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ), общее определение права не является однозначным. Оно выстраивается из блоков представлений об общецивилизованном праве и позитивном праве.

Разумеется, право проявляется не только в международных стандартах и внутреннем законодательстве. Оно «живет» и выполняет регулирующую функцию в правосознании, реальных правоотношениях, юридической практике, правовой доктрине.

В предлагаемом подходе акцентируется внимание на нормативном проявлении феномена права, в частности, нормативной природе надпозитивного права. Оно, как и всякое право, нуждается в юридическом опосредствовании (международные стандарты), переводе на язык внутреннего законодательства и государственной гарантированности. Даже если мы говорим о глубоких корнях и социальной обусловленности надпозитивного права, в частности, на уровне абсолютных общечеловеческих ценностей, тем не менее, мы должны признать, что оно имеет внешние формы выражения как международные стандарты, и с точки зрения нормативности внутреннего законодательства.

Нормативная характеристика, выступает на первый план в позитивном праве, в блоке реального законодательства, о чем свидетельствует ряд его признаков.

Во-первых, оно проявляется как система нормативных установлений. Нормативная характеристика права не сводится к наличию в законодательстве нормативных предписаний конкретного свойства (обязываний, дозволений, запретов).

9. Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право.

В нормативных правовых актах, особенно кодифицированных, обнаруживается согласование и взаимодействие обобщенных установлений законодательства (программных положений, предписаний-принципов, нормативных обобщений) и предписаний, содержащих модели, эталоны поведения,

Во-вторых, право исходит от государства. Оно или устанавливается, или санкционируется государством, Даже если и возникает вопрос о фактических правовых притязаниях, неотделимых от природы человека (блок естественного права), то реальную и гарантированную реализацию они могут получить, в связи с нормативным опосредствованием соответствующих притязаний, в международных документах являющихся фактом признания и юридического закрепления в законодательстве государства,

В-третьих, право выражает согласованную волю социальных слоев и групп населения, воплощает общечеловеческие ценности свободы, равенства, справедливости. Здесь нужно видеть проявление самой сущности права, которое всегда имеет волевой характер, обладает ценностными показателями.

В-четвертых, право устанавливает меру свободы в поведении граждан и других субъектов социальных связей.

В-пятых, право регулирует поведение людей через установление вида и меры возможного и обязанного поведения, угрозу применения принуждения в случаях нарушения запретов.

В-шестых, право обеспечивается государством, гарантируется набором средств, в том числе потенциальной возможностью применения средств государственного принуждения.

В связи с признанием общесоциального компонента и ценностей в современном праве России уместно сформулировать следующее его определение.

Право — это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения, к достижению равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.

Важно обратиться к характеристике свойств права как специфическому средству урегулирования общественных отношений.

Системность. Право — системное образование,- имеющее строение, связь и взаимодействие составляющих компонентов как «по вертикали», так и «по горизонтали», совокупное назначение (функционирование), саморегулирование и целостность.

Общеобязательная нормативность характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого (неперсонифицированность), регулировать социальные связи непрерывно и не исчерпывается однократной реализацией, возможностью конкретизации в высокой степени абстрактных нормативных предписаний.

Формальная определенность — придание государством, создаваемым им правилам поведения официальной формы выражения и тем самым общеобязательного значения. Названное свойство — это субъективное право как вид и мера возможного поведения, юридическая обязанность как вид и мера обязанного поведения, юридическая ответственность как вид и мера принудительного претерпевания лишения благ, непосредственно принадлежащих виновному в совершении правонарушения лицу.

Государственная обеспеченность (гарантированность). Возводя право в закон, придавая правилам поведения официальное внешнее выражение, государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом, применяет к правонарушителю меры государственного принуждения