Домой / Продавец квартиры / Санитарная авиация. О работе авиации чрезвычайного ведомства, о закупках новых самолетов и обновлении парка авиационной техники, о летчиках мчс россии в интервью иа "тасс " Применение авиации для выполнения воздушных перевозок

Санитарная авиация. О работе авиации чрезвычайного ведомства, о закупках новых самолетов и обновлении парка авиационной техники, о летчиках мчс россии в интервью иа "тасс " Применение авиации для выполнения воздушных перевозок

Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах

Аварийно-спасательные работы при авиакатастрофах направлены на своевременное оказание экстренной помощи пострадавшим и предотвращение возможных последствий бедствия, вторичных поражающих факторов, которые могут нанести ущерб природной среде или крупный материальный урон.

В аварийных ситуациях число спасенных людей часто зависит от оперативности действий спасательной службы. В случае необходимости мы в кратчайшие сроки обеспечим боевую готовность спасателей-профессионалов и современного спасательного оборудования.

Аварийно-спасательные работы на земле и воде

Бывает так, что авиакатастрофы происходят в отдаленных от аэропорта местах; в таких случаях необходима срочная организация и проведение поиска воздушного судна. В случаях аварийной посадки самолета на водную поверхность, к спасению людей привлекаются профессиональные спасатели-водолазы и соответствующая техника.

После обнаружения потерпевшего крушение самолета от спасателей требуется не только обеспечить спасение людей, но и оказать им первую помощь, а также предотвратить панику. Если район бедствия находится в труднодоступном месте, служба спасения разворачивает временный лагерь, содержащий все необходимое для жизнеобеспечения пострадавших.

Порядок действий при аварийно-спасательных работах

    Поисковые мероприятия

    Поиск потерпевшего бедствие воздушного судна с привлечением спасательных транспортных средств (воздушных, наземных, водных), оборудованных необходимым снаряжением и аппаратурой.

    Подготовка плана спасательных работ

    По результатам поиска происходит уточнение координат места катастрофы, оценка текущей обстановки, прогнозирование последствий чрезвычайной ситуации.

    Ликвидация аварийной ситуации

    Оперативное принятие всех необходимых мер для устранения аварии и предотвращения ее вероятных последствий.

Общие принципы работы

    Заблаговременная подготовка сил и средств к оперативным действиям для ликвидации аварий;

    Экстренное реагирование на возникновение или угрозу чрезвычайной ситуации;

    Непрерывное и последовательное осуществление выработанного плана спасательных работ до полного их завершения;

    Применение современных технологий, обеспечивающих наиболее эффективный результат спасательных действий;

    Соблюдение всех необходимых мер безопасности.

Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф)
на воздушном транспорте

Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).

Первоочередные мероприятия по спасению людей при такой аварии, как правило, связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

При организации аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна необходимо помнить, что: через 2–3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации; температура внутри пассажирских салонов резко нарастает по их высоте (на уровне пола – 50 °С, а на высоте 1,5 м от пола – 250 °С); работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты.

Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.

В случае авиакатастрофы вне зоны аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие, организуется руководителями управлений Федеральной авиационной службы или командирами соответствующих авиационных объединений видов Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах поисково-спасательных работ) которых произошло авиационное происшествие.

При этом поисково-спасательные работы организуются в следующих случаях:

при получении сигнала бедствия с борта воздушного судна, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций (радиобуев);

при получении доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие, а также сообщений других очевидцев бедствия;

если в течение 10 мин. после расчетного времени прилета воздушное судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин.;

если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел её в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки или потере радиосвязи более чем на 5 мин., если радиолокационная проводка не велась;

во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.

Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково-спасательных команд. В первую очередь, с их помощью обнаруживается место падения самолета (вертолета).

После приземления или высадки поисково-спасательной команды немедленно начинается эвакуация пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых условий выживания, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи.

После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна, погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, "черных ящиков" и обеспечить сохранность ценностей.

До прибытия на место катастрофы руководителя комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших. Перемещение воздушного судна до прибытия указанной комиссии допускается только в случаях, если аварийное воздушное судно упало на железную дорогу, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов.


Осуществлению экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации способствует развитие современных авиационных технологий спасения как наиболее эффективных способов реагирования на чрезвычайные ситуации и спасения терпящих бедствие людей.
Современный парк специальных самолетов и вертолетов МЧС России позволяет создавать авиационную группировку для пожаротушения, спасения людей в труднодоступных местах и на воде, организовывать воздушные пункты управления, ведения инженерной, радиационной и химической разведки, оказывать экстренную медицинскую помощь в крупных мегаполисах и т.д.

Авиация МЧС России имеет в своем штатном составе следующие части и подразделения:

  • государственное унитарное авиационное предприятие с парком специальных самолетов и вертолетов:
    6 самолетов Ил-76ТД (транспортно-десантные и пожарные), 2 самолета Ан-74П (универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки), Як-42Д и Ил-62М (воздушные пункты управления), оснащенные специальной связью, а также предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов;
  • отдельную смешанную авиационную эскадрилью, имеющую в своем составе самолеты Ил-76ТД и вертолеты Ми-26Т и Ми-8МТ;
  • два отдельных вертолетных отряда региональных центров МЧС России, имеющих в своем составе вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ и МВТ, Ка-32Т и Ми-2;
  • базу аэродромного и материально-технического обеспечения.
  • Состав собственной авиационной группировки сформирован в соответствии с концепцией авиационного обеспечения деятельности МЧС России на период до 2005 года, согласно которой эта группировка определена как силы и средства первого эшелона.
    Авиационная группировка оптимизирована в том составе, который минимально необходим для обеспечения экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, для гуманитарных операций, а также для удовлетворения внутренних потребностей в грузовых и пассажирских перевозках.
    Противопожарный самолет Ил-76ТД оснащен двумя специальными выливными авиационными приборами (ВАП-2). Два бака ВА-2 вмешают 42000л воды или специальной огнегасящей жидкости.
    В последнее время авиация МЧС России активно использует при тушении пожаров также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 кубометров на вертолетах Ми-8 и Ми-26 соответственно.
    Воздушные суда, как правило, многофункциональны.
    Например, Ил-62М, оборудованный в варианте командного пункта, способен выполнять следующие задачи: управлять силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, а также экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек), доставлять правительственные делегации и осуществлять специальные полеты.
    Многочисленные задачи выполняют и вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые не требуют специальных аэродромов, могут обслуживать труднодоступные территории.
    Они доставляют в города и поселки страны все необходимое для нормальной жизнедеятельности людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, выполняют поисково-спасательные работы, ведут борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в опасных для человека чрезвычайных ситуациях, ведут патрулирование лесных массивов и торфяников и т.д. Указанные воздушные суда составляют силы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации территориального и регионального масштабов, включаются в состав первого эшелона и резерва региональной группировки сил РСЧС.
    Это в значительной мере усиливает региональную составляющую сил и средств РСЧС
    В вертолетную эскадрилью ГУАП МЧС России входят вертолеты Бо-105 и Бк-117 (производство франко-немецкой фирмы "Еврокоптер"), которые перевозятся на большие расстояния самолетами Ил-76ТД для участия в аварийно-поисковых работах. Время приведения их в готовность после выгрузки составляет не более 30 минут.
    Вертолеты Бо-105 и Бк-117 широко используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе вертолеты Бо-105 могут войти в состав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасению воздушных судов.
    Опыт эксплуатации Бо-105 использован при доработке и корректировке тактико-технических требований к вертолету Ка-226, предназначаемому для участия в аварийно-поисковых работах в условиях городской застройки или горной местности.
    Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России способствует поддержанию и развитию отечественных авиационных спасательных технологий.
    По заказу МЧС России разработан аварийно-спасательный вертолет легкого класса Ка-226А, который планируется использовать в особо сложных условиях для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды.
    Завершен основной этап летных испытаний многоцелевого самолета-амфибии Бе-200ЧС. Этот самолет способен забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.
    В соответствии с принятой концепцией авиационного обеспечения деятельности МЧС России предусматривается дальнейшее развитие авиационных технологий. Разработаны и успешно прошли предварительные испытания подвесная корзина для транспортировки пострадавших до 10 человек на внешней подвеске вертолета Ми-8, а также вертолетная система взрывного дробления ледовых заторов с использованием фюзеляжного раскладчика зарядов взрывчатых веществ.
    В ходе реформирования авиации МЧС России планируется до 2005 года в создаваемых региональных спасательных центрах развернуть вертолетные комплексы экстренного реагирования и авиационные комендатуры. Авиапарк пополнится новыми аварийно-спасательными вертолетами и многоцелевыми самолетами.
    Все это может существенно повысить возможности, работоспособность авиации МЧС России, мобильность спасательных сил, а следовательно, сократить сроки реагирования на чрезвычайные ситуации.
    Жизнь показывает, что почти ни одна задача по спасению человека не решается сегодня без участия авиации.
    Авиация – это та основа, на которой строится мобильность и эффективность действий Чрезвычайной службы России.

    А также силами и средствами других федеральных органов исполнительной власти и организаций, привлекаемых в установленном порядке.

    Авиационное обеспечение включает:

    • авиационно-спасательные работы:
      • поиск и обнаружение потерпевших бедствие при ЧС ;
      • наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска;
      • десантирование спасательных групп и грузов парашютным, беспарашютным и посадочным способами;
      • эвакуация пострадавших из районов (объектов) бедствия на суше (в равнинной, горной местности, городах) и с водной поверхности;
      • эвакуация пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах и чрезвычайных ситуациях на железнодорожных транспортных магистралях в лечебные учреждения;
    • специальные авиационные работы:
      • ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности;
      • обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами;
      • авиационно-монтажные и демонтажные работы;
    • обеспечение управления и связи:
      • управление силами и средствами с воздушных командных пунктов;
      • ретрансляция связи между поисково-спасательными группами и пунктами управления;
    • воздушные перевозки:
      • выполнение полетов по отдельным распоряжениям (поручениям) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
      • доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ, оперативных групп МЧС России, специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов, а также оказания медицинской помощи;
      • эвакуация пострадавшего населения из районов ЧС;
      • эвакуация российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
      • вывоз уникального оборудования и ценностей из районов ЧС;
      • доставка грузов гуманитарной помощи населению иностранных государств, пострадавшим от ЧС;
      • выполнение специальных полетов по обязательствам Российской Федерации перед ООН и другими международными организациями;
      • оперативные перевозки грузов и пассажиров, а также выполнение других специальных заданий и услуг Методические рекомендации по созданию, оснащению и порядку применения аэромобильных групп территориальных органов МЧС России, утв. 30.05.2014 .

    Инфографика авиации аэромобильных групп

    Порядок применения дежурных сил и средств авиации при возникновении ЧС

    Приведение дежурных сил авиации МЧС России в готовность к авиационному обеспечению реагирования на ЧС осуществляется по распоряжению Министра или лица, исполняющего обязанности Министра, начальника Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России или лица, исполняющего его обязанности, а также начальников региональных центров (РЦ) МЧС России. Распоряжение на применение авиации передается на Командный пункт авиации (КПА) МЧС России. Предварительное распоряжение в обязательном порядке подтверждается в письменной форме.

    Применение авиации для выполнения воздушных перевозок

    При перевозке спасателей и грузов АМГ, в случае необходимости, на основании приказа или распоряжения МЧС России на аэродромах погрузки (выгрузки) создаются наземные команды для решения вопросов приёма и выпуска, организации погрузки и выгрузки воздушных судов, обслуживания воздушных судов и обеспечение экипажей питанием, размещением экипажей на отдых и их доставку на аэродром при ЧС. На аэродромах базирования авиации МЧС России приказами начальников РЦ МЧС России (ГУ МЧС субъекта Российской Федерации) назначаются нештатные группы контроля, которые в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации выполняют функции службы авиационной безопасности для исключения случаев неплановых и не предусмотренных заданием перевозок спасателей и грузов, нарушений эксплуатационных ограничений воздушных судов (ВС) МЧС России.

    В ФГУАП МЧС России указанные функции контроля возлагаются на Службу перевозок и Службу авиационной безопасности предприятия.

    Для обеспечения мер безопасности на борту ВС по решению начальника авиации может быть организовано сопровождение ВС в полёте сотрудником Службы авиационной безопасности.

    Перевозка пассажиров

    Воздушными судами МЧС России, установленным порядком, могут перевозиться служебные пассажиры, к которым относятся:

    Перевозка грузов

    Перевозка грузов осуществляется на ВС, оснащённых для этих целей необходимым оборудованием и швартовочными средствами.

    На борт ВС, кроме лиц, сопровождающих груз, в качестве пассажиров могут допускаться лица, выполняющие задачи МЧС России, согласно утвержденным спискам. Количество пассажиров не должно превышать количества оборудованных посадочных мест. Лица, сопровождающие груз, располагаются на борту воздушного судна на месте, определенном командиром ВС.

    Ответственность за подготовку, своевременную доставку на аэродром погрузки перевозимых грузов и загрузку их в ВС возлагается на отправителя.

    Груз может быть допущен к перевозке только при наличии грузовой накладной и лица от организации грузоотправителя, ответственного за доставку, сопровождение и сдачу груза.

    При подготовке к воздушным перевозкам автотракторной, специальной и другой техники особое внимание должно быть обращено на:

    • соответствие габаритов перевозимой техники размерам грузовых люков и кабин воздушных судов, заправку жидкостных систем техники нормам, предусмотренным для перевозки по воздуху, отсутствие течи топлива, масел и других жидкостей;
    • обеспечение надежности крепления навесных агрегатов, а также грузов, размещенных в кузове, и определение фактического центра тяжести загружаемой в воздушное судно техники;
    • проверку работы тормозов, обеспечение пониженного давления в камерах шин.
    Удельная нагрузка на пол грузовой кабины воздушного судна от колес, гусениц и других опор не должна превышать предельно допустимой для данного типа воздушного судна.

    Если удельное давление на пол грузовой кабины и грузовые трапы превышает величину допустимой нагрузки, то разрешается применять специальные настилы (грузораспределители), которые подготавливаются грузоотправителем.

    Перевозка личного оружия и боеприпасов пассажиров на ВС выполняется в металлических ящиках, оборудованных надежными запорами, закрытых на замки, в опечатанном виде. Ключи от ящиков с оружием и боеприпасами во время полёта временно хранятся у командира ВС.

    Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», Приказ Минтранса РФ от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).

    Ответственность за подготовку опасных и особо опасных грузов и их взаимную совместимость при воздушных перевозках в соответствии с установленными требованиями несёт отправитель груза. Погрузка грузов в ВС и их выгрузка производится расчётами и специально назначенными погрузочно-разгрузочными командами отправителя (получателя) под руководством члена экипажа, ответственного за погрузку (выгрузку) .

    Применение авиации для выполнения авиационно-спасательных и специальных авиационных работ

    Выполнение авиационно-спасательных и специальных авиационных работ, осуществляется в соответствии с действующими документами, регламентирующими лётную работу, безопасность полётов и методики их выполнения по типам воздушных судов, участвующих в выполнении задачи.

    Независимо от срочности вылета, на выполнение указанных работ в обязательном порядке предоставляется необходимое время на подготовку экипажа и авиатехники к полету. К выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ допускаются экипажи, прошедшие специальную подготовку по конкретному виду этих работ и не имеющие перерывов по ним.

    При выполнении авиационно-спасательных и специальных авиационных работ в отрыве от аэродрома базирования назначается старший авиационный начальник, который организует исполнение указаний и распоряжений должностных лиц по применению авиации МЧС России в районе работ.

    При подготовке к выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ должны быть отработаны следующие вопросы:

    • условия, порядок и особенности выполнения полёта;
    • порядок взаимодействия членов экипажа и спасателей, а также порядок работы со специальным оборудованием;
    • порядок управления экипажем;
    • порядок передачи информации с борта воздушного судна на заинтересованные наземные пункты и сроки представления донесений после посадки;
    • меры безопасности при выполнении задания.
    При выполнении авиационно-спасательных и специальных авиационных работ должны быть заранее подобраны и согласованы основные и запасные аэродромы и площадки для временного базирования и посадки воздушных судов. Во время работы вертолётов эти площадки должны быть свободны от наземной техники и грузов. Площадка временного базирования вертолёта или группы вертолётов должна оборудоваться средствами связи и (при необходимости) средствами радиотехнического обеспечения (РТО) полётов.

    Решение на использование площадок временного базирования вертолётами МЧС России принимается только после доклада старших авиационных начальников РЦ МЧС России на КПА МЧС России о готовности площадок и исправности их оборудования.

    Десантирование личного состава и грузов

    Десантирование личного состава, техники, грузов и руководство им осуществляются в соответствии с Наставлениями, Инструкциями и другими нормативными документами, регламентирующими данный вид применения авиации.

    Для руководства десантированием на площадке приземления из лиц руководящего лётного состава назначается руководитель выброски.

    Для десантирования личного состава и грузов применяются ВС, оснащенные необходимым для выполнения задания десантным оборудованием.

    Подготовка к десантированию личного состава, техники и грузов проводится в соответствии с руководящими документами, определяющими:

    • обязанности должностных лиц по воздушно-десантной подготовке;
    • основные положения по организации подготовки личного состава, техники и грузов к десантированию;
    • правила выполнения прыжков с парашютом с различных типов транспортных воздушных судов;
    • подготовку техники и мобилизационных ресурсов к воздушному десантированию.
    Ответственность за подготовку личного состава, техники и грузов к десантированию несут соответствующие командиры и руководители подразделений и организаций МЧС России, участвующих в десантировании.

    Расчёты на десантирование личного состава и грузов в МЧС России проводятся управлениями десантируемых подразделений и согласовываются с Управлением авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России или авиационно-спасательным центром (по подчиненности). За правильность погрузки, швартовки, выгрузки техники, грузов и размещения личного состава на борту ВС отвечает командир экипажа. Погрузка (выгрузка), размещение, швартовка техники и грузов в грузовой кабине ВС производится грузоотправителем (грузополучателем) под руководством командира ВС или члена экипажа, ответственного за погрузку (выгрузку).

    В зависимости от условий, десантирование грузов может проводиться парашютным и посадочным способом, а личного состава посадочным, парашютным и беспарашютным способом с применением спусковых устройств. ВС должно быть полностью оборудовано для планируемого способа десантирования.

    Погрузка техники и грузов в ВС, монтаж средств десантирования в ВС, предполетная проверка в ВС проводится под руководством члена экипажа ВС, ответственного за загрузку, и специалиста воздушно-десантной службы организации МЧС России, участвующей в десантировании, с оформлением необходимой документации.

    На сегодняшний день в нашей стране одной из важнейших проблем является охрана окружающей среды; с каждым годом происходит увеличение числа природных и техногенных катастроф.

    Однако, учитывая огромную площадь территории России и недоступность многих районов, нужно признать, что без привлечения авиации проведение широкомасштабного экологического мониторинга и спасательных операций практически невозможно. Попробуем разобраться.

    Первым делом самолёты...

    Охрана окружающей среды, борьба с лесными пожарами являются актуальными проблемами в нашей стране. И при ближайшем их рассмотрении становится ясно, что авиация Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее МЧС) должна быть готова к выполнению любых задач.

    Специальная авиация в нашей стране играет особую роль, поскольку многие населённые пункты, как правило, не связаны между собой развитой сетью автодорог. До отдалённых таёжных массивов зачастую невозможно добраться даже с помощью крупногабаритной наземной техники. А если ещё учесть периодически возникающие природные стихии и экологические бедствия, понятно, что без специальной авиации никак не обойтись.

    В СССР и России на протяжении многих десятилетий прекрасно себя зарекомендовали самолёты Ан-2/Ан-3, Ан-72/Ан-74, Ил-76, амфибии Бе-12 и Бе-200, а также вертолёты Ми-8/Ми-17, Ка-32 и Ми-26. Их роль поистине велика в лесоохране, ликвидации нефтяных пятен в морских и океанских акваториях, экологическом мониторинге, грузо-пассажирских перевозках. Кроме того, жители отдалённых деревень, островов, районов Крайнего Севера могут получить всё необходимое с Большой Земли только по воздуху!

    По официальной статистике, в России создана крупная авиационная группировка, способная вести борьбу с воздуха с пожарами, как локального характера, так и охватывающие значительные территории, однако на деле авиация МЧС нуждается в глубокой модернизации как в количественном, так и в качественном аспектах.

    В настоящее время авиационная группировка МЧС России имеет в своём составе три лёгких биплана Ан-3Т, шесть многоцелевых транспортных самолётов Ил-76ТД, четыре пассажирских борта (один Як-42Д, два Ан-148-100Е, один «Суперджет»-100), два многоцелевых Ан-74 аэродромного базирования, пять многоцелевых гидросамолётов Бе-200ЧС, 31 вертолёт Ми-8/Ми-17, девять Ка-32, пять тяжёлых транспортных Ми-26.

    На первый взгляд, всё это выглядит внушительно. Однако нельзя сбрасывать со счетов тот немаловажный момент, что Россия имеет огромную площадь территории, поэтому для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в разных регионах у МЧС просто не хватит бортов.

    Кроме того, необходимо учесть, что модернизация парка специальной авиации идёт крайне медленными темпами (так, поставки Бе-200 в МЧС сейчас застопорились, а в пожароопасных ситуациях и в проведении экологического мониторинга как раз необходимо задействование самолётов-амфибий данного типа). В этих условиях МЧС может попросту лишиться части своей авиагруппировки вследствие устаревания машин. Удастся ли ускорить переоснащение специальной авиации новой техникой, покажет время.

    Авиация и экология: упущенные возможности

    Мало кто знает, что ещё в 1980-х годах советские специалисты совершили прорыв не только в авиастроении, но и в перспективном решении многих экологических проблем. Речь идёт об использовании стратосферного самолёта М-55 «Геофизика», который является лучшим высотным разведчиком по многим показателям. Самолёт может летать многократно в тех районах, где необходимо ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, и нести достаточно тяжёлый полезный груз, состоящий из многих приборов. М-55 способен достигать высоты 22 км с полезным грузом и обеспечивать электропитание, поэтому является наиболее подходящей платформой для уникальных научных экспериментов. Ещё в январе 1997 года М-55 завершил первый этап исследований по программе «Международного авиационного полярного эксперимента». Базируясь на аэродроме «Рованиеми» (Финляндия), самолёт обследовал состояние атмосферы на высотах от 10 до 20 км в высоких широтах. В 1998 году были проведены аналогичные полёты с аэродромов, расположенных на южной оконечности Латинской Америки. Эти полёты были предназначены для исследования встревожившей весь мир «озоновой дыры» в Антарктиде. По мнению российских экологов, потепление климата является результатом аномальных изменений озоновой оболочки, в первую очередь в районе Антарктиды. И если средние температуры на планете станут выше лишь на 2-3 градуса по Цельсию, то мир ждёт уход многих островных и прибрежных государств под воду, произойдёт глобальная экологическая катастрофа.

    Кроме того, М-55 может применяться для астрономических и астрофизических исследований (что экономически более выгодно, чем использование спутников), для исследования природных ресурсов, оценки урожая и использования земель; для наблюдения за районами стихийных бедствий, аварий, катастроф и пожаров, для поиска пропавших и терпящих бедствие самолётов и кораблей, картографирования местности, проведения различного вида мониторингов. Специалистами ОКБ им. В.М. Мясищева под руководством Л. Соколова и Б. Лепухова был создан уникальный метод исследования земной поверхности. Основная особенность разработанной технологии мониторинга - высочайший уровень её автономности, обеспечивающий возможность проведения исследовательских и наблюдательных работ в любом отдельном регионе без привязки к какой-либо крупной мониторинговой схеме и даже без наземных экологических датчиков. Причём из бортовых средств, установленных на М-55 (двух радиолокационных станций бокового обзора сантиметрового и метрового диапазонов, многочастотного СВЧ-радиометра, ИК-сканера, оптического многоспектрального сканера и панорамного аэрофотоаппарата) можно использовать лишь те, которые необходимы для решения конкретно поставленной задачи. За один час работы М-55 способен обеспечить контроль 100 тыс. кв. км земной площади . Однако вследствие гибели СССР и экономического коллапса в России было выпущено всего лишь пять таких самолётов.

    Кроме того, ещё далеко не полностью раскрыты возможности Ил-38. Созданный ещё в 1969 году для борьбы с подводными лодками противника, он может успешно проводить мониторинг морских и океанских акваторий, патрулировать экономическую зону в поисках пиратов, браконьеров и контрабандистов (так, практическая дальность полёта Ил-38 составляет 7100 км, перегоночная дальность - 9500 км, радиус действия машины достигает 2500 км).

    На побережьях рек очень пригодятся малые гидросамолёты Бе-103. Эта небольшая, но уникальная амфибия способна брать на борт пять человек, или 370 кг. груза. Обустройство небольших гидропортов около посёлков городского типа позволит решить многие проблемы в спасении людей и при перевозке грузов. И это при том, что речная навигация проходит только в летнее время.

    Рано списали со счетов и вертолёт-амфибию Ми-14. Ведь при стихийных бедствиях Ми-14 может намного быстрее прийти на помощь (кстати, легендарный вертолёт-амфибия до сих пор успешно эксплуатируется ВМС Польши, и поляки очень довольны «Милем»). Правда, в последнее время холдинг «Вертолёты России» представил проект возобновления производства Ми-14, но от громких заявлений чиновников, до реальных дел - огромная дистанция.

    Чтобы переломить столь неблагоприятную ситуацию в российской авиации и экологии, необходимо провести следующие меры:

    Возродить Министерство авиационной промышленности;

    -· Ввести государственное планирование экономикой, в корне поменять всю экономическую систему страны;

    -· Начать серийный выпуск модернизированных транспортных самолётов Ил-76МД-90А и Ил-76МФ, боевых Ил-38Н, многоцелевых гидросамолётов Бе-200ЧС, высотных разведчиков М-55, вертолётов Ми-17/Ми-171, Ка-32ПМ, Ми-26Т2; тем самым авиационная группировка МЧС будет значительно усилена;

    -· Улучшить взаимодействие авиации с космическими станциями и морскими судами для улучшения качества экологического мониторинга;

    -· Существенно ужесточить наказания за экологические преступления.

    Пока в России уничтожаются леса, загрязняются акватории рек, морей и океанов, пока не происходит кардинального обновления авиапарка МЧС, можно смело утверждать, что проблемы в экологии будут только нарастать...

    Р.S. Как говорится, беда не приходит одна. Так, ещё 1 июня сего года госструктуры сократили расходы на работу Федерального государственного унитарного авиационного предприятия (ФГУАП) МЧС России на 44,4%. Как рассказал источник в ФГУАП, с начала лета этого года было уволено уже около 40% инженерно-технического состава. Даже с мнением лётчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, что расходы на авиацию уменьшать нельзя, не посчитались . Такие вот дела...

    Источники информации:

    2. МЧС сокращает расходы на авиацию почти на 50%. http://izvestia.ru/news/587450.

    воздушно-транспортные средства МЧС России, предназначенные для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолётов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК «Защита», экстренная перевозка вертолётами тяжелобольных в госпитали) и др. задач.

    В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолёты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолёты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащённые специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов, используются беспилотные летательные аппараты. Самолёты Ил-76ТД оснащаются при необходимости двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42 000 л воды или огнегасящей жидкости. Авиация МЧС России использует также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 ёмкостью 5 и 15 м3 на вертолётах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М способен: управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трёх отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными по-жарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д.

    В декабре 2015 года в МЧС России была создана Авиационно-спасательная компания. Парк воздушных судов АСК насчитывает девять самолетов: пять Ил-76 и два Ан-148, а также новые приобретения - два лайнера «Сухой Супеджет-100».

    В вертолётной эскадрилье АСК МЧС России имеются вертолёты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолёта Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолёты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут всостав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолёта лёгкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды. Авиапарк МЧС России пополняется многоцелевыми самолётами-амфибиями Бе-200 ЧС, способными забирать 12 т воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.