Домой / «Первичка / Об утверждении положения о департаменте транспортной безопасности и специальных программ министерства транспорта российской федерации. Министерство транспорта российской федерации Положение о министерстве транспорта рф

Об утверждении положения о департаменте транспортной безопасности и специальных программ министерства транспорта российской федерации. Министерство транспорта российской федерации Положение о министерстве транспорта рф

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 N 173,

от 14.12.2006 N 767, от 16.02.2008N 83, от 11.03.2008N 161,

от 21.04.2008 N 288, от 30.04.2008N 325, от 28.05.2008N 399,

от 13.10.2008 N 753, от 07.11.2008N 814, от 29.12.2008N 1052,

от 08.01.2009 N 6, от 27.01.2009N 43, от 24.03.2009N 251,

от 22.04.2009 N 354, от 05.08.2009N 638, от 12.08.2009N 656,

от 02.09.2009 N 716, от 17.12.2009N 1033, от 02.02.2010N 38,

от 02.02.2010 N 40, от 09.03.2010N 133, от 17.03.2010N 152,

от 17.03.2010 N 160, от 01.04.2010N 211, от 09.06.2010N 413,

от 15.06.2010 N 438, от 26.07.2010N 553, от 24.03.2011N 210,

от 20.06.2011 N 477, от 20.06.2011N 480, от 28.07.2011N 631)

I. Общие положения

1. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.05.2008 N 399, от 22.04.2009N 354, от 02.02.2010N 40, от 17.03.2010N 152, от 09.06.2010N 413, от 20.06.2011N 480)

Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности.

Министерство транспорта Российской Федерации при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе как "авиационные власти", "железнодорожная администрация", "администрация" и "назначенный орган", а также Уполномоченный Российской Федерации по осуществлению условий Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.

(в ред. ПостановленияПравительства РФ от 30.03.2006 N 173)

2. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службыпо надзору в сфере транспорта, Федеральногоагентствавоздушного транспорта, Федерального дорожногоагентства, Федеральногоагентстважелезнодорожного транспорта и Федеральногоагентстваморского и речного транспорта.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.05.2008 N 399, от 17.12.2009N 1033)

3. Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности КонституциейРоссийской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Организационно-правовые основы государственного управления транспортом и связью

Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области транспорта. Правительство РФ как орган общей компетенции осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности транспорта, реализует государственную политику в области транспорта и осуществляет другие полномочия в данной области, предусмотренные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии. Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности.

едеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о гражданской авиации, о торговом мореплавании о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль), о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте, об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств, об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания,

Территориальными органами Ространснадзора являются: 16 управлений государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Центральное, Северо-Западное, Архангельское, Коми, Южное, Приволжское, Татарское, Уральское, Приобское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское, Красноярское, Дальневосточное, Камчатское, Саха (Якутское), Северо-Восточное); 7 управлений государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Центральное, Северо-Западное, Южное, Приволжское, Уральское, Сибирское, Дальневосточное); 83 управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по субъектам РФ); 13 управлений государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Волжское, Азово-Донское, Северо-Западное, Северное, Обь-Иртышское, Енисейское, Амурское и Северо-Восточное управления государственного морского и речного надзора, Центральное, Камское, Обское и Восточно-Сибирское управления государственного речного надзора, Дальневосточное управление государственного речного надзора). В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта *(439) Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

Транспорт является обслуживающей отраслью народного хо­зяйства и играет огромную роль в хозяйственном и социально-куль­турном строительстве. Его основной задачей является своевремен­ное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транс­портных предприятий зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство и средства связи.

В организации управления транспортно-дорожным комплек­сом имеется ряд особенностей.

Главную роль играют федеральные органы исполнительной власти. Они подразделяются по видам транспорта: железнодорож­ным транспортом управляет Министерство путей сообщения РФ, морским, речным, воздушным, автомобильным - Министерство транспорта РФ.

Для большинства видов транспорта характерна высокая сте­пень централизации управления, что обусловлено значением и особенностями деятельности управляемых объектов. Кроме того, очевидна необходимость создания в этой сфере объединений, по­дотраслей для лучшего управления большим количеством обслу­живающих предприятий, приближенных к населению.

Транспорт - источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализиро­ванный контроль.

Специфика организации и деятельности предприятий транспортно-дорожного комплекса требует наличия особых нормативных правовых актов (уставов, кодексов, правил). В настоящей время действует, например, Транспортный устав железных дорог, принятый Федеральным законом от 8 января 1998 г., Воздушный кодекс РФ 1997 г. Кодекс торгового мореплавания 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001 г. Определенные группы работников транспорта, главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответственность на основании этих и других нормативных правовых актов, действующих на соответствующих вид транспорта.

Особенностью транспортно-дорожного комплекса является и то, что масштаб приватизации в транспортно-дорожной сфере ограничен; это объясняется необходимостью сохранить государственное управление стратегически важными объектами. Речь, частности, идет об атомном флоте, средствах управления воздушным движением и взлетно-посадочных полосах аэродромов, о водных путях, автомобильных и железных дорогах, пассажирском городском транспорте.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние, обеспечивают развитие на своей территории сети авто­мобильных дорог общего пользования.

Основу транспортной системы РФ составляет железнодорожный транспорт. Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г. определены экономи­ческие, правовые и организационные основы деятельности, место и роль в экономике и социальной сфере страны этого вида транспорта. Закон регулирует его отношения с органами государственной власти, другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железно-дорожного транспорта, а также пассажирами, отправителями и получателями грузов, грузобагажа и багажа. Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта.

Существующая ныне система управления включает четыре ступени: министерство, дорога, отделение, предприятие. В связи с резким снижением объема перевозок грузов и пассажиров пла­нируется сократить количество дорог и их отделений. Указом Пре­зидента «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 8 ноября 1997 г. было предусмотрено выведение из структуры железнодорожного транс­порта предприятий и подразделений, непосредственно не связан­ных с организацией движения и обеспечением безопасности же­лезнодорожного движения, с последующей приватизацией этих предприятий и подразделений. Эта идея отражена в Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, утверж­денной постановлением Правительства от 18 мая 2001 г. С целью повышения эффективности работы железнодорожного транспорта и удовлетворения растущего спроса на его услуги предусматрива­ется разделить функции государственного регулирования и орга­низации хозяйственного управления, а также осуществить до 2010 г. ряд других мероприятий, предусмотренных Программой. Судоходные водные пути имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры госу­дарства. По этим путям осуществляются перевозки на всей терри­тории страны. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Правитель­ством планируется создание необходимых условий для сохране­ния существующей сети судоходных путей, безопасности судоход­ства и безаварийной эксплуатации некоторых гидротехнических сооружений, удовлетворения спроса на услуги речного транс­порта.

Основополагающее значение имеет Федеральный закон «О го­сударственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г. В нем определены цели государственного регулирования, полномочия федеральных органов исполнительной власти в облас­ти развития авиации.

Воздушный транспорт имеет немало организационных и пра­вовых проблем. Сейчас из 269 российских авиакомпаний с прибы­лью работают только десятки. Несмотря на резкий спад объема авиаперевозок и интенсивности полетов, уровень безопасности воздушного движения остается ниже рекомендованного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). В связи с этим постановлением Правительства от 22 февраля 2000 г. утверждена Концепция модернизации и развития единой систем воздушного движения Российской Федерации. В настоящее время регулирование и организация использования воздушного пространства России возложены на Единую систему, состоящую из военной и гражданской подсистем. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использований воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.

Острой остается проблема строительства и ремонта существующих автомобильных дорог, замены автомобилей на новые марки. Реализация Федеральной целевой программы «Дороги России XXI века» позволит обеспечить дальнейшее развитие дорожной сети, создать возможности подъезда ко всем крупнейшим портам, транспортным узлам и терминалам, интегрировать сеть российских дорог в систему международных дорог Европы и Азии. Приоритетными задачами развития транспортной инфраструктуры на ближайшие годы являются: обеспечение безопасности функционирования транспорта и снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду до уровня, соответствующего международным нормам; формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных ко­ридоров с максимальным использованием географического поло­жения страны.

Без нормального функционирования органов управления свя­зью и информатизацией невозможны решение государственных, политических и общественных задач, эффективный обмен данными в бюджетных и коммерческих структурах, работа промышлен­ности, учреждений науки, образования, медицины и культуры, удовлетворение потребностей населения в услугах связи.

Современный этап развития общества характеризуется возрас­тающей ролью информационной сферы, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Учитывая это, в сентябре 2000 г. Президент подписал документ - Док­трина информационной безопасности Российской Федерации. В развитие Доктрины принимаются соответствующие норматив­ные правовые акты в данной сфере. Приоритетными задачами являются: повышение уровня информатизации общества, создание возможности для полноценной интеграции. России в мировое ин­формационное сообщество путем совершенствования существую­щих информационных технологий и техники связи, а также освое­ния новых с учетом требований информационной безопасности. Не­обходимо расширить инфраструктуру сети Интернет на территории России, демонополизировать телекоммуникационный и информа­ционный рынки, создать соответствующую конкурентную среду.

Конституцией РФ федеральный транспорт, пути сообщения отнесены к ведению РФ. Наиболее важные вопросы управле­ния в этой сфере решаются на уровне федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ решает общие вопросы организации управления предприятиями транспорта. По основным направ­лениям его работы Правительство РФ разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов. От четкой работы транспорта зависит экономическое положение всех отраслей промышленности.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим государственное управление транспортом, является Министерство транспорта РФ (Минтранс России), которое является федеральным органом исполнительной власти и осу­ществляет руководство железнодорожным транспортом, а так­же обеспечивает хозяйственное регулирование в области пере­возочного процесса на этом виде транспорта.

Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют транспортное обслуживание населения на своей территории, контролируют его состояние, работоспособность и безопасность работы.

В систему органов управления Минтранса России вхо­дят: железные дороги; их линейные предприятия; промыш­ленные, строительные, торговые и снабженческие предприя­тия; учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта; НИИ, проектно-конструкторские и изыс­кательские организации, обеспечивающих деятельность и раз­витие отрасли.

Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железно­дорожном транспорте в РФ» является основным правовым ак­том, регламентирующим основы деятельности транспортной системы РФ, как одного их основных видов транспорта общего пользования, представляющего единый производственно-тех­нический комплекс, обеспечивающий потребности производ­ства и населения в перевозках и услугах, необходимых для всех отраслей экономики. Также 10.01.2003 г. был принят ФЗ №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта в РФ». В связи с этим 10.01.2003 г. также был принят ФЗ № 16-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О естественных монопо­лиях».

Основной задачей транспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народно­го хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промыш­ленного сельскохозяйственного производства, развитие това­рооборота торговли, состояние обороноспособности страны.

В организации управления транспортом имеется ряд осо­бенностей.

Органы управления подразделяются по видам транспорта. При этом железнодорожным транспортом управляет Министер­ство путей сообщения, а Министерство транспорта управ­ляет остальным видами: воздушным, морским, речным, ав­томобильным, городским электрическим транспортом; оно уп­равляет также дорожным хозяйством.

Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что вызывается предназна­чением, особенностями деятельности управляемых объектов.

Транспорт - источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специа­лизированный контроль.

Специфика организации и деятельности предприятий транспорта требует особых нормативных актов (уставов, ко­дексов, правил). Определенные группы работников транспор­та, главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответствен­ность на основании специальных уставов о дисциплине, дей­ствующих на- соответствующих видах транспорта.

Особенностью является и то, что масштаб приватизации в транспортной сфере ограничен, чтобы сохранить управление над стратегически важными объектами. Речь, в частности, идет об атомном флоте, средствах управления воздушным движе­нием и взлетно-посадочных полосах аэропортов, о водных пу­тях, автомобильных и железных дорогах, пассажирском го­родском транспорте. Приватизация этих объектов полностью запрещена. Государственный контроль будет сохранен и за теми транспортными предприятиями, которые акционируются. Это объясняется объективными причинами, прежде всего требова­ниями безопасности граждан, общество и государства.

Министерство транспорта осуществляет управление воз­душным, морским, речным, автомобильным, городским электрическим транспортом, а также дорожным хозяйством.

Минтранс России, совместно с Министерством путей сообще­ния РФ и другими заинтересованными министерствами и ве­домствами, органами исполнительной власти субъектов РФ проводит государственную политику в области координации взаимодействия всех видов транспорта и развития транспорт-но-дорожного комплекса в целом.

Минтранс России действует на основе Положения, утверж­денного Правительством РФ от 30.12.2000 г. № 1038.

Его основные задачи связаны с формированием и реализа­цией государственной транспортной политики, осуществлени­ем общего государственного управления и регулирования транс­портным комплексом страны.

В соответствии с указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. действует Российское авиационно-космическое агентство, ко­торое осуществляет надзор за безопасностью полетов и разви­тия отношений этих сферах. Особое значение имеет принятое от 18.05. 2001 г. № 384 Постановление Правительства РФ «О программе структурной реформы на железнодорожном транс­порте, что, по мнению разработчиков, позволит увеличить от­числение в госбюджет За счет повышения качества обслужива­ния пассажиров и грузового багажа.

Основными задачами Минтранса являются:

1) формирование и реализация государственной транспор­тной политики в сфере своей деятельности;

2) разработка совместно с заинтересованными ФОИВ стра­тегии развития транспорта в РФ и ее реализация на ос­нове общетранспортных и отраслевых федеральных це­левых программ;

3) взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ по координации совместной деятельности в целях обеспечения свободного перемещения пассажи­ров и грузов по территории России, формирования еди­ного транспортного пространства страны;

4) государственное управление, регулирование и контроль в пределах своей компетенции, направленные на обеспе­чение безопасного, эффективного и устойчивого функ­ционирования транспортного комплекса, а также коор­динация деятельности органов, осуществляющих надзор­ные функции в этой сфере;

5) проведение экономических реформ, институциональных преобразований и структурной перестройки, связанных с переходом предприятий и организаций транспортного комплекса к рыночным отношениям;

6) формирование и проведение в транспортном комплексе экономической, инвестиционной, тарифной, научно-техниче­ской, кадровой и социальной политики и иные задачи.

Министерство транспорта РФ в соответствии с возложен­ными на него задачами осуществляет следующие функции:

1) разрабатывает проекты законодательных и иных норма­тивных правовых актов, определяющих порядок функ­ционирования транспортного комплекса;

2) осуществляет организационно-методическое руководство законопроектной деятельностью в транспортном комп­лексе;

3) контролирует в пределах своей компетенции исполне­ние законодательных и иных нормативных правовых актов, анализирует практику их применения в транс­портном комплексе;

4) разрабатывает и реализует концепции и программы со­циально-экономического развития транспортного комп­лекса;

5) проводит комплексный анализ деятельности и осуществ­ляет прогноз развития отраслей транспортного комплек­са, вырабатывает рекомендации и реализует меры по обес­печению их устойчивого функционирования и развития;

6) осуществляет руководство деятельностью своих терри­ториальных органов и подведомственных государствен­ных унитарных предприятий, учреждений и организа­ций, координирует деятельность организаций транспор­тного комплекса в части решения возложенных на Ми­нистерство задач и осуществляет иные многочисленные функции.

Минтранс разрабатывает и утверждает правила, положения, технические нормы, отраслевые стандарты и другие норма­тивные акты по вопросам:

Перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты;

Технической эксплуатации и ремонта транспортных средств на подведомственных видах транспорта;

Проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и сооружений на них, водных и воздушных путей сообщения;

Безопасности движения, судоходства, полетов и эколо­гической защищенности.

Полномочия Минтранса России:

Оказывает содействие в формировании рынка дорожных работ и транспортных услуг, новых организационных структур, основанных на различных формах собствен­ности;

Обосновывает потребности в финансовых средствах, мате­риальных и трудовых ресурсах для реализации межго­сударственных и федеральных целевых программ;

Ш участвует в формировании единой политики в области безопасности и экологической защищенности от деятель­ности транспорта и дорожного хозяйства;

Определяет требования к уровню профессиональной при­годности кадров, содействует их подготовке;

Участвует в разработке и проведении политики в облас­ти цен и тарифов на перевозку грузов, пассажиров, бага­жа, почты;

Осуществляет другие меры, направленные на совершен­ствование деятельности всех подведомственных предпри­ятий, учреждений и организаций.

Министерство путей сообщения РФ (МПС России), соглас­но Положению о нем от 18 июля 1996 г. 1 , является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим руко­водство железнодорожным транспортом, а также обеспечива­ющим в соответствии с действующим законодательством хо­зяйственное регулирование в области перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

В систему МПС России входят: железные дороги, отделе­ния железной дороги, их линейные предприятия, промышлен­ные, строительные, торговые и снабженческие предприятия, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, научно-исследовательские проектно-конструкторские, проект-но-изыскательские, другие организации, предприятия и учреж­дения, обеспечивающие деятельность и развитие железнодо­рожного транспорта.

Руководство железными дорогами, объединениями, пред­приятиями и организациями железнодорожного транспорта в области перевозочного процесса является исключительной компетенцией МПС России.

Основные задачи МПС России:

Обеспечение устойчивой и безопасной работы железно­дорожного транспорта с целью своевременного и полно­го удовлетворения потребности в перевозках при высо­ком уровне обслуживания, оптимальных сроках достав­ки и обеспечении сохранности грузов;

Создание совместно с железными дорогами многопрофиль­ной сферы услуг, предоставляемых предприятиями же­лезнодорожного транспорта, формирование банка дан­ных об этих услугах и доведение их до потребителей;

Участие в разработке проектов законодательных и норма­тивных актов, стандартов и норм, определяющих поря­док функционирования железнодорожного транспорта, а также экономического и правового механизма реали­зации этих актов;

Разработка предложений по проведению на желез­нодорожном транспорте научно-технической и инвести­ционной политики, согласование ее с железными доро­гами, организация разработки и внедрения новой тех­ники и технологии, комплексного развития железнодо­рожного транспорта;

Разработка по согласованию с железными дорогами прин­ципов экономических взаимоотношений железных до­рог, других предприятий железнодорожного транспорта и хозяйственного механизма их деятельности.

Положением о МПС России определены его конкретные функции в области организации управления перевозочным процессом, экономики и финансов, технической политики, материально-технического снабжения, внешнеэкономической деятельности, в области кадров, труда и социальных вопросов.

К органам государственного управления связью относит­ся Министерство по связи и информатизации РФ, утвержден­ное указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. 01.11.2001 г. № 1263, а положение о нем утверждено по­становлением Правительства РФ от 28.03.2000 г. в ред. 17.07.2002 г. и федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), принятое Зако­ном РСФСР от 19.02. 1993 г № 45241, в ред. указа Президента РФ от 24.12.1993 г. 2288 и ФЗ от 07.11. 2001 г. № 135.

Связь - составная часть хозяйственной и социальной инф­раструктуры страны. Она функционирует как системный про­изводственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения потребности населения, органов государствен­ной власти, хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи 1 .

Федеральные органы исполнительной власти в соответ­ствии со своей компетенцией и по предметам ведения разрабатывают предложения по государственной политике в области связи, организуют межотраслевую координацию функциони­рования и развития электросвязи, организуют и обеспечивают государственный надзор и контроль за деятельностью в облас­ти связи; разрабатывают проекты программ развития в облас­ти связи, а также обеспечивают их реализацию.

Важное значение для организации управления в области связи имеет принятый федеральный закон РФ от 17 августа 1999 г. «О почтовой связи» 1 Транспорт и связь являются об­служивающими отраслями народного хозяйства страны, а так­же имеют большое значение в хозяйственном и социально-куль­турном строительстве.

Названные центральные органы управления связью строят свою деятельность на основе федерального закона России от 16 февраля 1995 г. »0 связи», а также закона от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информа­ции» 2 . Нормативные акты по вопросам регулирования управле­ния сетями связи, а также технической эксплуатации средств связи являются обязательными для всех физических и юриди­ческих лиц, представляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и форм собственности. Особую роль играют органы государственного контроля на транспорте и связи.

На автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве су­щественный объем контрольно-надзорных функций выполня­ется органами и подразделениями Государственной инспекции по безопасности дорожного движения(ГИБДД) МВД России

Государственный надзор за техническим состоянием само­ходных машин и других видов техники осуществляет Глав­ная государственная инспекция по надзору, которая нахо­дится в структуре Минсельхоза России и в системе местного самоуправления 3 .

Контрольные функции возлагаются также на полномочные органы и должностных лиц железнодорожного, морского, реч­ного, пассажирского и междугороднего транспорта.

Министерство транспорта было образовано в 1991 году в результате реструктуризации транспортной отрасли. Тогда Министерство гражданской авиации СССР, Министерство морского флота СССР, Министерство речного флота и Министерство автомобильного транспорта слились в Министерство транспорта. А Министерство путей сообщения СССР было реорганизовано в Министерство путей сообщения РФ.

В период с начала 90-х до 2004 года Министерство транспорта часто реформировалось. Последняя реформа была в 2004 году. Она заключалась в том, что МПС прекратил существование и влился в Минтранс. С тех пор в РФ всего одно министерство. Кроме того в 2004 году были созданы новые структуры - Федеральные транспортные агентства (ФА): Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), ФА ж/д транспорта (Росжелдор), Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), ФА воздушного транспорта (Росавация), также создана Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Министерство транспорта является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики и общее госрегулирование в транспортном комплексе.

Функции Министерства транспорта:

Стратегические программы;

Правовое регулирование;

Безопасность движения;

Экологическая безопасность;

Единая научно-техническая политика;

Единая тарифная политика;

Инвестиционная политика;

Социальная политика;

Взаимодействие различных видов транспорта;

Международные программы;

Обеспечение добросовестной конкуренции;

Руководство транспортной системой в чрезвычайных ситуациях.

Структура Министерства транспорта:

1 - Департамент государственной политики в области гражданской авиации;

2 - Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспрта, геодезии и картографии;

3 - Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта;

4 - Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта;

5 - Департамент международного сотрудничества;

6 - Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности;

7 - Департамент программ развития;

8 - Департамент реформирования и имущественных отношений;

9 - Административный департамент;

10 - Департамент транспортной безопасности и специальных программ;

11 - Департамент экономики и финансов.

Росавиация - ФА воздушного транспорта - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта, использования воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасения, функции по оказанию государственных услуг в этой сфере, госрегистрация прав на воздушные суда и сделок с ними.

Росжелдор - ФА железнодорожного транспорта - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, так же функции по оказанию гос услуг в обеспечении безопасности в этой сфере.

Росморфлот - ФА морского и речного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, и обеспечению безопасности в этой сфере.

Росавтодор - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, включая управление федеральными автодорогами, выполняет функции государственного заказчика федеральных целевых программ, функционирует через систему федеральных филиалов: 10 федеральных управлений автодорог, 22 управления автомагистралей, 4 дирекции по дорожному строительству.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - ространснадзор - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, внутреннего водного, ж/д, автомобильного, городского электрического, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами. Действует непосредственно и через свои территориальные филиалы.

С 1 июля 2002 г. установлена предельная численность работников Минтранса РФ в количестве 6765 ед. и фонд оплаты труда в размере 86 370,5 тыс. р., в том числе работников межрегиональных территориальных управ-лений и территориальных управлений воздушного транспорта соответст-венно в количестве 1722 ед.

И в размере 23 199,6 тыс. р.

В Министерстве транспорта РФ образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии) и заместителей министра, входящих в нее по должности. В состав коллегии могут включаться руководящие работники центрального аппарата Министерства и руководители организаций ТК, представители федеральных органов государственной власти, ведущие ученые и специалисты. Численность и члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Правительством РФ по представлению министра. Коллегия рассматривает на своих заседаниях важнейшие вопросы, входящие в компетенцию Министерства. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и членами коллегии решение принимает министр, докладывая о возникших разногласиях в Правительство РФ. Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем в Правительство РФ.

В центральном аппарате Министерства РФ формируются в установленном порядке департаменты, другие структурные подразделения, а также администрация Северного морского пути.

Кроме указанных ранее в соответствии с решениями Правительства РФ в Минтрансе создаются межведомственный координационный совет по транс-порту, совет по координации действий с ОИВС РФ, научно-технический и др. советы и комиссии. Минтранс также участвует в работе межведомст-венных координационных комиссий (советов) по вопросам, относящимся к его деятельности.

Минтранс РФ имеет подведомственные ему государственные предприятия, учреждения и организации. Их перечень изменяется и уточняется Министерством по согласованию с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом (с 1998 г. Мингосиму-ществом РФ).

Министерство транспорта РФ является юридическим лицом.

Большой интерес для изучения организации управления ТС и ТК имеет распределение функций, частных задачам и прав по подразделениям Минтранса РФ и основным задачам.

Основные функциям Минтранса РФ относятся к областям:

– государственной транспортной политики;

– правового и нормативного обеспечения;

– развития транспортной инфраструктуры;

– экономики, финансов и инвестиционной деятельности;

– государственного регулирования, контроля и надзора;

– структурной перестройки;

– технической политики;

– труда, кадров и социальной политики;

– международного сотрудничества и внешнеэкономических связей;

В других областях функции сгруппированы по видам транспорта и хозяйствам:

– гражданская авиация;

– морской транспорт;

– внутренний водный транспорт;

– автомобильный, городской электрический и промышленный транспорт;

– дорожное хозяйство.

Функции и права Минтранса, представлены в положении о Минтрансе. Одно представление о системе управления и регулирования в ТК России дает отнесение функций, частных задач и прав, к той или иной основной задаче управления ТК. Построение дерева реализации целей, основных задач с помощью функций, частных задач и прав дает второе представление об управлении и регулировании в ТК России. По нашему мнению, по количеству функций и прав Министерство транспорта РФ самое большое внимание должно уделять государственной транспортной политике, направленной на максимальное удовлетворение спроса населения и потреб-ностей государства в транспортных услугах, сокращение транспортных издержек, сохранение на территории РФ единого транспортного простран-ства, на государственное регулирование, управление и контроль, направлен-ные на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функциони-рования ТК, а также на координацию деятельности органов, осущест-вляющих надзорные функции в этой сфере. Важной для Минтранса РФ должна быть и задача формирования и проведения в ТК экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической, кадровой и социальной политики. На третьем месте должна быть задача осуществления государственной политики в области развития международного сотрудничества и внешнеэкономических связей с другими государствами и международными организациями. Четвертое место должна занимать задача проведения экономических реформ, институциональных преобразований и структурной перестройки и т.д.

Графическое представление задач, функций и прав подсказывает возможную организационную структуру управления министерством.

Факти-ческая же структура имеет несколько иной вид.

Третье представление об управлении и регулировании в ТК можно получить из распределения основных задач, функций, частных задач и прав по его фактическим структурным подразделениям. Каждое подразделение реализует задачи, исходя из предназначения. Разумеется, что реализовать задачи и функции невозможно без прав, которые также выделены для каждого подразделения. Некоторые задачи, функции и права выполняются несколькими подразделениями. Конечно, органы, управляющие видами транспорта, осуществляют большинство одинаковых задач, функций и прав, что и логично, поскольку транспортная продукция, транспортные средства и процессы идентичны, но есть и дублируемое, т.е неэффективное, распределение задач, функций и прав по структурным подразделениям Минтранса РФ.

Этот подход целесообразно использовать для анализа организации управления подразделений, имеющих положения и др. о них, например, ДРТИ, служб видов транспорта, территориальных органов управления ТК, органов управления ТС и ТК субъектов Федерации и местного само-управления. На рис. 2.1. представлена схема организации Минтранса РФ.

У п р а в л е н и я ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖБЫ

Рис.2.1. Схема Министерства транспорта Российской Федерации

Целесообразно использовать этот подход и для формирования возможного нового ФОИВ в будущем, после объединения Минтранса и МПС РФ. Разговоры об этом (и не только - были и неоднократные попытки) возникли давно и теперь появились вновь.

Сегодняшний формат министерства является переходным. Необходима реализация структуры политического министерства, которая сегодня уже ясна. Новая структура объединит в себе все управляющие функции, связанные с развитием транспортной отрасли и госрегулированием. Сюда же, по всей видимости, будут переданы и государственные функции МПС после создания РАО «Российские железные дороги». Более того, по словам вице-премьера, реформа МПС завершит процесс интеграции министерств.

Министр путей сообщения в свою очередь отметил, что юридическое оформление РАО пока идет по плану и его регистрации можно ожидать в начале 2003 г. Минтранс совместно с железнодорожным ведомством до момента «юридического» объединения создаст единую информационную среду, скоординирует работу в транспортных узлах и выработает единую политику будущей работы.

Все точки над и во внутриотраслевых взаимоотношениях расставит новый базовый документ государственной транспортной политики, работа над которым скоро завершится. В этой связи координация двух ведомств вполне целесообразна, а межвидовая конкуренция транспорта - дело хозяйствующих субъектов, а не управленческих структур, сказал вице-премьер. Он в этой связи указал также, что у Министерства путей сообщения сокращается число функций, в частности практически «ушло тарифное регулирование», и объединение двух ведомств становится еще более логичным.

Выступая на декабрьском (2002 г.) совместном заседании коллегий МПС и Минтранса, премьер сказал: «На вас ориентируются, и от вас во многом зависит экономическое развитие страны». По его мнению, неправильное осознание задач сегодняшнего дня в перспективе лишит страну долгосрочных основ роста. Сегодня требуются не диспетчерские решения, а более глубинного характера, в том числе на стыке видов транспорта, потребуются корректировки в действующей федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы страны». Премьер отметил, что транспортная инфраструктура сложилась еще в советский период, Премьер сообщил, что и за последние три года немало сделано для настройки ТС под потребности растущей экономики. Так, по его словам, введены в строй новые портовые сооружения, аэродромы, железнодорожные ветки. Премьер назвал развитие транспортной инфраструктуры первой заботой государства. Он призвал сотрудников Минтранса и МПС сконцентрировать внимание именно на инфраструктуре, создавая при этом конкурентные условия для работы операторских компаний в различных видах транспорта1.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 1. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: · правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; · формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации; · условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам; · акты, устанавливающие формы бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, а также форму заявления о допуске к осуществлению международных автомобильных перевозок; · порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов; · порядок определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов; · критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения и расстояния следования. 2. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещение заказов и заключение государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, и иных гражданско-правовых договоров для обеспечения нужд Министерства, а также для государственных нужд в установленной сфере деятельности; 3. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; 4. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций; 5. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок; 6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; 7. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке; 8. организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; 9. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; 10. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства; Министерство транспорта Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.