Домой / Проверяем документы на квартиру / Фз о финансовой деятельности. повышение роли международных финансовых организаций в унификации норм международного финансового регулирования. Отсутствие ясных подходов осложняет применение иностранными инвесторами общепринятых в мире финансовых норм, преп

Фз о финансовой деятельности. повышение роли международных финансовых организаций в унификации норм международного финансового регулирования. Отсутствие ясных подходов осложняет применение иностранными инвесторами общепринятых в мире финансовых норм, преп

Нормативный правовой акт -- это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативный правовой акт имеет следующие признаки:

* издается уполномоченным государственным органом;

* обладает определенной юридической силой;

* регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

* имеет конкретную сферу применения;

* охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

* обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на: законы и подзаконные нормативные правовые акты

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко - как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон -- это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон обладает следующими признаками. Закон:

* это юридический документ, содержащий нормы права;

* является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или референдума всего народа;

* регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом;

* обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы;

* является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов.

Иерархическую систему законов России можно представить в следующем виде: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

В правовой системе Российской Федерации, как и любого государства, основополагающее место занимает Конституция РФ в силу особых юридических свойств, отличающих ее от актов действующего законодательства. Конституция РФ является главным источником финансового права и основой нормативно-юридического регулирования общественных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

В механизме правового регулирования финансовых отношений необходимо учитывать влияние положений Конституции РФ на текущее финансовое законодательство и в целом на финансовое право.

Возможность судебного конституционного контроля основана на том, что в Конституции РФ 1993 г. впервые появились такие понятия, как финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральный бюджет, налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, свободное перемещение финансовых средств, финансовая самостоятельность органов местного самоуправления, добровольность государственных займов и т. д. Эти понятия являются основой финансового права и в силу своей значимости обозначены в Конституции РФ.

Развитие федеративных начал в построении Российского государства обусловливает и сложную разветвленную систему законов, принимаемые на федеральном, региональном уровнях.

Федеральные законы, принимаются в Российской Федерации Государственной Думой Федерального Собрания РФ, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Особую группу составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа, автономная область и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима в финансовой сфере на территории всего государства.

В настоящее время на федеральном уровне действует Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, имеющие статус федерального закона.

Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др. Источником финансового права являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них - ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие - законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

Как мы видим, перечень законов, являющихся источниками финансового права, многообразен как и сфера его регулирования. Этот список законов далеко не исчерпывающий.

Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений.

Одним из основных источников является Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31 июля 1998 г. и часть вторая от 5 августа 2000г.), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса. Как отмечается в преамбуле, Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, кодифицировавшего нормы бюджетного права, способствовало совершенствованию бюджетной системы государства, упорядочило бюджетный процесс, укрепило законность в данной сфере.

Источниками финансового права являются различные нормативные правовые акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции Российской Федерации. Конституционные основы финансового права закреплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и др. Конституции РФ. Так, например, в ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений. Значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Важнейшим нормативным правовым актом, кодифицирующим общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, является Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), принятый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 1999 г., за исключением п: 3 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 15 и 18, которые будут введены в действие со дня введения в действие ч. II Налогового кодекса Российской Федерации. Кодифицирующим нормативным правовым актом является Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 2000 г.

Нормы финансового права содержатся в Указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения; в соответствующих Постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации.

Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инструкции, письма и другие документы Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В юридической литературе совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права, определяют как финансовое законодательство. Однако при этом следует иметь в виду, что категория «законодательство» употребляется и в ином объеме, и в ином смысле. Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171, совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права, получила наименование «Законодательство о финансах и кредите» *. В Гражданском кодексе РФ понятие «законодательство» значительно сужено. В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса. Следовательно, все остальные нормативные акты, регулирующие отношения, подпадающие под действие ст. 2 ГК РФ, не входят в гражданское законодательство.

Итак, легального определения понятия «финансовое законодательство» нет. Однако, рассматривая данную категорию, следует учесть, что в Налоговом кодексе Российской Федерации (ч. I) и Бюджетном кодексе Российской Федерации законодатель употребляет понятие «законодательство» в более узком смысле, чем это традиционно было принято в науке финансового права.

В соответствии со ст. 1 НК РФ: «законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах». Бюджетное законодательство Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации включает в себя Бюджетный кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетное законодательство, получившие легальное определение, входят в состав финансового законодательства наряду с другими законами и нормативными правовыми актами, регулирующими финансовые отношения в различных сферах общественной жизни страны.

В процессе обращение это описание сущности обращающегося. Судья получает суждение о подписавшемся, что вложил свои мотивы, просматривая обращение и его содержание. В ситуациях, когда решение зависит от интеллектуального убеждения это случается очень важным. Изготовить сложный документ у юриста весьма дорого. Потому что отсутствие ошибок имеет решающее значение.

Многие люди задаются вопросом как научиться экономить деньги. В принципе найти удовлетворительный ответ несложно – количество финансовых учреждений готовых принять и профессионально распорядится вашими средствами довольно много. Однако если вы не желаете оказаться разбитого «корыта» или просто стать объектом преступления следует соблюдать ряд правил и знать свои права и обязанности.

Поскольку такая сфера деятельности человека как законотворчество поддается только профессиональному контролю, то лучшим решением станет обращение к юристу за получением консультации о ваших правах и обязанностях согласно предложенного договора. Таким образом можно избежать риска подводных камней.

Конечно современное отечественное законодательство предусматривает обязательное оповещение заемщика о полной сумме процентов, а вкладчика о условиях досрочного расторжения договора и снятия средств со счета. Фактически можно оспорить решение о наложении штрафных санкций при такой ситуации, но проще избежать ее возникновения при заключении договора.

Необходимо понимать что все операции с вашими средствами возможны исключительно с вашего разрешения и заключая договор вы это разрешение и даете. Поэтому он является краеугольным камнем вашей финансовой безопасности и определяет порядок и сумму возврата средств.

Так же необходимо знать, что сегодня государство обязало финансовые учреждения создать фонд гарантирования вкладов населения. Участники фонда отчисляют в его пользу некоторые средства и вкладчики данных организацию получают дополнительную гарантию возврата средств в случае непредвиденных ситуаций.

Отдельно можно упомянуть такой способ формирования своей собственной финансовой безопасности как создание портфеля ценных бумаг, но он скорее относится к собственному бизнесу и требует значительных знаний.

4.Финансовое законодательство

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория "законодательство" употребляется и в ином объеме, в ином смысле.

Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 (ВВС РФ. 1993. № 51. Ст. 4936), совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название "Законодательство о финансах и кредите".

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ "Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса".

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) "Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах".

В соответствии со ст. 3 ГК РФ "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ".

Однако следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Финансовое законодательство России

* Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3492.

Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инст­рукции, письма и другие документы Министерства финансов Российской Фе­дерации, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства Россий­ской Федерации по налогам и сборам. В юридической литературе совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права, опреде­ляют как финансовое законодательство. Однако при этом следует иметь в виду, что категория «законодательство» употребляется и в ином объеме, и в ином смысле. Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, ут­вержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171, совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы фи­нансового права, получила наименование «Законодательство о финансах и кре­дите» *. В Гражданском кодексе РФ понятие «законодательство» значительно су­жено. В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных за­конов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского ко­декса. Следовательно, все остальные нормативные акты, регулирующие отно­шения, подпадающие под действие ст. 2 ГК РФ, не входят в гражданское законодательство.

1. Современное состояние и тенденции развития финансового законодательства

Как известно, финансовое законодательство России призвано обеспечить правовое регулирование финансовых отношений в интересах выхода страны на новые рубежи.

В экономической и юридической литературе финансовые отношения рассматриваются как общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и хозяйствующими субъектами финансовой деятельности, т.е. деятельности по поводу образования, распределения и использования денежных (финансовых) ресурсов. Именно эти отношения и составляют предмет финансового законодательства как одной из отраслей российского законодательства. Это различные по своей видовой и отраслевой принадлежности отношения - государственно-властные (например, по конституционному закреплению основ финансовой системы России), организационные (по организации и управлению финансовыми ресурсами), собственно финансово-правовые (например, бюджетные, налоговые), имущественные, основанные на принципе равенства сторон (например, в области банковского кредитования). Такие отношения регулируются соответственно нормами конституционного, административного, финансового и гражданского права*(57).

В последние годы российское финансовое законодательство развивается весьма интенсивно. Приняты приоритетные законы по большинству направлений финансовой политики. Насущная задача, как представляется, - устранение недостатков, свойственных действующему финансовому законодательству.

Основной из них - подмена законодательного регулирования важнейших видов финансовых отношений подзаконными актами. Например, деятельность федерального казначейства Российской Федерации, созданного в составе Министерства финансов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556, регулируется Положением, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации. На федеральное казначейство Российской Федерации возложены важнейшие задачи по контролю за исполнением федерального бюджета Российской Федерации и за внебюджетными федеральными средствами. В связи с этим возникает вопрос не только о правомерности учреждения и определения правового статуса этого органа подзаконными актами, но и о допустимости включения его в состав другого органа исполнительной власти - Минфина России. Учитывая задачи, стоящие перед федеральным казначейством, и в интересах обеспечения его самостоятельности и независимости правовой статус казначейства следует определить федеральным законом.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что уровень собственного законодательного регулирования финансовых отношений во многих случаях должен быть повышен.

К финансовому законодательству относится обширный массив нормативных актов, закрепляющих правовой режим осуществления бюджетных, налоговых, кредитно-расчетных, валютно-денежных отношений, государственных расходов, функционирования механизма государственного долга, организации страхового фонда, создания рынка ценных бумаг и управления им, ведения финансового контроля.

При таком широком подходе финансовое законодательство не может не быть комплексной отраслью, объединяющей различные по своей правовой природе подотрасли и институты законодательства. Критериями отнесения тех или иных подотраслей и институтов законодательства к финансовому законодательству служат: а) отнесение всех институтов финансового законодательства к регулированию денежных отношений и б) вхождение в финансовые отношения в качестве одного из субъектов государства в лице управомоченных или обязанных органов государства.

Исходным понятием для анализа системы финансового законодательства служит финансовая деятельность государства. Последняя предопределена наличием объективной экономической необходимости в создании и использовании специальных имущественных (денежных) фондов, находящихся в распоряжении государства и образуемых им для покрытия государственных затрат. В свою очередь, финансовая деятельность государства опирается на систему экономико-правовых институтов, выработанных в ходе многовековой практики функционирования государств различных типов и форм. Одни из этих институтов непосредственно служат инструментами финансовой деятельности государства - бюджет, налоги, сборы, бюджетное и иное финансирование. Другие создают устойчивую среду существования первых - денежная система, валютное регулирование, ценовая политика и т.д. Третьи обеспечивают законность и государственную дисциплину в столь сложной сфере, как государственные финансы: бухгалтерский отчет, механизмы принуждения к правомерному поведению участников денежно-финансовых отношений.

Для обеспечения методологической чистоты анализа процессов развития финансового законодательства следует в первую очередь уточнить понятие "финансы". Государство, реализуя объективную необходимость формирования централизованных и децентрализованных специальных денежных фондов, создает присущими ему методами (общим и финансовым планированием, оргструктурами, целенаправленной политикой в смежных отраслях и сферах) широкую гамму правовых конструкций, регулирующих экономическую деятельность государства той или иной социально-экономической формации. Динамичность финансового законодательства, система которого постоянно меняется, отражая эволюцию государственного регулирования и революционные изменения в самом обществе и государстве, позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, правовое регулирование финансовых отношений призвано упорядочить, усовершенствовать процесс создания целевых денежных фондов, а также мобилизации, аккумуляции и использования по целевому назначению средств этих фондов. В этом смысле финансовое законодательство несет в себе значительную процессуальную нагрузку (вполне вероятно, даже является не материально-правовой, а процессуальной отраслью законодательства);

во-вторых, развитие финансового законодательства можно охарактеризовать как придание финансово-правовой формы соответствующим экономическим отношениям (либо лишение ее) в зависимости от конкретных задач государства и применяемых им методов осуществления экономической политики.

Исходя из изложенного можно определить предмет финансового законодательства, который состоит из:

а) непосредственных финансово-правовых подотраслей и институтов;

б) финансово-обеспечительных правовых институтов. К первой группе следует отнести налоговое законодательство, законодательные акты о порядке формирования внебюджетных фондов, бюджетное законодательство (сфера бюджетного устройства, бюджетного процесса и правила исполнения бюджета). Ко второй группе - законодательство о кредите, расчетах, выпуске и обращении ценных бумаг, бухгалтерском учете, регулировании денежного обращения, валютном регулировании*(58).

Если анализировать финансовое законодательство несколько с другой стороны, а именно с точки зрения его внутренней системы, то оно может быть представлено в виде совокупности следующих подотраслей и институтов:

бюджетное законодательство, охватывающее бюджетное устройство, бюджетный процесс, порядок осуществления бюджетных расходов, правила исполнения бюджета;

налоговое законодательство, состоящее из нормативных предписаний, регулирующих взаимоотношения взыскателя и налогоплательщика, а также порядок начисления и взимания различных видов налогов; в эту же подотрасль входят и акты, регламентирующие неналоговые платежи, являющиеся государственными доходами;

законодательство о государственном (внешнем и внутреннем) долге и обязательном страховании, объединяющее акты, определяющие порядок вступления государства, действующего через свои органы, в гражданско-правовые отношения в качестве заемщика (должника);

законодательство о кредитовании и расчетах - акты, регламентирующие организационную деятельность государства в области осуществления преимущественно эквивалентно-возмездных экономических отношений, складывающихся в ходе денежного оборота, регулируемых преимущественно гражданским законодательством;

законодательство по вопросам валютного регулирования, валютного контроля и налично-денежного обращения, отражающее специфическую государственную монополию, обеспечивающую единство денежной системы;

законодательство об организации и управлении рынком ценных бумаг, сочетающее в себе как финансово-правовые, так и гражданско-правовые начала, характерные для обращения такого специфического объекта имущественных прав, каким являются ценные бумаги*(59).

Развитие финансового законодательства в течение последних лет характеризуется преимущественно направленностью на ликвидацию пробелов в правовом регулировании этой сферы экономики.

Далеко не случайно получила поддержку тенденция кодификации финансового законодательства. Уже одобрены палатами Федерального Собрания Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс. Высказываются мнения о кодификации банковского и валютного законодательства, других интегрированных массивов нормативных предписаний.

Другая общая тенденция развития финансового законодательства - углубление взаимосвязи и гармонизация регулирования экономических отношений методами различных отраслей законодательства.

Требуется отметить и еще одну общую черту развития финансового законодательства - некоторое сокращение сферы регулирования за счет того, что ряд институтов, традиционно считавшихся финансово-правовыми, с принятием новых законодательных актов приобретает преимущественно или полностью иную отраслевую принадлежность. Так случилось, например, с институтом страхования, ставшим всецело частью гражданского законодательства. Вероятно, и институт государственного долга (в том числе внутреннего) должен быть также исключен из предмета финансового законодательства, для чего с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации появились весомые основания.

Существует и такая тенденция финансового законодательства, как расширение круга нормативных предписаний, содержащих позитивное обязывание, правомочие или запрет. В недавнем прошлом ведущим методом регламентации финансовых отношений было долженствование, основанное на возложении обязанностей на всех участников финансовых отношений без корреспондирования обязанности права. Примером, подтверждающим эту тенденцию, служит возникновение права адресата бюджетных кредитов истребовать у органов казначейства причитающиеся ему ассигнования всеми правовыми средствами, в том числе и по суду.

Интенсивное накопление в течение ряда лет массива финансового законодательства, его усложнение делают перспективной постановку вопроса о разработке и принятии Основ финансового законодательства Российской Федерации или федерального закона о финансах. Дело в том, что ни Конституция Российской Федерации, ни сложившаяся система законов Российской Федерации не позволяют достаточно прочно объединить финансовую деятельность Федерации и ее субъектов, особенно в той части, которая находится вне пределов действия бюджетного законодательства. Кроме того, принятие этого акта позволило бы установить пределы и основы разумного и взвешенного проникновения финансовых методов в регулирование имущественных отношений другими правовыми средствами. Что же касается самой финансовой системы, то наличие акта, играющего роль Основ, безусловно ориентировало и дисциплинировало бы и федерального, и регионального законодателя.

Преимущества Основ законодательства как одной из форм правового регулирования достаточной полно освещены как в литературе по теории права, так и в работах по тем отраслям права, которые имеют Основы законодательства. При этом верно подчеркивается, что Основы законодательства - специфическое звено в кодификационной системе, явление самобытное, уникальное в праве, подлинное открытие нашего законодателя, обусловленное федеративным государственным устройством.

Представляется, что Основы финансового законодательства Российской Федерации могут иметь межотраслевой комплексный характер. Они призваны объединить и установить общие принципы правового регулирования финансовых отношений в Российской Федерации, обеспечить его единство на всей территории России. Имеются необходимые нормативные (прежде всего конституционные) и теоретические предпосылки для разработки предлагаемого нормативного акта. Не только в Конституции Российской Федерации, но и в конституциях и уставах субъектов Федерации закреплены соответствующие полномочия их органов государственной власти и управления, местного самоуправления в области финансовых отношений*(60).

Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (статья 15) определены полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. В значительной мере уточнены правовое положение и компетенция органов управления финансами, и прежде всего Министерства финансов Российской Федерации, Положение о котором возлагает на данный орган обеспечение проведения в жизнь финансовой политики государства и осуществление общего руководства организацией государственных финансов в стране.

Дальнейшее развитие нормотворческой деятельности в области финансовых отношений связано с приведением действующего финансового законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и созданием Свода законов Российской Федерации.

В значительной мере на основе выдвинутых в науке предложений и рекомендаций в настоящее время ведутся разработка целого комплекса новых и пересмотр действующих нормативных актов финансового законодательства, которые войдут в Свод законов Российской Федерации. Однако цементирующей основой этого раздела Свода должны, по нашему мнению, стать Основы финансового законодательства Российской Федерации.

Основы включат в себя нормы, определяющие: общие принципы организации и осуществления финансовой деятельности, компетенцию Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в данной области, систему финансовых органов и их правомочия, основные принципы финансирования, кредитования, расчетов, денежного обращения, а также валютного законодательства. В них же должны содержаться нормы, устанавливающие принципы осуществления защиты прав юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с финансовыми, налоговыми и банковскими органами. Вместе с тем должны быть четко определены контрольные функции финансовых, налоговых и банковских органов, а также понятие, основание и формы финансово-правовой ответственности.

По своей структуре Основы финансового законодательства должны соответствовать системе финансового законодательства. Они могут включать следующие разделы: I. Общие положения. II. Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации. III. Государственные доходы. IV. Основные положения о государственном кредите. V. Основные положения о государственном имущественном и личном страховании в Российской Федерации. VI. Государственные расходы. VII. Основы организации банковского кредитования в Российской Федерации. VIII. Основы организации расчетов в Российской Федерации. IX. Основы регулирования рынка ценных бумаг. X. Основные положения о денежном обращении в Российской Федерации. XI. Финансовый контроль. XII. Основные положения о государственном внутреннем и внешнем долге Российской Федерации. XIII. Основные принципы валютного законодательства Российской Федерации*(61).

Конституция Российской Федерации как основной закон финансового права

Множество ее норм обладает прямой финансово-правовой направленностью:

  • 57 статья, которая устанавливает обязанность любого гражданина уплачивать установленные законом сборы и налоги, а также положения о законах, которые формируют новые налоги либо те, которые могут ухудшать положение налогоплательщика, обратной силой не обладают;
  • 3 часть 75 статьи, которая определяет, что налоговая система, взиманию налогов в бюджет федерального уровня, и общепризнанные принципы сборов и налогообложения в РФ установлены федеральным законодательством;
  • пункты «ж» и «з» 7 статьи, которые закрепляют в части ведения РФ валютное, финансовое, таможенное, кредитное, урегулирование, денежную эмиссию, базисы ценовой политики, федеральные службы экономической направленности, включая сюда на федеральном уровне банки;
  • федерального уровня налоги и сборы, бюджет федерального уровня, фонды регионального развития федерации;
  • 4 часть статьи 74, которая устанавливает, что государственные займы могут быть выпущены в порядке, определяется законодательством федерального уровня, и размещены на добровольной основе;
  • 5 часть статьи 101, которая наделяет Счетную палату правами в области контролирующих полномочий над исполнением бюджета федерального уровня;
  • 3 часть 104 статьи, которая устанавливает, что законопроекты о введении либо касающиеся отмены налогов, освобождения от их уплаты, о выпуске займов государственных, о переменах в финансовых государственных обязательств, иные законопроекты, которые предусматривают расходы, которые могут покрываться за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены лишь при существующем заключения Правительства РФ;
  • 106 статья, которая закрепляет, что рассмотрению в обязательном порядке в Совете Федерации подвергаются принятые Государственной Думой федеральные законы по следующим группам вопросов:

    • федеральный бюджет;
    • федеральные сборы и налоги;
    • валютное, финансовое, таможенное, кредитное урегулирование, денежная эмиссия.

Пункт «а» 1 часть 114 статья, которая устанавливает, что Правительство РФ занимается разработкой, представлением Государственной Думе федерального бюджета, обеспечением его исполнения; представлением Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета.

Законодательство РФ и ее субъектов в области финансового права

Финансовые правовые нормы, которые содержатся также в законодательных актах РФ и ее субъектов, а именно в некоторых федеральных конституционных законах, в их числе ФЗ РФ «О Счетной палате Российской Федерации», который определяет компетенцию и порядок деятельности государственного органа финансового контроля.

Налоговый кодекс РФ , который регулирует отношения в сфере установления, взимания налогов и сборов в РФ, а также отношения в отношении налогового контроля и ответственности за налоговое правонарушение, и бюджетный кодекс РФ, регулирующий отношения, которые возникают в процессии образования доходов и реализации расходов бюджетов всех ступеней бюджетной системы РФ и бюджетов внебюджетных фондов государства и реализации муниципальных и государственных заимствований, урегулирования муниципального и государственного долга, а также по поводу отношений, возникающих в бюджетной процессии.

К законодательным актам Российской Федерации относят и федеральные законы, которые содержат финансово-правовые нормы, и в связи с этим являющиеся источниками финансового права. Источниками финансового права представляются и законы субъектов РФ, которые содержат финансовые правовые нормы, принимаемые в границах компетенции этого субъекта в сфере финансов. К примеру, Областной закон Ростовской области «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».

Нормативные правовые акты как источники финансового права включают указы Президента РФ, согласно 90 статье Конституции РФ. Президентские указы в области финансово-правового урегулирования являются довольно-таки разнообразными. Указы Президента РФ в финансовой области носят преимущественно организационный характер, то есть включают поручения органам власти государства по выработке каких-либо нормативных актов, выделяют порядок их выработки или главные направления деятельности таких органов в области финансов. К примеру, Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Замечание 1

Постановления Правительства РФ представляются финансово-правовым источником в тех случаях, когда они включают нормы финансового права.

Финансово-правовыми источниками, по аналогии с федеральным уровнем, представляются акты органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ и органов МСУ.

Нормативные правовые акты ведомственного типа , главное место среди них заняли письма и инструкции Министерства финансов РФ и Федеральной таможенной службы.

Все ведомственные акты финансово-правового характера принимаются на базе и во исполнение законов.

В образе источника финансового права также выделяют нормативный договор . В этом случае в форме источника финансового права играют роль договоры международного типа, а так же соглашения РФ с иными государствами в области налогообложения. К примеру, Соглашение меж Правительством РФ и Австралийским Правительством во избежание двойственного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения по отношению к налогам на доходы, которое было ратифицировано Федеральным законом № 156-ФЗ.

Признание международного правового договора в образе источника российского права базируется на 4 части 15 статьи Конституции РФ, устанавливающей, что принципы, нормы международного права, а так же международные договоры РФ - составная часть ее системы права.

Замечание 2

В случае если международными договорами Российской Федерации будут установлены другие правила, чем те, что предусматриваются законодательством, то они подлежат применению правила международного договора.