Домой / Образцы документов / Конституционно правовые и государственно правовые институты. Основные институты конституционного права: их понятие и соотношение

Конституционно правовые и государственно правовые институты. Основные институты конституционного права: их понятие и соотношение

  • 15.Понятие и сущность Конституции
  • 16.Юридические свойства Конституции рф
  • 17.Структура Конституции рф
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 18.Порядок пересмотра Конституции рф
  • 19.Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф
  • 21.Соотношение конституции рф и конституций субъектов рф
  • 23.Толкование Конституции рф
  • 24.Основные этапы развития российской конституции
  • 25.Разработка и принятие Конституции рф 1993 года
  • 27Народовластие как основа демократического характера российского государства. Формы осуществления народовластия
  • 30 Вопросы референдума
  • 31.Порядок назначения и проведения референдума
  • 35.Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия и многопартийности
  • 36.Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации
  • 37. Организационно-правовые формы общественных объединений в рф
  • 41. Декларация о государственном суверенитете России
  • 42. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф
  • 43.Конституционное закрепление рф как социального государства
  • 44.Рф – светское государство
  • 47.Понятие основ правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «Права и свободы человека и гражданина»;
  • 48.Принципы правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «права и свободы человека и гражданина»;
  • 49.Принцип равноправия граждан
  • 50.Понятие и принципы гражданства рф
  • 51. Развитие законодательства о российском гражданстве
  • 52.Основания и порядок приобретения гражданства рф
  • 53. Основания и порядок прекращения гражданства рф
  • 55. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства
  • 56.Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • 57. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • 58.Личные права и свободы человека и гражданина в рф
  • 60.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах рф
  • 61.Порядок выезда и въезда на территорию рф
  • 63.Свобода мысли и слова. Право на информацию
  • 64.Политические права и свободы граждан рф
  • 65.Право граждан рф участвовать в управлении делами государства
  • 66. Законодательная регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов уличных шествий и демонстраций
  • 68.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
  • 72.Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в рф
  • 73.Уполномоченный по правам человека в рф
  • 74.Ограничение конституционных прав и свобод в условиях черезвычайного положения и военного положения
  • 75.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
  • 76.Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф
  • 77.Порядок предоставления политического убежища рф
  • 79.Принципы федеративного устройства рф
  • Глава 3 Конституции рф «Федеративное устройство»:
  • 80.Становление и развитие России как федеративного государства
  • 83.Предметы ведения рф
  • 84.Порядок принятия в рф и образования в ее составе нового субъекта рф
  • 86.Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и органами государственной власти субъектов рф
  • Глава IV фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов рф» от 06.10.1999 (в редакции фз от 29.12.2004):
  • 88.Субъекты рф, их конституционно-правовой статус
  • 92.Понятие и виды автономии. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов
  • 93.Национально-культурная автономия в рф
  • 100.Правовое регулирование выборов в рф
  • 101.Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 102.Равное избирательное право: понятие, гарантии
  • 103.Прямое избирательное право
  • 105.Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в рф
  • 106.Порядок регистрации (учета) избирателей
  • 107.Избирательные округа, их виды, порядок образования
  • 108.Избирательные комиссии. Виды, порядок образования, полномочия
  • 111.Порядок регистрации списка кандидатов и список кандидатов. Избирательный залог
  • 113.Информационное обеспечение выборов. Предвыборная агитация
  • 114.Финансирование выборов. Избирательные фонды
  • 117.Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 119.Полномочия Президента рф
  • 120.Порядок выборов Президента рф
  • 129. Государственный совет рф (гс рф)
  • 131-133. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф. Отрешение Президента от должности. Гарантии Президенту, прекратившему исполнения своих полномочий
  • 135.Двухпалатная структура фс, ее отличия от двухпалатной структуры бывшего Верховного Совета
  • 136.Порядок формирования Совета Федерации фс рф
  • 137.Вопросы, отнесенные к ведению Госдумы фс рф
  • 138.Совет Федерации фс рф: вопросы ведения
  • 139.Внутренняя структура палат фс рф
  • 140.Совет палаты Совета Федерации и Совет Госдумы
  • 141.Комитеты и комиссии палат фс рф
  • 142.Порядок деятельности палат фс рф
  • 144.Основные стадии законодательного процесса
  • 147. Порядок одобрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой
  • 148.Порядок опубликования и вступления в силу фз
  • 151.Правительство рф: порядок формирования, компетенция
  • 157. Конституционный суд рф, порядок назначения и статус судьи
  • 158.Структура и организация деятельности Конституционного Суда рф (кс рф)
  • 159.Полномочия кс рф, виды и юридическая сила его решений
  • 162.Конституционные основы мсу в рф
  • 3. Конституционно-правовые институты

    Конституционно-правовые институты - совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

    Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

    В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

    Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права:

    1.основы конституционного строя;

    2.основы правового статуса человека и гражданина;

    3.федеративное устройство государства;

    34система государственной власти;

    5.система местного самоуправления.

    По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).

    4.Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, основания возникновения и прекращения

    Правоотношения - есть обусловленная интересами субъектов и складывающаяся на основе норм права юридическая двустороння связь, стороны которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

    Субъекты правоотношений - это физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений - участник, сторона правоотношений.

    В праве выделяют две группы субъектов:

    1. индивиды (физические лица) - граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства;

    2.организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и другие).

    Юридическое лицо - это организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно отвечать за нарушение гражданских обязательств и договоров (статья 482 ГК РФ).

    Правосубъектность - способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права.

    Правоспособность - способность лица иметь юридические права и обязанности. Для граждан правоспособность возникает с момента рождения; для юридических лиц она неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации устава юридического лица.

    Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности.

    Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия.

    Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

    Объектом правоотношений признается то, по поводу чего складываются правоотношения, или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

    Юридический факт - событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юр. факты всегда влекут возникновение определенных юридических последствий и, кроме того, всегда наряду с нормами права вызывают возникновение у участников гражданских правоотношений конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Принято выделять две группы юридических фактов - действия (всегда являются результатом проявления воли, активности субъекта) и события (обстоятельства, не связанные с волей человека.). Такая классификация проводится по признаку зависимости от воли субъектов. Все действия подразделяются на правомерные (соответствуют предписаниям закона и принципам права) и неправомерные (влекущие нарушения предписаний закона и принципов гражданского права).

    Конституционно-правовые отношения (КПО) - это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами.

    КПО имеют единую для всех правоотношений структуру: Субъект, Объект, Содержание (субъект. право и юр. обязанность).

    Специфика КПО:

    КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;

    КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений.

    Специфические субъекты КПО:

    1.Народ - при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ;

    2.Государства - РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

    3.Органы государства, органы МСУ, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

    Всю систему КПО можно разбить на две большие группы:

    1. Отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Регулируются КП в основных чертах, более детальное регулирование - в других отраслях права.

    2.Общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы гражданина и лица, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов гос. власти. Эти отношения проявляются в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения (отношения в процессе осуществления власти). Они урегулированы КП в полном объеме.

    Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

    Реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций порождают правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности (например, нормы-принципы, закрепляющие основы конституционного строя РФ).

    Особый вид КПО - правовые состояния, в которых четко определены субъекты правоотношения, но не их взаимные права и обязанности (например, состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе).

    КПО бывают:

    1.Постоянные - срок действия не определен, однако могут заканчиваться в конкретных условиях, например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству;

    2.Временные - возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается;

    3.Материальные - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения;

    4.Процессуальные - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

    Субъекты КПО - носители конституционных прав и конституционных обязанностей. Группы субъектов КПО:

    1.Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью;

    2.Государственные образования: государство в целом, субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ).

    3.Негосударственные объединения: общности людей - народ РФ, народы субъектов РФ, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы МСУ; ассоциации граждан - политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения; группы граждан - собрания избирателей, сходы граждан и другое.

    Государственное право, как и иная отрасль права, состоит из норм, что и определяет его нормативный характер. Правовые нормы, составляющие в своей совокупности государственное право, называются государственно-правовыми нормами.

    Государственно-правовая норма, как и правовая норма другой отрасли права, это правило, определяющее поведение участников государственно-правовых отношений. Государственно-правовая норма устанавливается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а в установленных законом случаях и референдумом. Исполнение ее обеспечивается авторитетом государства, а при необходимости и принудительной силой. В государственно-правовой норме непосредственно проявляется государственная воля, сформулированная как официальное установление.

    По сравнению с нормами других отраслей права, нормы государственного права имеют некоторые особенности. Специфические черты государственно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью. К числу таких особенностей следует отнести:

    34 См. И.А. Конюхова. Конституционное право Российской Федерации. Вводный курс лекций. С. 159-160. И.А. Конюхова к числу особенностей конституционных норм относит также особенности их по источникам, по юридической силе, по степени обязательности, особо выделяет тесную связь с нормами нравственности - Преамбула. С. 178184.

    1) Своеобразие вида государственно-правовых норм. В государственном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулятивного характера. К таким нормам относятся: нормы-определения, с помощью которых вносится ясность в понятие основных государственно-правовых институтов и терминов государственного права - в ст. 94 Конституции дается определение Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации; нормы-принципы - значительная часть таких норм содержится в главе I-ой Конституции, которая закрепляет приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, разделения властей, правового государства и т.д. (ст. ст. 3, 4, 8, 10, 13 и др.); в государственном праве есть нормы - цели, нормы - задачи, нормы - программы. Так, в статье 7 Конституции дано определение России не только как социального государства, но и устанавливается положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. Такие нормы чаще всего встречаются в федеральных законах, когда определяется время вступления федерального закона или отдельных его статей в силу. Можно также выделить нормы, в которых адресат четко определен (Президент Российской Федерации) и нормы, которые не имеют четко выраженного адресата (человек и гражданин). Многие государствоведы, проводящие соответствующую классификацию, выделяют и другие особенности государственно-правовых норм. Однако вряд ли можно согласиться с И.А. Конюховой относительно наличия в государственном (конституционном) праве норм-символов. В качестве примера приводятся федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 года о государственных символах Российской Федерации34. Сразу же возникает вопрос: с каких это пор федеральный конституционный закон является символом? Символ - это знак или опознавательная примета. Герб, действительно, эмблема, с помощью которой придается символическое значение, выражающее исторические, национальные и иные традиции владельца, а государственный герб - это официальная эмблема государства и ее описание устанавливается государственно-правовыми нормами.

    2) Государственно-правовым нормам присущ учредительный характер содержащихся в них предписаний. Именно государственно- правовыми нормами определяется наименование государства, форма его правления, форма государственного устройства. Государственно-правовые нормы первично устанавливают наименование нормативных правовых ак- тов всех других государственных органов, порядок их принятия, их юри- дические свойства, порядок их опубликования и вступления в силу; опре- деляют компетенцию государственных органов и органов местного само- управления; права, свободы и обязанности человека и гражданина и др.

    Особый механизм реализации государственно-правовых норм - также одна из особенностей государственно-правовых норм. Многие государственно-правовые нормы в процессе реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния. Например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации, быть студентом высшего учебного заведения и др.

    Государственные нормы отличаются от норм других отраслей права своей структурой. - Обычно правовая норма состоит из трех частей: диспозиции, гипотезы и санкции. Однако, трехчленная структура правовой нормы - это лишь образец. Что касается государственно-правовых норм, то их специфика состоит в том, что они в своем подавляющем большинстве не содержат всех трех указанных элементов. Структура одних государственно-правовых норм может соответствовать традиционной модели, структура других, а таких большинство, может быть представлена в виде различных модификаций.

    Во-первых, подавляющее большинство государственно-правовых норм состоят из одной диспозиции. Диспозиция присутствует (обязательно) в каждой правовой норме, поскольку определяет само ее существование. Диспозиция составляет сущность правовой нормы, которые мы называли: нормы-определения, программно-целевые, учредительные, нормы-принципы и др. Так, первая статья Конституции Российской Федерации устанавливает: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления"; статья 80-я - "Президент Российской Федерации является главой государства" и др.

    Во-вторых, имеются государственно-правовые нормы, которые состоят из двух элементов - диспозиции и гипотезы. Гипотеза служит целям установления сферы действия диспозиции. Она как бы обслуживает применение диспозиции, определяет условия, границы ее осуществления. Например, в ч. 4 статьи 105 Конституции сказано: "Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был одобрен Советом Федерации". А вот иная формулировка в п. 6 статьи 125 Конституции: "акты или отдельные поло-

    жения, признанные неконституционными, утрачивают силу" .

    В-третьих, многие государствоведы считают, что наиболее характерной особенностью государственно-правовых норм является отсутствие в их структуре санкций. Действительно, подавляющее большинство государственно-правовых норм не имеют санкции. Обычно под санкцией понимают определение юридического последствия, наступающее при нарушении или несоблюдении диспозиции данной правовой нормы. Вопрос о санкции как структурном элементе государственно-правовой нормы неразрывно связано с вопросом о средствах, способах их охраны со стороны государства. В связи с этим следует отметить два основных варианта защиты государственно-правовых норм при их нарушении.

    Прежде всего, о государственно-правовой санкции можно говорить только в том случае, когда соответствующая санкция закреплена в самой государственно-правовой норме. Такие нормы с соответствующими санкциями содержатся в Конституции Российской Федерации. К ним следует отнести: отрешение от должности Президента Российской Федерации (ст. 93); роспуск Государственной Думы (ст. 109); отставка Правительства Российской Федерации в случае выражения ему недоверия Государственной Думой (ч. I и ст. 117). Конституционные санкции могут состоять в устранении конституционных нарушений: отмена законов (ч. 3 ст. 115), приостановление действий законов (ч. 2 ст. 85), запрещение применения актов при определенных условиях (ч. 3 ст. 15). Соответствующие санкции также содержатся в федеральных конституционных законах, например в ФКЗ о референдуме Российской Федерации, в федеральных законах о выборах государственных органов Российской Федерации (отмена решения о регистрации, признание выборов по одномандатному округу недействительными и др.). В случае установления фактов нарушения Конституции Российской Федерации или федеральных законов государственными органами субъектов Российской Федерации, Президент Российской Федерации на условиях и в порядке, установленных федеральным законом, принимает решение о приостановлении решений исполнительных органов субъектов РФ, досрочном роспуске законодательных (представительных) органов го-

    В.О. Лучин выделяет простые гипотезы, сложные гипотезы, альтернативные, абсолютно-определенные. См.: В.О. Лучин. Конституционные нормы и правоотношения. Учебное пособие. М. 1997. С. 58-60. Больше всего различных вариантов сложных гипотез содержится в федеральных законах о выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы. См., например, ст.ст. 76 и 77 Федерального закона от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации". Отдельное издание. М. 2003.

    сударственной власти субъектов РФ и об отрешении от должности высших должностных лиц субъектов Федерации36.

    Из рассмотренного следует, что при нарушении требований Конституции и федеральных законов, в которых содержатся государственно-правовые нормы, всегда наступает государственно-правовая ответственность. Однако, в зависимости от тяжести содеянного при нарушении государственно-правовой нормы и с учетом личности виновника характер содеянного может быть квалифицирован применительно к требованиям административного или уголовного законодательства. Административная ответственность может наступить за нарушение отдельных требований законодательства о выборах и референдума - ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52 (например, за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности - штраф на граждан в размере до 15 МРОТ, а на должностных лиц - до 30 МРОТ; подкуп избирателей, участников референдума - штраф на граждан в размере до 25 МРОТ, а на юридических лиц - до 500 МРОТ и др.). Более тяжкие нарушения избирательного законодательства расцениваются как уголовное преступление и ответственность наступает по статьям 141-141.1, 142-142.1 УК РФ (например, воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме - вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет; а фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов - вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет).

    Итак, что же характерно для государственно-правовых санкций? Во-первых, они применяются в связи с необходимостью обеспечения надлежащего исполнения норм государственного права; во-вторых, государственно-правовые санкции применяются не только тогда, когда о субъекте правоотношения можно сказать, что он преступил федеральный закон, но и в том случае, когда можно сказать, что он "не справился с обязанностями", "не оправдал доверия" (отзыв депутатов представительных органов местного самоуправления); в-третьих, государственно-правовые санкции могут применяться и как санкции, и как не санкции. Так, санкцию в виде отставки Правительства можно рассматривать как возможную меру его ответственности за осуществление полномочий, предоставленных ему Конституцией; в-четвертых, это особая система тех органов, которые вправе решать вопрос о применении государственно-правовых санкций.

    36 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. с последующими изменениями "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". //СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2000. № 19. Ст. 1792.

    Безусловно, санкции не играют ведущей роли в государственном праве и применение принуждения не являются доминирующим способом государственно-правового воздействия на общественные отношения. Реализация государственно-правовых норм происходит преимущественно через беспрепятственное осуществление субъективных прав, выполнение обязанностей и соблюдение запретов.

    Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми нормами других отраслей права, государственно-правовые нормы сами по себе (внутри отрасли) очень многообразны и отличаются друг от друга по многим признакам. В этом плане важное значение имеет вопрос о классификации государственно-правовых норм. Именно систематизация позволяет достаточно полно показать их особенности. В юридической литературе

    выдвинуто немало классификаций государственно-правовых норм. В зависимости от целей классификации может быть применено то или иное основание, тот или иной критерий. Мы не ставим своей целью анализировать все имеющиеся точки зрения по этому вопросу. Наша цель - учебная и потому мы предлагаем следующую классификацию государственно-правовых норм внутри отрасли государственного права. Итак, государственно-правовые нормы классифицируются:

    По содержанию или по закрепляемому и регулируемому ими объекту, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений государственно-правовые нормы подразделяются на нормы, закрепляющие основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, а также формы непосредственной демократии. Внутри этих крупных группировок (государственно-правовых институтов) выделяются и другие близкие и взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, например, порядок избрания Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации, юридические свойства принимаемых этими органами нормативных правовых актов и др.

    Государственно-правовые нормы могут быть разделены по форме их выражения или по источникам, т.е. по характеру и юридической силе актов, в которых они содержатся. - Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма и места правовых актов данного вида в общей системе нормативно-правовых актов.

    Наиболее значимые по форме и уровню правового регулирования нормы содержатся в Конституции Российской Федерации. Конституци-

    Одной из последних, предложенных в печати, является классификация И.А. Конюховой. По - ее мнению, конституционные нормы классифицируются по характеру и степени определенности, по функциональному назначению, по методу правового регулирования, по времени своего действия, по территории действия, по юридической силе, по их содержанию. //См. указ. соч. С. 195-202.

    онные нормы отличаются от иных государственно-правовых норм своей особой юридической природой, т.е. они имеют свой только им присущий предмет правового регулирования, которым являются конституционные отношения, как важнейшие государственно-правовые отношения. Особый предмет регулирования определяет и иные особенности конституционных норм: их высшая юридическая сила по сравнению с иными государственно-правовыми нормами и нормами иных отраслей права (ч. 1 ст. 15 Конституции); их наиболее высокая стабильность по сравнению с другими правовыми нормами (ст. ст. 135 и 136 Конституции).

    В государственное право, как мы уже говорили, входят все конституционные нормы. Однако государственное право не исчерпывается конституционными нормами. Многие его нормы устанавливаются федеральными законами (федеральным конституционным законом и собственно федеральным законом), содержатся в отдельных нормативных правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации, постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации; государственно-правовые нормы содержатся также в конституциях республик и уставах иных субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления, а также в актах, принимаемых на референдумах.

    Юридическая сила государственно-правовых норм не всегда зависит от вертикальной иерархии правовых актов, в которых они выражены.

    Их юридическая сила обусловливается федеративным характером Российского государства, характером взаимоотношений между соответствующими государственными органами, особым правовым положением органов местного самоуправления (ст. 76, ч. 2 ст. 85, 90, ст.115 Конституции).

    Государственно-правовые нормы могут подразделяться по территории действия. - Поэтому признаку различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации; на территории субъектов Российской Федерации; на территории, подчиненной соответствующим органам местного самоуправления; а также на территориях, в пределах которых действует режим чрезвычайного или военного положения. Эти нормы регулируют отношения на основе конституционно установленного разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Есть и такие государственно-правовые нормы, которые регулируют сравнительно узкий и специфический круг общественных отношений. К примеру, Регламенты палат Федерального Собрания, представительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности соответствующих органов по реализации ими своих конституционных полномочий.

    Государственно-правовые нормы отличаются по действию их во времени. - В этом случае государственно-правовые нормы подразделяются на нормы постоянные, временные, исключительные.

    Большинство государственно-правовых норма - постоянные, т. е. у них неопределенный срок действия - Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции субъектов Федерации, уставы других субъектов и др.

    Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях Конституции Российской Федерации (раздел второй), которые регулируют переход от действовавшего состояния, до вступления в силу нового нормативного акта. Временными также были Указы Президента РФ от 11 декабря 1993 г. об утверждении Положения о Государственном флаге Российской Федерации и от 30 ноября 1993 г. об утверждении Положения о Государственном гербе Российской Федерации. Названные указы действовали до принятия соответствующих федеральных конституционных законов, которыми должна утверждаться новая государственная символика (ст. 70 Конституции). Такие федеральные конституционные законы были приняты 29 декабря 2000 г.

    Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайного положения при наличии чрезвычайных обстоятельств, а также на случай военного положения. Такими нормами устанавливаются ограничения на действие отдельных постоянных норм, и предусматривается возможность временного правового регулирования отдельных групп

    общественных отношений.

    5. Государственно-правовые нормы отличаются по характеру регулятивного воздействия или по характеру содержащихся в них предписаний. - Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия государственно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в государственно-правовой норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов государственно-правовых отношений. В общей теории права известно деление правовых норм по этому признаку на три группы: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

    Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий и условия реализации. При общей принципиальной оценке государственно-правовых норм есть все основания основную их массу отнести к управо-мочивающим. Эти нормы определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. ст. 71-73 Конституции), компетенцию государственных органов (например, ст. 103 определяет компетенцию Государственной Думы, а ст. 114 - компетенцию Правительства). Этими нормами закрепляются также права, свободы человека и гражданина и др. Управо-

    В Российской Федерации в настоящее время действует ФКЗ "О военном положении" от 30 января 2002 г. и ФКЗ "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. В практике Российской Федерации чрезвычайное положение вводилось Указами Президента Российской Федерации в 1994-1995 гг.

    мочивающая норма более лаконична, однако она полностью учитывает широкую степень усмотрения, которая свойственна, например, представительным (законодательным) органам государственной власти при определении направления своей работы.

    Обязывающая норма предписывает субъекту право совершать определенные (положительные) действия конкретным способом, соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует ее требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант поведения, чем тот, который предусмотрен в норме. Например, статья 58 Конституции устанавливает: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"; в статье 106 Конституции сказано: "Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые государственной Думой законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов...", а также по другим вопросам, перечисленным в этой статье.

    Запрещающие нормы (нормы-запреты), содержат в своих предписаниях требования воздержаться от определенного поведения, запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это оформляется в правовых установлениях такого рода: "запрещается", "не допускается", "не в праве" и т.д. Так, в ч. 1 74 Конституции установлено: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". В п. 2 ст. 97 Конституции сказано: "Одно и то же лицо не может одновременно является членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы".

    Определение вида государственно-правовых норм по характеру содержащихся в них предписаний важно при их применении для точного понимания содержащихся в них предписаний, границ и объема прав и обязанностей субъектов регулируемых отношений.

    6. Государственно-правовые нормы можно различать по степени определенности содержащихся в них предписаний. - В теории права нормы по этому основанию делятся на три большие группы: императивные, т. е. категорические, диспозитивные и рекомендательные.

    Императивными называются такие нормы, которые предусматривают для участников правоотношения только один вариант поведения. Для императивных норм характерна однозначность, исключение многовариантности действий, строгое следование субъекта правоотношения предписываемому. Так, в ч. 1 ст.16 Конституции сказано: "Положения настоящей главы (речь идет о главе 1-й) составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией". Особо выразительны в этом отношении нормы, посвященные исключительным полномочиям (предметам ведения) Российской Федерации - ст. 71, государственных органов Российской Федерации - ст. ст. 102 и 103 Конституции, определяющие полномочия палат Федерального Собрания; ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установившая предметы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления.

    Диспозитивными называются нормы, которые дают сторонам правоотношения урегулировать свои взаимоотношения. Если же они этого не сделали, то действует правило, установленное диспозитивной нормой. Эти нормы допускают возможность альтернативы, т.е. различных вариантов поведения в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, в ч. 2 статьи 85 Конституции содержится положение о том, что Президент Российской Федерации "в праве приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" при указанных в этой статье обстоятельствах, в частности "в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации"... и др.; в ч. 1 статьи 117 Конституции предусматривается возможность Правительства Российской Федерации подать в отставку.

    О рекомендательном характере государственно-правовой нормы можно судить по таким включаемым в нее терминам, как "рекомендовать", "целесообразно", "желательно" и т.п. Такие рекомендации содержатся, например, в Регламенте Самарской Губернской Думы в разделе VI "Этика и ответственность депутата Думы". В ней содержатся рекомендации депутату "воздержаться от действий, заявлений и поступков, компрометирующих его самого, избирателей и Думу", "использовать предоставленную информацию для извлечения личной выгоды" и др. Рекомендуется также в виде меры воздействия, "принести извинения или отказаться от публично сделанного заявления". Целый ряд рекомендаций содержится и в Регламенте Государственной Думы. В федеральном конституционном законе "О военном положении" от 31 января 2002 г. также содержится целый ряд рекомендаций, которые выражены в форме "может быть введено", "могут быть введены" те или иные ограничения на свободное передвижение товаров, иной режим трудовой деятельности и др. (статья 8).

    7. По назначению в механизме правового регулирования государственно-правовые нормы можно подразделить на материальные и процессуальные. Такое подразделение связано с тем, какую служебную роль выполняют соответствующие нормы и на какие стороны деятельности субъекта они воздействуют. Поводом и основанием для деления государственно-правовых норм на материальные и процессуальные является

    Материальная группа государственно-правовых норм направлена на то, чтобы закрепить правовой статус участников государственно-правовых отношений, урегулировать содержание правил поведения, т.е. отвечают на вопрос можно или что нужно делать или не делать.

    Процессуальные государственно-правовые нормы касаются порядка реализации материальных государственно-правовых норм, включая в себя приемы и способы достижения задач, возложенных на них Конституцией и федеральными законами: организацию работы представительных органов, процедуру принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов; порядок организации и проведения выборов любого уровня. Нормативными актами, которыми регулируется тот или иной процесс в названных случаях являются Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы, регламенты представительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления; федеральные законодательные акты о выборах и соответствующие законодательные акты субъектов Федерации. Процессуальными по своей природе являются конституционные нормы, устанавливающие процедуру отрешения Президента Российской Федерации от должности (ст. 93 Конституции) и др.

    В отличие от гражданского и уголовного права, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно связанные отрасли - уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно- процессуальное право, государственное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм. Отдельные конституционные нормы содержат одновременно и материальные, и процессуальные нормы. Так, положения ч. ч. 1, 4 ст. 105 Конституции о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, являются по своей природе материальным нормами. Вместе с тем в этой же статье имеются процессуальные нормы, а именно, правила о том, что федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и одобряются более половиной от общего числа членов Совета Федерации. Эти конституционные нормы составили основу для регламентов каждой из палат Федерального Собрания. А вот федеральные законы о выборах содержат одновременно и нормы материального и процессуального права. Поэтому в науке и практике все больше утверждается термин - "избирательный процесс", а отдельные субъекты Федерации приняли нормативные акты с названием - "Избирательный кодекс". Преобладание в государственном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся в ней процессуальных норм. Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм.

    8. Классификация государственно-правовых норм содействует правильному их пониманию и практическому применению. Однако этим не завершается характеристика особенностей государственно-правовых норм.

    Наряду с указанными особенностями, государственно-правовые нормы группируются и по правовым институтам.

    Правовой институт - это законодательно обособленный комплекс юридических норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, образующие относительно самостоятельную группу. Правовой институт - это основа отрасли права. Юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через правовые институты. При этом юридическое своеобразие той или иной государственно-правовой нормы обнаруживается с учетом особенностей всего комплекса норм соответствующей их группы. Таким образом, если система права складывается из отраслей права, то сами отрасли права состоят из правовых институтов.

    Понятие правового института может применяться как к достаточно узкой группе однородных, близких по содержанию правовых норм, так и к более широкой, вплоть до обозначения этим понятием максимально крупных правовых образований.

    Между институтами внутри отрасли права могут существовать отдельные субординации, соподчинения. "Дробные" части правового института образуют подразделения, которые называются субинститутами или подинститутами. В тех же случаях, когда наблюдается подобная "много-этажность", всегда существует заверщающее звено - институт, объединяющий группу институтов и подинститутов, который может быть назван генеральным институтом. В качестве государственно-правового генерального института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина и другие комплексные нормы, выступающие как главные части системы отрасли государственного права (федеративное устройство, государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления).

    В правовом институте объединяются нормы самого разного вида с учетом той классификации, о чем мы говорили ранее. В него могут входить нормы Конституции и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В его составе могут быть нормы, различные по территории и времени действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам. Например, институт основ правового положения человека и гражданина представляет собой весьма обширный генеральный институт. В него включаются ряд субинститутов - институт гражданства, институт основных прав и свобод, институт основных обязанностей, институт правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. В свою очередь, внутри каждого из названных субинститутов имеются более мелкие его звенья - институт приобретения российского гражданства, институт выхода из российского гражданства, институт права граждан на объединение и др.

    Из сказанного следует, что в правовой теории и практике не сложилось другого понятия для обозначения более узкого круга взаимосвязанных правовых норм. В этом случае применяется расширительное толкование понятия - субинститут. Полагаем, что эту группу обособленных частей субинститута следовало бы именовать группой частных институтов. В результате, государственно-правовые институты можно было бы классифицировать на генеральные, субинституты и частные государственно-правовые институты.

    Конституционно-правовые институты - совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

    Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

    В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

    Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права:

    1.основы конституционного строя;

    2.основы правового статуса человека и гражданина;

    3.федеративное устройство государства;

    34система государственной власти;

    5.система местного самоуправления.

    По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).


    4.Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, основания возникновения и прекращения

    Правоотношения - есть обусловленная интересами субъектов и складывающаяся на основе норм права юридическая двустороння связь, стороны которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

    Субъекты правоотношений - это физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений - участник, сторона правоотношений.

    В праве выделяют две группы субъектов:

    1. индивиды (физические лица) - граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства;

    2.организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и другие).

    Юридическое лицо - это организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно отвечать за нарушение гражданских обязательств и договоров (статья 482 ГК РФ).

    Правосубъектность - способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права.

    Правоспособность - способность лица иметь юридические права и обязанности. Для граждан правоспособность возникает с момента рождения; для юридических лиц она неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации устава юридического лица.

    Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности.

    Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия.

    Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

    Объектом правоотношений признается то, по поводу чего складываются правоотношения, или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

    Юридический факт - событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юр. факты всегда влекут возникновение определенных юридических последствий и, кроме того, всегда наряду с нормами права вызывают возникновение у участников гражданских правоотношений конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Принято выделять две группы юридических фактов - действия (всегда являются результатом проявления воли, активности субъекта) и события (обстоятельства, не связанные с волей человека.). Такая классификация проводится по признаку зависимости от воли субъектов. Все действия подразделяются на правомерные (соответствуют предписаниям закона и принципам права) и неправомерные (влекущие нарушения предписаний закона и принципов гражданского права).

    Конституционно-правовые отношения (КПО) - это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами.

    КПО имеют единую для всех правоотношений структуру: Субъект, Объект, Содержание (субъект. право и юр. обязанность).

    Специфика КПО:

    КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;

    КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений.

    Специфические субъекты КПО:

    1.Народ - при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ;

    2.Государства - РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

    3.Органы государства, органы МСУ, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

    Всю систему КПО можно разбить на две большие группы:

    1. Отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Регулируются КП в основных чертах, более детальное регулирование - в других отраслях права.

    2.Общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы гражданина и лица, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов гос. власти. Эти отношения проявляются в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения (отношения в процессе осуществления власти). Они урегулированы КП в полном объеме.

    Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

    Реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций порождают правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности (например, нормы-принципы, закрепляющие основы конституционного строя РФ).

    Особый вид КПО - правовые состояния, в которых четко определены субъекты правоотношения, но не их взаимные права и обязанности (например, состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе).

    КПО бывают:

    1.Постоянные - срок действия не определен, однако могут заканчиваться в конкретных условиях, например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству;

    2.Временные - возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается;

    3.Материальные - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения;

    4.Процессуальные - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

    Субъекты КПО - носители конституционных прав и конституционных обязанностей. Группы субъектов КПО:

    1.Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью;

    2.Государственные образования: государство в целом, субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ).

    3.Негосударственные объединения: общности людей - народ РФ, народы субъектов РФ, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы МСУ; ассоциации граждан - политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения; группы граждан - собрания избирателей, сходы граждан и другое.

    Конституционное право состоит из большого числа многообразных правовых норм, между которыми существуют сложные системные связи. Эти связи обусловливают возможность объединения правовых норм в правовые институты.

    1) основы конституционного строя;

    2) основы правового статуса человека и гражданина;

    3) федеративное устройство России;

    4) система органов государственной власти;

    5) местное самоуправление.

    1) Конституционный строй можно определить как порядок общественных отношений, при котором соблюдается конституция.

    В Конституции РФ содержится специальная глава (глава 1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. К основам конституционного строя относятся следующие характеристики.

    а) Демократизм. В Конституции РФ (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ может осуществлять свою власть непосредственно (через сходы, референдумы, выборы), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа в Российской Федерации являются референдум и свободные выборы.

    Референдум - это всенародное голосование граждан по вопросам государственного значения. Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти посредством выделения из своей среды представителей путем голосования для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

    Захват и присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

    6) Федерализм. По форме государственного устройства Россия представляет собой федерацию, то есть сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Статья 5 Конституции РФ указывает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

    в) Правовое государство. Статья 1 Конституции РФ характеризует Россию как правовое государство, то есть такое государство, в котором осуществляется разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, признается верховенство закона, обеспечиваются принципы демократии и законности, правовая защищенность человека и гражданина, взаимная ответственность человека и личности. Данную характеристику Российского государства можно считать целью, программным заявлением.

    г) Республиканская форма правления. По форме правления Россия является республикой, то есть государством, в котором все высшие органы государственной власти избираются, а граждане обладают личными и политическими правами.

    д) Признание человека и его прав высшей ценностью. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ признание, уважение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    е) Суверенность России, то есть верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

    ж) Разделение властей. В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Реализация данного принципа позволяет избежать монополизации власти, ее концентрации «в одних руках».

    з) Социальное государство. Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что наше государство является социальным, то есть таким государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (охрана труда, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи и т.д.).

    и) Свобода экономической деятельности, провозглашённая статьей 8 Конституции РФ, предполагает, что каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

    к) Местное самоуправление гарантируется статьей 12 Конституции РФ. Под ним понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

    л) Идеологическое и политическое многообразие. Статья 13 Конституции РФ гласит, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

    м) Статья 14 определяет Россию как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Закрепление в Основном Законе государства основ конституционного строя имеет важное значение. Этим подчеркиваются особая значимость, верховенство и обязательность основ конституционного строя для всех субъектов правоотношений.

    Основы конституционного строя могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией РФ (для этого потребуется принять новую Конституцию РФ). Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст.16 Конституции РФ).

    Основы правового статуса человека и гражданина. Правовой статус человека - это система признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.

    Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - говорится в ст.2, - обязанность государства».

    Конституция РФ ввела термин права и свободы человека и гражданина, подчеркивая тем самым, что исходными являются права человека, которые присущи каждому от рождения и не зависят от наличия гражданства той или иной страны.

    Понятие основ правового статуса человека и гражданина включает в себя следующие элементы.

    а) Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    Конституция РФ закрепляет базовые принципы института гражданства (то, что гражданство является неделимым и равным независимо от оснований его приобретения, невозможность лишения гражданства и др.), детально же вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

    б) Конституционные принципы статуса личности.

    Равноправие граждан. Содержание данного принципа

    наиболее полно характеризует часть 2 ст.6 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

    Неотчуждаемость основных прав и свобод, которые принадлежат каждому от рождения (ст.17 Конституции РФ). Этот принцип означает также, что никто не может быть лишен своих конституционных прав и свобод.

    Непосредственное действие основных прав и свобод. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что они могут быть реализованы, безусловно, уже в силу того, что зафиксированы в Конституции РФ.

    Гарантированность основных прав и свобод. Конституционные права и свободы не просто закрепляются в Конституции. Их реализация обеспечивается экономическими, политическими, социальными, правовыми гарантиями. Статья 2 Конституции РФ закрепляет общее положение о том, что признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    Запрет на ограничение конституционных прав и свобод. Данный принцип в общем виде сформулирован в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

    Возможность международной защиты прав и свобод. Статья 46 Конституции РФ закрепляет, что каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся

    внутригосударственные средства правовой защиты. Наиболее известным из таких органов является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

    в) Права, свободы и обязанности человека и гражданина делятся на следующие группы.

    Личные (гражданские) права и свободы составляют основу правового статуса личности, обеспечивают защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей. Мысли, социальные связи и прочее) от неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем людям независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ. К ним относят: право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести и вероисповедания, право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой; свобода мысли и слова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь.

    Политические права и свободы обеспечивают участие личности в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти.

    В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации. Они включают в себя: право на объединение; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе; право обращений в органы государственной власти и местного самоуправления («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации.

    Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, принадлежат каждому человеку и не зависят от гражданства. Эту группу составляют: свобода предпринимательства; право частной собственности; право на труд и его оплату, право на отдых, право на забастовку; право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода творчества; право на участие в культурной жизни.

    Составной частью правового статуса личности, наряду с правами и свободами, являются обязанности. Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина: соблюдать Конституцию РФ и законы; уважать права и свободы других лиц; обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях;

    обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; платить законно установленные налоги и сборы; защита Отечества. Отметим, что конституционные обязанности (за исключением защиты Отечества, которая является почетным долгом и обязанностью только граждан РФ) возлагаются на всех людей, находящихся на территории России.

    Федеративное устройство России характеризует ряд принципов.

    Государственная целостность Российской Федерации обеспечена целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установление на территории отдельных субъектов Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции России и федеральных законов на территории всех субъектов Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава России или иного изменения статуса без согласия Российской Федерации.

    Единство системы государственной власти проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти.

    Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации. Все народы в Российской Федерации пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает, что они равны во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других областях. Народы Российской Федерации пользуются правом на самоопределение, однако этот принцип не может трактоваться как возможность выхода какой- либо территории из Российской Федерации. Народы, реализуя данный принцип, могут изменить статус субъекта РФ, на территории которого проживают, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию, но все в существующих границах Российской Федерации.

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

    Под предметами ведения понимаются сферы общественных отношений, по которым соответствующие органы государственной власти осуществляют правовое регулирование, а под полномочиями - права и обязанности соответствующего органа власти, которыми он наделен для реализации задач и функций по предметам совместного ведения.

    Конституция Российской Федерации закрепляет:

    предметы исключительного ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ: федеративное устройство и территория Российской Федерации, федеральная государственная собственность и управление ею, финансовое, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, федеральный бюджет и др.);

    предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции РФ: природопользование, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, защита прав национальных меньшинств, социальная защита, осуществление мер по борьбе с катастрофами и др.);

    предметы собственного ведения субъектов Российской Федерации (конкретно в Конституции РФ они не названы, статья 73 определяет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти).

    4) Система органов государственной власти. Российская Федерация осуществляет свою власть через систему государственных органов.

    Государственный орган - юридически оформленная, организационно обособленная часть (звено, элемент) механизма государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно­властными полномочиями (компетенцией) (например, министерства, управления, департаменты, органы прокуратуры, охраны общественного порядка, суды и т.д.).

    Государственные органы в Российской Федерации в целом составляют единую систему государственной власти. Под системой государственной власти понимают совокупность ее федеральных и региональных органов власти, осуществляющих в присущих им формах функции единой государственной власти.

    К федеральным органам государственной власти относятся следующие

    Президент Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ является главой государства (ст. 80). Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.

    Сущность Федерального Собрания как законодательного органа состоит в том, что одна из его палат - Государственная Дума - принимает, а другая - Совет Федерации - одобряет принятые федеральные законы.

    Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть. Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

    Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

    Руководство отдельными отраслями государственной, хозяйственной, социально-культурной жизни осуществляют федеральные органы исполнительной власти: министерства,

    комитеты, службы, агентства.

    Судебная власть в Российской Федерации осуществляется следующими органами:

    Конституционный Суд Российской Федерации (орган конституционного контроля);

    Верховный Суд Российской Федерации (и нижестоящие суды общей юрисдикции);

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (и нижестоящие арбитражные суды).

    В главу 7 Конституции РФ «Судебная власть» включена также статья о Прокуратуре Российской Федерации, основная функция которой - надзор за исполнением законов на территории России.

    Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации включает в себя следующие органы:

    Глава субъекта Российской Федерации (в Нижегородской области - Губернатор Нижегородской области);

    Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в Нижегородской области - Законодательное Собрание Нижегородской области);

    Органы исполнительной власти (в Нижегородской области - Правительство Нижегородской области, которое возглавляется Губернатором Нижегородской области, включающее в себя министров министерств Нижегородской области (образования, здравоохранения, имущественных отношений и др.);

    Органы судебной власти (мировые судьи; в ряде субъектов РФ созданы также конституционные (уставные) суды субъектов РФ, в Нижегородской области такой орган отсутствует).

    5) Местное самоуправление - это основанное на принципах демократии управление делами муниципального образования (города, поселка, района и проч.), реализуемое силами самих граждан. В Конституции РФ есть специальная глава 8 «Местное самоуправление», в которой определяются в самом общем виде формы, уровни, задачи, функции, полномочия местного самоуправления. В развитие конституционных положений принят Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который установил территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления в Российской Федерации.

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    На основе объективно существующих взаимосвязей, но субъективно (исследователями) правовые нормы объединяются в правовые институты.

    Институт конституционного права — это система норм, регулирующих обособленную группу однородных общественных отношений в рамках отношений конституционно-правового характера, что и создает основу для определенного правового единства.

    Институт может объединять нормы различных : , конституций республик, законов РФ и законов республик и т. д. Таков, например, институт референдума, регулируемый Конституцией и законами РФ, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (в зависимости от уровня референдума). Конституционно-правовой институт может включать только федеральные нормы (например, институт президентства РФ) или только нормы актов определенного субъекта РФ (например, институт отзыва депутатов законодательных органов в некоторых субъектах РФ).

    В системе конституционного права принято выделять следующие институты:

    • основы конституционного строя;
    • основы правового статуса человека и гражданина;
    • федеративное устройство государства;
    • систему государственной власти и систему местного самоуправления.

    С точки зрения структуры выделяют унитарные (простые) и комплексные (сложные) институты.

    Унитарный институт не может быть расчленен на меньшие по объему институты (например, институт импичмента, т. е. отрешения Президента РФ от должности — ст. 93 Конституции РФ).

    Комплексные институты состоят из подинститутов, которые, в свою очередь, могут иметь более дробные деления (например, институт главы государства (президентства) включает, в частности, институты президентского вето — отказа в подписи принятого парламентом закона с последствиями этого, импичмента, инаугурации — вступления в должность, а последний включает обязательную президентскую присягу и т. д.).

    В зависимости от сферы действия, ее масштабов различают институты федерального конституционного права (например, президентства Российской Федерации) и конституционного (уставного) права субъектов Федерации (например, президентства республики в составе Российской Федерации или главы администрации иного субъекта РФ). Существуют муниципальные институты конституционного права (например, институт главы муниципального образования). Однако основы конституционных институтов субъектов РФ и муниципальных образований регулируются федеральной Конституцией и федеральными законами.

    В российской научной и учебной литературе нет единой классификации институтов конституционного права по их содержанию. Обычно имеются только упоминания о тех или иных комплексных институтах (исследователи называют шесть-восемь, до 13 крупных институтов).

    Подотрасль — наиболее крупное членение внутри конституционного права. Это система однородных институтов, включающих близкие по своему содержанию нормы и общие принципы. Часто к числу подотраслей относят избирательное право, парламентское право (главным образом это институты и нормы, регулирующие структуру и деятельность парламента), конституционное правосудие (деятельность судебных органов конституционного контроля), право народовластия, федеральное право (нормы, регулирующие федерализм), гуманитарное право (права и обязанности личности) и др. Иногда называют до 11 подотраслей. Вопрос о делении конституционного права на подотрасли, как и проблема институтов, остается дисскуссионным. В любой классификации всегда много субъективного отношения.

    Система и институты конституционного права

    Система конституционного права представляет собой его внутреннюю структуру, состоящую из институтов, регулирующих качественно однородные виды (группы) общественных отношений.

    Все конституционные установления обладают единством с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Однако, регулируя разнообразные общественные отношения, они не могут не иметь некоторые отличительные свойства, которые обеспечивают выполнение ими своих специфических функций. Сочетание общего и особенного делает возможным объединение конституционных установлений в определенные институты, т. е. группы норм, регулирующих специфический вид (группу) общественных отношений.

    Система конституционного права, как правило, определяется структурой конституции (за небольшим исключением).

    Конституционные установления, составляющие , закрепляют суверенитет, полновластие народа, гарантии и главные формы его осуществления; провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью; учреждают суверенное государство, определяют характер, место и роль государства в обществе, основные задачи и функции государства, принципы организации государственной власти; устанавливают и гарантируют организацию и функционирование местного самоуправления. В данный институт конституционного права входят также конституционные положения, устанавливающие федеративное устройство государства, состав, статус и государственные символы федерации, а также статус субъектов РФ с указанием предметов их ведения и полномочий.

    Конституционные установления института основных прав и свобод человека и гражданина закрепляют принцип правового положения и правового статуса личности, основные права и свободы в различных сферах жизнедеятельности личности, гарантии основных прав и свобод, основные обязанности как граждан, так и иностранных лиц и лиц без гражданства.

    Институт федеративного устройства России охватывает конституционные установления, раскрывающие природу, состав Российской Федерации, статус Российской Федерации и ее субъектов, принципы их взаимоотношений.

    Институт государственной власти включает конституционные установления, регулирующие организацию и функционирование органов государственной власти в качестве единого, системного образования на основе принципа разделения властей. Данный институт конституционного права формирует основы организации и функционирования главы государства, парламента, правительства, судебной власти.

    Институт местного самоуправления образуют конституционные установления, определяющие принципы организации и функционирования местного самоуправления, его взаимодействие с государственной властью.

    Самостоятельный институт конституционного права составляют конституционные установления, определяющие порядок пересмотра Конституции РФ, внесения конституционных поправок.

    Особо обобщенный характер носит институт основ конституционного строя , положения которого находят конкретизацию и развитие в иных институтах конституционного нрава.

    Институты конституционного права, как правило, характеризуются высокой степенью обобщения, преобладанием в них установлений общерегулятивного характера, что не исключает и известной конкретики в содержании некоторые из них.

    В научной литературе нередко ставится вопрос о выделении таких структурных элементов в системе конституционного права, как субинститут в рамках института конституционного права и подотрасли, состоящие из институтов и субинститутов конституционного права. Так, институт основ конституционного строя либо институт государственной власти могут рассматриваться в качестве подотраслей конституционного права, состоящих, в свою очередь, из институтов и субинститутов. Однако следует предостеречь от «свободного» конструирования подотраслей и институтов конституционного права, исходя из субъективных предпочтений и желания подчеркнуть значимость той или иной рассматриваемой темы исследования.

    Так, в качестве подотрасли конституционного права, предлагается рассматривать конституционное процессуальное право, т. е. комплекс установлений, определяющих процедуру реализации материального конституционного права. Такое деление конституционного права на материальное и процессуальное является условным, ибо отнесение той или иной конституционной нормы к материальному или процессуальному праву зависит от отношения, в котором она находится и какую роль играет. Поэтому в конституционном праве речь, скорее, может идти о преимущественно процессуальных по характеру правовых институтах, таких как институт разработки и принятия конституции, внесения в нее поправок, институт избирательного процесса, институт законодательного процесса, институт конституционного судопроизводства.