Домой / Примеры ошибок / Физическое лицо субъект административного правонарушения. Субъект правонарушения: понятие, виды и основные требования к нему

Физическое лицо субъект административного правонарушения. Субъект правонарушения: понятие, виды и основные требования к нему

Понятие субъекта административного правонарушения

Административное правонарушение подразумевает нарушение физическими и/или юридическими лицами норм законодательства, которые относятся к административной отрасли права.

Субъектами административного правонарушения могут быть как юридические, так и физические лица. Физические лица в качестве субъектов административного правонарушения могут подразделяться на:

  • граждан России;
  • иностранных граждан;
  • граждан, которые имеют специальные и/или воинские звания;
  • лиц без гражданства;
  • должностных лиц и многих других.

Виды субъектов административного правонарушения

Субъекты административного правонарушения можно разделить на:

  • Общие субъекты административного правонарушения;
  • Специальные субъекты административного правонарушения.

Общие субъекты административных правонарушений делятся на физических и юридических лиц.

Определение 2

К физическим лицам принято относить граждан страны, лиц без гражданства или как их принято именовать в юридической литературе – апатриды, иностранные граждане.

Определение 3

К юридическим лицам принято относить организации, которые имеют как российскую, так и иностранную регистрацию, действующие на территории страны, в не зависимости от формы собственности и организационно правовой формы.

Должностные лица как субъекты административных правонарушений

Определение 4

Под должностными лицами, в соответствии с современным законодательством, признаются лица, представляющие структуры государственного аппарата, а так же иные сотрудники, которые в силу своих должностных обязанностей исполняют ряд административных и организационно-распорядительных функций.

От обычных граждан, касательно административной отрасли права, должностных лиц отличает повышенные меры ответственности.

Следует учесть, правонарушения, совершенные должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Военнослужащие как субъекты административных правонарушений

Согласно нормам современного законодательства к военнослужащим относятся кадровые военные, граждане, призванные на военные сборы в период их проведения, сотрудники иных организаций, которые имеют специальные звания и носящие, в качестве отличительного знака, погоны:

  • сотрудники Следственного комитета РФ;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы;
  • сотрудники МЧС;
  • сотрудники таможни;
  • сотрудники органов полиции.

В случае, когда сотрудники специальных учреждений приравниваются к военным, необходимо помнить, что здесь имеются в виду только аттестованные работники.

Замечание 1

Военнослужащие и приравненные к ним лица за многие правонарушения, которые закреплены в административной отрасли права, не несут административного наказания, а подпадают под дисциплинарную ответственность.

Следует учесть, правонарушения, совершенные военнослужащими, так же как и должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Физические лица как субъекты административного правонарушения

Физические лица, которые могут нести ответственность за административные правонарушения должны отвечать двум основным требованиям:

  • должны быть вменяемыми;
  • должны достигнуть определенного законом возраста.

Ответственность за административные правонарушения могут нести физические лица, которые достигли возраста 16 лет. Закон не предусматривает, по этому пункту, никаких исключений.

Если лицо, совершившее административное правонарушение, признано невменяемым судом, на основании заключения психиатрической экспертизы, то оно не подлежит привлечению к ответственности.

Юридическое лицо как субъект административного правонарушения

В большинстве статей кодекса об Административных правонарушениях содержится уточнение, в котором указано отношение данной статьи к юридическим или физическим лицам.

В случае, когда подобного указания не содержится, действие нормы распространяется одинаково как на физических, так и на юридических лиц.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)

Признаки:

1.Антиобщественность

2.Противоправность

3.Виновность

4.Наказуемость

Антиобщественност ь предполагает наличие законодательно установленного перечня социальных ценностей, которые охраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАП перечислены).

Противоправност ь - вторичный признак. В объективном смысле прямой законодательный запрет под угрозой административного наказания. Противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Недопустимость привлечения к административной ответственности пока не доказана вина лица, совершившего административное правонарушение.

Формы вины – умысел и неосторожность (ст.2.2 КоАП).

Вина физического лица. Формы вины:

1.Умысел - лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2.Неосторожность - лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Вина юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость если лицо совершило деяние, обладающее ранее названными признаками, оно должно понести наказание. За совершение административного правонарушения должна быть установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для квалификации содеянного по соответствующей статье или части статьи КоАПа РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения является основанием административной ответственности.

Признаки состава:

Обязательные: вина

Факультативные: цель (но бывают и обязательными в конструкции какого-либо состава)

Элементы состава (4):

2) объективная сторона

3) субъект

4) субъективная сторона.

Только при наличии всех признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответсвенности .

Объект это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Виды объектов административного правонарушения: 1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности); 2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта); 3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда правонарушений одного рода); 4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением); 5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его); 6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен). Объективная сторона – система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление административного правонарушения.

Объективная сторона включает следующие обязательные признаки:

1.противоправное деяние (в форме действия или бездействия)

2.наступившие вредные последствия

3.причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Противоправное деяние - это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие - это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие - противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом.

Общественно вредные последствия - негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

Состав:1. формальный 2.материальный

Формальный состав не предусматривает наступления вредных последствий, ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных последствий. Встречается наиболее чаще.

Материальный состав включает обязательное наступление вредных последствий.

Причинно-следственная связь - это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившими вредными последствиями, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Объективная сторона включает следующие факультативные признаки (присуще не всем составам административных правонарушений): время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, злостность и др.

Субъект физическое или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Субъекты, совершившие административное правонарушение делятся на:

1.общие – любые вменяемые лица, достигшие возраста 16 дет

2.специальные – субъекты, обладающие специальными признаками (должностные лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и др.

3.особые – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Субъективная сторона - это психическое отношение субъекта (физического лица), совершившего административное правонарушение, к противоправному деянию и его последствиям.

Обязательный признак субъективной стороны – вина. Вина - это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Факультативные признаки субъективной стороны – цель, мотив (могут быть и обязательными в конструкции какого-либо состава).

Цель - предполагаемый результат, к которому стремится правонарушитель; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения. Мотив - то побуждение, которое толкает правонарушителя к совершению правонарушения.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности . Легальное определение понятия «административное правонарушения » дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица , за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения - противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: деяние и общественную вредность.

Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установление их наличия в конкретном деянии позволяет рассматривать его в качестве административного правонарушения, т.е. фактического основания административной ответственности. Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать указанными чертами.

1. Деяние . Законодатель счел нецелесообразным применять обобщенный термин «деяние», который уже используется в других нормативных правовых актах (например, в ст. 106 Налогового кодекса РФ). Представляется, что не является принципиальным закрепление в легальном определении правонарушения термина «деяние» или термина «действие или бездействие», поскольку по своему со-держанию эти понятия абсолютно тождественны.

Действие - это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Часть административных правонарушений может быть совершена только в результате действия (например, мелкое хищение - ст. 7.27 КоАП РФ), часть - путем бездействия (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету - ст. 21.5 КоАП РФ). Есть и «смешанные» правонарушения, объективную сторону которых составляет совокупность действия и бездействия (например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств - ст. 16.2 КоАП РФ).

Административным правонарушением выступают только внешне выраженные акты субъекта. Именно поэтому не могут признаваться правонарушением мысли, чувства и желания субъекта, если они не выражены в определенном поступке. И активное, и пассивное поведение для признания его административным правонарушением, кроме своего внешнего проявления, должно быть осознанным. Отсутствие одной из характеристик - внешнего проявления поведения и его осознания субъектом - исключает рассмотрение деяния в качестве противоправного (например, действие непреодолимой силы или действия невменяемого лица или лица, не достигшего возраста административной ответственности).

2. Противоправность . Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Как правило, административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права , регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым посягают на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.2 КоАП РФ). Особенность административной ответственности в том, что противоправность административных правонарушений проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного, но и ряда других отраслей права , например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового.

Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства административного правонарушения. Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий - административным правонарушением может признаваться только сам факт нарушения (невыполнения) требований, предписанных нормой права и охраняемых мерами административной ответственности (например, ст. 19.3 КоАП РФ). Вместе с тем не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.

3. Виновность . Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. с определенным психическим отношением физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям. Совершение деяния, формально подпадающего под признаки административного правонарушения, при отсутствии такого психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения. Не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения и невиновное совершение противоправного действия (бездействия) юридическим лицом.

4. Наказуемость . Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 КоАП РФ. За совершение административного правонарушения к виновным лицам специально уполномоченными органами и должностными лицами применяются административные наказания.

5. Общественная вредность . Наиболее дискуссионным из признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность. Единого мнения и однозначного подхода к этому вопросу до настоящего времени не сложилось. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

В теории административного права весьма распространена точка зрения о том, что административные правонарушения, как и преступления , тоже являются общественно опасными деяниями, хотя степень этой опасности ниже, чем у преступлений.

Общественная опасность деяния проявляется в посягательстве, в причинении или создании реальной угрозы причинения существенного ущерба общественным отношениям, охраняемым нормами права. Представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их «массовости» (например, безбилетный проезд - ст. 11.18; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов - ст. 12.6 КоАП РФ). Б то же время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, пожарную, экологическую безопасность).

Не следует использовать категорию «общественная вредность» в качестве универсального отличия административных правонарушений от преступлений, хотя к этому подталкивает беглый анализ уголовного законодательства и законодательства об административ-н^1х правонарушениях. Статья 2.1 КоАП РФ в отличие от ст. 14 УК РФ не дает четкого ответа на вопрос: чем следует считать административные правонарушения - общественно вредными или общественно опасными деяниями? Вместе с тем ст. 2.2 КоАП РФ при определении форм вины прямо упоминает о вредных последствиях административного правонарушения. Б качестве критериев разграничения административных правонарушений и преступлений могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий (например, при совершении нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств - ст. 264 УК РФ и нарушения правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего ,- ст. 12.24 КоАП РФ), размер материального ущерба (например, административно наказуемым по ст. 7.27 КоАП РФ признается мелкое хищение, совершенное на сумму до одного минимального размера оплаты труда , а уголовно наказуемым по ст. 158 УК РФ - свыше такого размера), а также иные обстоятельства. При любых условиях правоприменитель должен всесторонне и полно выяснять все обстоятельства, характеризующие состав правонарушения , для правильной квалификации деяния в соответствии с нормами либо Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо Уголовного кодекса РФ.

С учетом сказанного можно утверждать, что общественная опасность административного правонарушения не является его обязательным качеством. Административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут и не быть таковыми. Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества , и это выражается в их противоправности.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения , общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти , общественному порядку и общественной безопасности, собственности , законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Признаки административного правонарушения образуют его юридический состав - единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Правонарушение есть явление реальной действительности. Состав правонарушения - логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений, т.е. определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков правонарушений, а лишь отбирает существенные, отличительные черты и конструирует составы. Но состав административного правонарушения - понятие правовое. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков - необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом. Вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают. Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.

Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы:

  1. объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);
  2. объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);
  3. субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);
  4. субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами , может повлечь административную ответственность.

Состав правонарушения представляет собой органичную систему, все его признаки важны, значимы и тесно связаны между собой. Так, для конкретного административного правонарушения (например, мелкого хищения - ст. 7.27 КоАП РФ) такие его признаки, как собственность, отчуждение имущества , психическое от-ношение лица к деянию в форме умысла, достижение 16-летнего возраста, сами по себе ничего противоправного не содержат. Однако когда они существуют в совокупности и объединяются законодателем в диспозиции правовой нормы в качестве перечня признаков правонарушения - это уже правовая модель административного правонарушения, его юридический состав.

Если в деянии отсутствует хотя бы один из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и самого состава, следовательно, оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона, на основе нормы права, закрепляющей данный состав.

Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. Б нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъект действий и его психическое отношение к деянию. По этой причине в составе административного правонарушения также присутствуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков, характеризующих и детализирующих его (например, для субъективной стороны - это психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям в форме вины, а также мотив и цель).

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В отличие от уголовного права , в котором существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений, составы административных правонарушений подразделяются только на основные (например, ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и квалифицированные (с отягчающими признаками - ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ) составы.

По особенностям конструкции различаются:

  • материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);
  • формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом:

  • казуистичные - как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ);
  • обобщенные - охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

Большое практическое значение имеет и такое деление составов административных правонарушений:

  • однозначные составы, в которых четко указывается единственный признак (например, ст. 12.8 КоАП РФ);
  • альтернативные составы, содержащие два или более вариантов признаков, вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением, т.е. административным правонарушением будет являться совершение одного, нескольких или даже всех из названных в норме действий (например, ст. 20.8 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения - на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Правильное определение всех элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а также способствует предупреждению административных правонарушений.

Кроме того, учение о составе административного правонарушения имеет большое значение: оно способствует выявлению наиболее существенных признаков административных правонарушений, разграничению их и установлению справедливых санкций; помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать соответствующие им меры воздействия; позволяет по-нять закон.

  • Вопрос 1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и функционирования исполнительной власти. Исполнительная власть и государственное управление.
  • Вопрос 2. Социальное управление и его виды. Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление и государственное регулирование.
  • Вопрос 3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.
  • Вопрос 5. Административно-правовые основы управленческой деятельности (государственного управления).
  • Вопрос 6. Административное право и публичное право. Административное право и частное право.
  • Вопрос 8. Понятие, особенности и предмет административного права.
  • Вопрос 9. Новые подходы к пониманию сущности и структуры современного административного права (дискуссия о реформе административного права и его системе).
  • Вопрос 10. Система административного права.
  • Вопрос 11. Методы административного права.
  • Вопрос 12. Система (механизм) административно-правового регулирования.
  • Вопрос 13. Принципы административного права.
  • Вопрос 14. Функции административного права.
  • Вопрос 15. Административное право как наука.
  • Вопрос 17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
  • Вопрос 18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
  • Вопрос 19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
  • Вопрос 22. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • Вопрос 23. Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства.
  • Вопрос 24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.
  • Вопрос 25. Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.
  • Раздел II. Субъекты административного права
  • Вопрос 26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
  • Вопрос 27. Правительство Российской Федерации: правовое положение, состав, структура, порядок образования, полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.
  • Раздел II. Субъекты административного права
  • Вопрос 33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
  • Вопрос 34. Система (виды) государственной службы.
  • Вопрос 35. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Государственная гражданская служба Воронежской области.
  • Вопрос 38. Понятие, система и виды принципов построения и функционирования системы государственной службы.
  • Вопрос 39. Система управления государственной службой.
  • Вопрос 41. Общие условия государственной службы.
  • Вопрос 43. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
  • Вопрос 45. Кадровая служба государственного органа и кадровая работа.
  • Вопрос 46. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе.
  • Вопрос 47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент.
  • Вопрос 48. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, система, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
  • Вопрос 49. Оплата труда гражданских служащих.
  • Вопрос 50. Поощрения и награда за гражданскую службу.
  • Вопрос 51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарное взыскание. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.
  • Вопрос 52. Формирование кадрового состава гражданской службы.
  • Вопрос 53. Индивидуальный служебный спор: понятие, содержание и порядок рассмотрения.
  • Вопрос 55. Должностное лицо: понятие и административный статус.
  • Вопрос 59. Административно-правовые основы религиозных объединений в Российской Федерации.
  • Вопрос 60. Понятие, значения и виды форм управленческих действий (государственного управления).
  • Вопрос 63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.
  • Вопрос 64. Действия правовых актов управления. Порядок принятия, вступление в силу, опубликования, прекращения действия. Обжалование, отмена, приостановление и изменение правовых актов управления.
  • Вопрос 65. Виды правовых актов управления.
  • Вопрос 66. Правовые акты Президента Российской Федерации. Порядок их опубликования и вступление в силу.
  • Вопрос 67. Правовые акты Правительства Российской Федерации. Порядок их опубликования и вступления в силу.
  • Вопрос 68. Правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти: порядок принятия, государственная регистрация, опубликование и вступление в силу.
  • Вопрос 69. Правовые акты управления, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Вопрос 70. Правовые акты управления, принимаемые исполнительными органами муниципальной власти.
  • Вопрос 72. Методы осуществления управленческих действий (государственного управления): понятие, особенности и виды.
  • Вопрос 73. Административно-предупредительные меры: понятие, цели, основания и порядок применения, системы и виды.
  • Вопрос 74. Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и порядок применения.
  • Вопрос 75. Административно-восстановительные меры как вид административного принуждения.
  • Вопрос 76. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях.
  • Вопрос 78. Административная ответственность юридических лиц: содержание, значение, особенности применения.
  • Вопрос 80. Материальная ответственность в административном праве: понятие, признаки, цели, функции, основания., субъекты. Ее отличия от других видов юридической ответственности.
  • Вопрос 81. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • Вопрос 82. Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы, значения и виды.
  • Вопрос 83. Объекты административного правонарушения.
  • Вопрос 84. Объективная сторона административного правонарушения.
  • Вопрос 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.
  • Вопрос 86. Субъективная сторона административного правонарушения.
  • Вопрос 87. Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • Вопрос 88. Особенности административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
  • Вопрос 89. Административные наказания: понятия, цели, система, виды. Основные и дополнительные наказания; наказания материального, имущественного характера; наказания, обращение на личность.
  • Вопрос 90. Предупреждение и штраф как меры административного наказания.
  • Вопрос 92. Лишение специального права, предоставленное физическому лицу как мера административной ответственности.
  • Вопрос 93. Административный арест как мера административной ответственности.
  • Вопрос 94. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
  • Вопрос 95. Дисквалификация как мера административной ответственности.
  • Вопрос 96. Административное приостановление деятельности как мера административной ответственности.
  • Вопрос 98. Административные правонарушения, посягающие на права (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 5 КоАп рф).
  • Вопрос 100. Административные правонарушения в области охраны собственности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 7 КоАп рф).
  • Вопрос 102. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 9 КоАп рф).
  • Вопрос 103. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 10 КоАп рф).
  • Вопрос 104. Административные правонарушения на транспорте (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 11 КоАп рф).
  • Вопрос 105. Административные правонарушения в области дорожного движения (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 12 КоАп рф).
  • Вопрос 106. Административные правонарушения в области связи и информации (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 13 КоАп рф).
  • Вопрос 107. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 14 КоАп рф).
  • Вопрос 112. Административные правонарушения против порядка управления (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 19 КоАп рф).
  • Вопрос 114. Административные правонарушения в области воинского учета (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАп рф).
  • Вопрос 115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса: понятие и система.
  • Вопрос 118. Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
  • Вопрос 119. Административная юрисдикция: понятие, содержание, система органов.
  • Вопрос 120. Дисциплинарное производство: понятие, правовые основы, принципы, субъекты и стадии.
  • Вопрос 121. Поощрительное производство: правовая основа, общие положения, цели, принципы, субъекты и стадии.
  • Вопрос 122. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьями.
  • Вопрос 123. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
  • Вопрос 125. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.
  • Вопрос 126. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав как коллегиальные органы административной юрисдикции.
  • Вопрос 129. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: юридическое значение и виды.
  • Вопрос 131. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: значения, виды и содержание.
  • Вопрос 132. Возбуждение дела об административном правонарушении.
  • Вопрос 134. Административное расследование: задачи, место и сроки проведения.
  • Вопрос 135. Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • Вопрос 138. Производство по исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и постановления о наложении административного штрафа.
  • Вопрос 139. Производство по исполнению постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения.
  • Вопрос 140. Порядок исполнения постановления о лишении специального права и постановление о дисквалификации.
  • Вопрос 141. Производство по исполнению постановления об административном аресте и постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
  • Вопрос 142. Исполнения постановления об административном приостановлении деятельности.
  • Вопрос 144. Государственный контроль: понятие, виды и методы.
  • Вопрос 149. Сущность, задачи, предмет, и пределы прокурорского надзора в системе публичного управления. Полномочия прокурора по осуществлению надзора.
  • Вопрос 150. Административный надзор: понятие, организация и система.
  • Вопрос 151. Административно – правовые режимы: понятие, признаки, назначения, правовое регулирование, виды
  • Вопрос 152. Административные процедуры: понятие, назначения, содержание и принципы.
  • Особенная часть.
  • Вопрос 155. Государственный санитарно-эпидемический надзор и государственная санитарно-эпидемическая служба: задачи, функции, структура и полномочия.
  • Вопрос 156. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
  • Вопрос 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.

    Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. При этом., как уже отмечалось, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

    Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

    В законодательстве различаются также общие субъекты - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты - должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты - военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других - ограничение применения мер административной ответственности. Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 этого Кодекса военнослужащие (особые субъекты) либо не несут административной ответственности на общих основаниях, либо к ним не могут применяться некоторые виды административных наказаний.

    Вопрос 86. Субъективная сторона административного правонарушения.

    Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны - вина субъекта административного правонарушения. Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым - лицо желало наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел - косвенный, так как лицо прямо не желало наступления вредных последствий, но сознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиям безразлично.

    Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, считается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора, когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, может служить случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить; во втором - в форме небрежности.

    Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, является типичным примером неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то он совершил неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права притуплять внимание.

    Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса - случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия или бездействия, либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств. Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих дорожно-транспортных происшествий известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и др., и водители не были способны управлять транспортным средством.

    Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности, допустим, не заметил данного знака (ст. 12.16 КоАП РФ).

    В ряде случаев, хотя форма вины не установлена законодателем прямо, она косвенно ясна из самого характера деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда. Понятно, что такое действие может быть совершено только умышленно. Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ предусматривает ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), а согласно ст. 7.26 этого Кодекса установлена санкция за утрату материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем. Очевидно, что такое правонарушение может быть только неосторожным, совершенным в форме небрежности.

    Отдельные составы административного правонарушения предусматривают и такие факультативные признаки субъективной стороны состава, как мотив и цель. Например, ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за демонстрацию фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики. Отсутствие указанной цели исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения, предусмотренного данной статьей. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов. Если деяние совершено именно с этой целью, возможность его квалификации по данной статьей исключается. Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Одним из элементов состава административного правонарушения является субъект правонарушения. Субъект административного правонарушения – это физическое лицо, которое непосредственно совершило правонарушение или участвовало в его совершении. Частью 1 статьи 4.3 КоАП Республики Беларусь “Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом”.

К признакам субъекта относят достижение определенного возраста . В КоАП установлен возраст лица, которое может подлежать административной ответственности – 16 лет, в соответствии с частью 1статьи 4.3 настоящего Кодекса, за исключением части 2 данной статьи. Однако частью 2 этой статьи установлен перечень правонарушений, за которые лицо подлежит административной ответственности от четырнадцати до шестнадцати лет. Вторым немаловажным признаком являетсявменяемость , то есть состояние, когда человек способен осознавать и руководствоваться своими действиями. В статье 4.4 КоАП Республики Беларусь четко установлено, что “Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания”.

Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическими критериями.

Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного психического заболевания.

Хроническое психическое расстройство представляет собой заболевание психики, носящее длительный характер и способное к прогрессированию, при этом, не излечимо (шизофрения, эпилепсия и другое).



Временное психическое расстройство – это психическое заболевание, которое протекает остро, в виде приступов, носит временный характер, излечимо (белая горячка, патологическое опьянение и другое).

Слабоумие – это врожденное умственное недоразвитие. Наиболее часто встречается олигофрения.

Иное психическое заболевание – это, например, психопатия, наркотическая абсистенция и другое.

Юридический критерий невменяемости – это неспособность лица отдавать себе отчет в своих поступках или руководить ими.

Эти два признака являются обязательными признаками для каждого субъекта правонарушения. Если будет отсутствовать хотя бы один из них, то физическое лицо не может являться субъектом правонарушения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.8 КоАП Республики Беларусь субъектами могут быть помимо физических лиц также юридические лица и индивидуальные предприниматели, но только когда они оговорен в диспозиции правовой нормы соответствующей статьи Особенной части КоАП.

Физическое лицо – это гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Однако к физическим лицам относят и иных лиц предусмотренных настоящим Кодексом (должностные лица, родители и т.д.).

Все субъекты делят на три категории:

1.Общие . К данной категории относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Они обладают общими признаками, присущими любому физическому лицу, однако могут совершать ряд правонарушений присущих только им, например причинение телесного повреждения. Являются основными субъектами правонарушений.

2.Специальные субъекты – такие лица, которые, помимо общих признаков обладают, еще и дополнительными, предусмотренными статьями Особенной части КоАП. К ним относятся должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств, военнослужащие. Они могут совершать как отдельные правонарушения, присущие только им, так и правонарушения присущие общим признакам. Например, часть 4 статьи 18.12 КоАП Республики Беларусь “Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотреныремни безопасности, а равно управление мотоциклом, либо перевозка на нем пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами”.


13. Субъективная сторона административного правонарушения и ее признаки.

Субъективная сторона является одним из важных элементов состава правонарушения. Это - психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 2.1 КоАП Республики Беларусь. Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Вина, следовательно, может проявляться в форме умысла и неосторожности .

Действуяс умыслом, правонарушитель сознаетпротивоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) илине желает, но предвидит исознательно его допускает либо относится к нему безразлично - косвенный умысел. Например, статья 18.1 КоАП Республики Беларусь “ Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом”. В качестве примера косвенного умысла можно привести статью 12.12 КоАП Республики Беларусь “Создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды”.

Административный проступок может быть совершен ипо неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжаяна большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать, и выехал на перекресток, на красный свет.

Небрежность состоит в не предвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и моглоих предвидеть.Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты.

Примером неосторожности послужит часть 1 статьи 18.13 КоАП Республики Беларусь “Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час”.

При неосторожной вине в форме легкомыслия нарушитель не допускает наступления вредных последствийсвоих действий, надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативными явлениями.

При небрежности нарушитель не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя, проявив внимательность и осмотрительность, должен был и мог их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса, или случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель , ибо они в одних составах указаны, а в других нет.

Мотив – это побуждения, которыми руководствуется лицо при совершении правонарушения. Например, пункт 6 части 1 статьи 7.3 КоАП Республики Беларусь “совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни”.

Примером номы, где цель указана, является статья 23.3 КоАП Республики Беларусь “ Воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо, ведущее административный процесс, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или с целью добиться вынесения незаконного решения”.

Если мотив и цель указаны в статье, то они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.