Студенту юридического факультета нужно определиться на первом курсе, куда он пойдет работать после получения диплома. Это не обязательное условие, а рекомендация. Также уже со второго или третьего курса можно искать стажировку или подработку. Это тоже поможет понять, в какой области деятельность будет более привлекательной. Список юридических профессий большой. Предлагаем рассмотреть особенности основных.
Юридическое образование
Работа юриста подобна игре в шахматы. Юрист обязательно должен идеально уметь просчитывать действия на несколько ходов вперед, в том числе и действия своих оппонентов. Такой специалист обязан обладать аналитическим мышлением и расчетливостью.
выбравшие юридическую профессию должны быть специалистами в каком-то одном вопросе, одном направлении. Знать все юридические науки и все право невозможно, поэтому в вузах предлагают студентам определиться с будущей деятельностью еще на старте. Кто-то выбирает гражданские дела, кто-то уголовные, есть юристы, которые специализируются на разводах или жилищных вопросах.
Выбирая для поступления "юридический", какой профессией заниматься в будущем, нужно определить еще до подачи документов. Заметим, что конкурс в такие вузы высокий, 8 человек на место и более. Однако важно не только пройти конкурсный отбор, но и достойно закончить обучение. Сегодня в России более 1 200 юридических вузов. После получения диплома большинство выпускников стремится пойти работать на иностранные юридические фирмы, на госслужбу или устроится в юридический отдел корпораций. Все крупные фирмы сейчас предпочитают держать в штате специалистов по гражданскому и финансовому праву. Конкурс в институт необычайно высокий, а учиться на юридическом не каждому юноше или девушке оказывается под силу. Некоторые, уже став студентами, бросают обучение и уходят из вуза уже на первом-втором курсах. Это, конечно, печально, поэтому абитуриентам нужно четко себе представлять, что и сколько им придется изучать.
Из полутора миллионов дипломированных юристов только половина работает по специальности. Остальные находят себя в торговле, банковском секторе и сфере услуг.
Обзор профессий
Список юридических профессий включает больше десятка направлений. Например:
- юрисконсульт;
- адвокат;
- следователь;
- налоговый консультант;
- судебный пристав;
- нотариус;
- юрист по регистрации предприятий;
- мировой судья;
- эксперт-криминалист;
- патентовед;
- юрист международник и т. д.
Виды юридических профессий четко определены и связаны с законом и правовым обеспечением. Разберем самые популярные направления.
Нотариат
Услуги нотариуса нужны всегда: людям требуется оформить доверенность, передачу наследства и т. д. Нотариальные специалисты всегда при деле. Хотя работа с точки зрения интеллектуальных усилий не интересная, но заработать позволяет. В том числе помощнику нотариуса. К тому же будет юридический стаж, нарабатываться практический опыт. Затем можно продвигаться на нотариуса или адвоката.
Работа в нотариате не зависит от навыков. Нужно знать Закон о нотариате, наследственное право и набирать клиентскую базу.
Но практикам и ученым в нотариате будет скучно, хотя для молодого юриста нотариальная контора может стать подходящей первой ступенькой.
Адвокатура
Юридические должности и профессии в основном интересные и сложные. Обычным людям бывает сложно разобраться в специфике специальностей.
Обыватели считают, что адвокат - это хороший юрист. Однако в Санкт-Петербурге, например, только треть адвокатов сдает экзамен.
Какие преимущества у адвоката? Ему проще получить клиента. Клиент не сомневается в его квалификации и компетенции. Так проявляется тактическая хитрость. Только адвокат может защищать ваши права в уголовном судопроизводстве. Однако есть проблема: получить статус адвоката недостаточно. Нужно быть хорошим специалистом. Иначе никто не будет пользоваться услугами. Люди ищут адвокатов по рекомендациям знакомых, родственников, изучают отзывы в сети Интернет, если таковые имеются. Начинающего адвоката никто не посоветует, поэтому он должен очень стараться и обязательно выигрывать процессы.
Адвокатом сразу не стать. Придется поработать помощником адвоката. Хотя, если нет желания долго дожидаться портфеля адвоката, то лучше отказаться от такого опыта и искать другую контору.
Налоговое право
Юрист в сфере налогового права востребован. Но какой будет уровень сложности вопросов? Если это регистрация индивидуального предпринимателя, это базовый уровень. Затем нужно учиться заниматься налогами ООО, которые ведут свою деятельность в рамках ЕНДВ или УСН.
Юрист по налогам и сборам должен уметь экономить деньги своих клиентов, но делать это на законных основаниях, потому что первая же камеральная проверка выявит махинации.
Прокурор
Структура прокуратуры РФ сложная. Представители юридической профессии «прокурор» занимаются надзором за исполнением законов всех юридических структур. В прокуратуре есть отделы, следящие за деятельностью органов государственной безопасности, контролем за ведением уголовных процессов, надзором за исполнением законов работниками в местах лишением свободы, следят за работой транспортной полиции и т. д. Работы в прокуратуре много. Однако если юриста привлекает наука, то прокурорская деятельность не для таких предпочтений. Здесь придется проявлять четкие знания. После прокуратуры легко попасть в коммерческую структуру. В частной юриспруденции очень ценят специалистов, прошедших госслужбу. Это люди с хорошим опытом и полезными контактами.
Следователь
В фильмах и книгах работа следственных отделов кажется невероятно захватывающей и необычной. Но реалии иные. В действительности особенность юридической профессии «следователь» заключаются не в выслеживании преступников и не в захватывающих погонях, а в том, что приходится заполнять много бумаг, оформлять каждое процессуальное действие.
Следствие всегда было укомплектовано хорошо технически, и в этом хорошее преимущество данного аппарата в юридической сфере.
Что нужно знать? Уголовное право. Но формальных знаний будет недостаточно. Работа следователя это филигранное знание уголовного процесса. Любые следственные действия строго регламентированы. По факту придется понимать криминалистику в широком значении. То есть различного рода правила и тонкости, например, как грамотно предъявить обвинение, как провести очную ставку, как произвести выемку, личный досмотр и задержание.
Экономические преступления потребуют больше интеллекта. Дела о мошенничестве и следствие ФСБ - федеральный масштаб и особое производство.
Особенности
В следствии можно построить карьеру. Опыт, который получает следователь, не сравнится с опытом в любой другой юридической профессии.
Следователю необязательно, но рекомендовано обладать неюридическими знаниями. Например, разбираться в химии и психиатрии. Придется знать уголовное право, уголовный процесс, заниматься криминалистической тактикой, немного понимать биологию и медицину.
Опыт, полученный в следствии, все-таки нельзя применить везде в юридической сфере. Например, будет сложно переквалифицироваться в корпоративного юриста. Здесь уголовный процесс не понадобится, как и знание криминалистики.
Следователи, занимающиеся коррупционными делами, - это особая категория. Допуск получают люди, в квалификации которых не сомневаются. Они должны быть самостоятельными и опытными, знать многих людей и их связи. Молодых специалистов не берут в основном из-за того, что у них нет наработанных связей. Но при определенных усилиях и настойчивости должность получить можно.
Куда пойти за опытом
Студентам и молодым специалистам особо выбирать не приходится. Хотя, если подойти к вопросу стратегически, то можно выбрать полезное направление. Например, советуют выбрать деятельность, связанную с делопроизводством. Выбор должен быть по одному критерию. И это не зарплата. Ищите то место, где будет квалифицированный человек, который захочет грамотно отвечать на ваши вопросы, наполнять вас знаниями и практикой. Юрист должен профессионально обратить ваше внимание на мелочи. Не на шаблоны.
Конкуренция в юриспруденции
На что могут рассчитывать те, кто осознано выбирает юридические профессии? Главная и очень ценная особенность этого направления в том, что вакансий меньше не становится. Почему? Это объясняют тем, что в России юридические услуги могут оказывать иностранные компании, которые приглашают на работу наших специалистов. Приоритетом тут может стать отличное знание нашими выпускниками русского языка и русского менталитета.
Специальность юристов одна из самых популярных в российских вузах. Но не любой вуз способен подготовить юриста, и не любой абитуриент способен стать юристом.
Основы профессии
Юрист - юридическая профессия, основные тонкости которой состоят в умении выстраивать причинно-следственные связи и «дружить» с логикой, а также анализировать судебную практику, чтобы предложить правильное решение клиенту.
У опытного адвоката есть тактические приемы, хитрости, которые он знает из практики.
Как должен юрист повышать свою квалификацию? Он обязан следить за изменениями законодательства и анализировать их.
Что выбирают
Юридическая профессия судьи потребует безупречного опыта.
Для уголовного адвоката необходимо проработать в следственных органах или прокуратуре.
Ежегодно российские вузы выпускают 150 000 юристов. Понятно, что не все станут хорошими специалистами.
Качества профессионала:
- Фундаментальное знание права.
- Ораторские способности.
- Усидчивость.
Студенты юридических факультетов в основном хотят попасть в следственный комитет и прокуратуру. Хотя коммерческие юристы, многие из которых становятся медиаперсонами или блогерами, как искусители пытаются разочаровать молодых специалистов в госслужбе, говоря о том, что там не будет высоких гонораров. Это так. Но юридический консалтинг в этом отношении тоже не всегда идеальный вариант. Много зарабатывают только юристы с именем и известные компании, которые на рынке несколько лет. Но их стабильность не настолько высока, как на госслужбе. Что говорить о маленьких частных конторах. Также часто встречается мнение, что юридическая госсистема не мотивирует на достижения. Но и это спорный аргумент, его приводят люди, которые хотят приравнять достойную профессию юриста к обычному менеджеру. В юридическом сообществе с такой позицией не соглашаются.
По мнению врачей, юридические профессии - одни из самых вредных занятий для здоровья. Работа с большим объемом информации ведет к стрессам, а отсюда инфаркты и нервные заболевания.
Этика юридических профессий
С точки зрения этики наибольший интерес представляет адвокатская деятельность.
Это сложная профессия и нелегок адвокатский хлеб, но есть возможность для профессиональной и человеческой реализации. Чтобы адвокат был хорош, нужна афористичность в суде. Этика взаимоотношений адвоката и клиента также очень важна.
Адвокатуру часто ругают, но без нее человеческое общество не может существовать. Адвокат просвещает граждан относительно их юридически закрепленных прав, помогает проанализировать сложные ситуации с точки зрения закона.
По уголовным делам адвокат не может отказаться от принятой защиты, в том числе из-за денег. Он не имеет право расторгать договор. Но не принять защиту адвокат имеет право.
Клиент может не нравиться, но адвокату необходим профессиональный взгляд на дело, а не дружба со своим клиентом.
Адвокатура - это состояние души. Нужно чувствовать это. Нужно понимать, что такое защищать человека. Нужна порядочность.
Коммерческий взгляд на профессию
Большинство студентов юридические профессии привлекают возможностью заработать действительно достойные деньги. Но специалисты все громче и громче говорят, что с юридическими профессиями в скором времени может получиться, как с врачами. Их просто не будет хватать в госучреждениях. В основном все хотят работать в частном бизнесе, расссчитывая на более богатую жизнь.
В Германии экзамены на юриста сдают не в вузе, а в министерстве юстиции. Адвокатом можно стать, только отработав десять лет в прокуратуре следователем либо в смежных отраслях корпоративным юристом. В России все намного мягче, достаточно трехлетнего опыта работы по специальности.
На втором месте по важности после выбора специальности стоит выбор специализации. Вы уже определились, что Ваша деятельность будет связана с законодательным регулированием общественной жизни. Осталось выбрать ту сферу, в которой Вы будете реализовывать полученные знания и себя. Именно от выбора специализации зависит Ваше профессиональное будущее.
Специализации отличаются друг от друга особым набором изучаемых дисциплин, которые влияют на выбор профессии в дальнейшем. Поэтому при выборе ВУЗа важно обращать внимание на предлагаемые специализации. Станете ли вы прокурором, адвокатом по уголовным делам, корпоративным юристом или юристом-международником – зависит от специализации.
Специальность «Юриспруденция» имеет 4 основных вида специализаций, принятых Учебно-методическим объединением:
- государственно-правовая
- гражданско-правовая
- международно-правовая
- уголовно-правовая
Проведя исследования, ВСЕВЕД выявил ряд специализаций, которые предполагают работу в компаниях, организациях и предприятиях по специальности «Юриспруденция».
Другими словами, помимо 4-х основных видов специализаций существуют и другие:
Виды специализаций и дисциплины специализации
- государственно-правовая
- гражданско-правовая
- международно-правовая
- финансово-правовая
- конституционно-правовая
- нотариально-регистрационно-правовая
- налогово-правовая
- банковско-правовая
- бюджетно-казначейская
- социально-правовая (трудовая)
- таможенно-правовая
- коммерческо-правовая
- земельно-правовая
- информационно-правовая
- интеллектуально-правовая
- хозяйственно-правовая
- эколого-правовая
Международно-правовая специализация
Среди всех существующих специализаций по специальности «Юриспруденция» отдельно следует отметить международно-правовую специализацию. Традиционно престижная, она требует больших затрат и усилий со стороны ВУЗа для подготовки квалифицированных специалистов.
Главной же особенностью данной специализации является ее сложность. Она требует знания не только российского, но и международного права, а также знания иностранных языков. Причем здесь иностранный язык выступает уже не в качестве желательного компонента, как во многих других случаях, а как обязательный.
И, наконец, отметим безусловную востребованность международно-правовой специализации. В настоящее время уже существует и появляется все больше организаций и фирм, ведущих внешнеэкономическую деятельность, отсюда – и все большая необходимость в таких специалистах.
Итак, юрист-международник, желающий работать в организации должен владеть:
- одним или двумя иностранными языками
- знаниями в области российского и международного права
- знаниями в области экономики, финансов
Международно-правовую специализацию условно можно разделить на следующие подвиды: специализация в области международного публичного права и специализация в области международного частного права. Это отличие можно увидеть, только просмотрев учебный план ВУЗа. Перечень дисциплин, изучаемых в рамках перечисленных подвидов международно-правовой специализации, приводим ниже.
Специализация в области международного права или международная частно-правовая специализация
Международная частно-правовая специализация представлена в виде изучения правовых норм и принципов, регулирующих взаимоотношения государств, международных организаций, возникающих в связи с деятельностью последних.
Сфера применения:
Организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность, транснациональные корпорации, финансово-промышленные группы, Министерство иностранных дел РФ и его подразделения.
- право инвестиций
- международный гражданский процесс
- международный арбитражный процесс
- международное спортивное право
- право интеллектуальной собственности
- международное торговое право
- правовые аспекты международной торговли объектами интеллектуальной собственности
- международный коммерческий арбитраж
- гражданское и торговое право зарубежных стран
- международное экономическое право
- международное патентное право и другие
Ряд дисциплин из международной частно-правовой специализации может изучаться и в международно-публично-правовой специализации.
Специализация в области международного публичного права или международно-публично-правовая специализация
Международно-публично-правовая специализация предполагает углубленное изучение особенностей деятельности на международной арене Российской Федерации и других государств, международных организаций, граждан в политической, социальной, культурной и иных сферах (право международных договоров, гражданское и торговое право зарубежных стран, международный коммерческий арбитраж, международное транспортное право и т.д.).
Сфера применения :
Международные организации, звенья государственного аппарата и общественные организации.
В рамках специализации изучаются такие дисциплины, как:
- международно-правовые основы государств СНГ,
- право международных договоров,
- международное воздушное право,
- международное гуманитарное право,
- международное космическое право,
- международное морское право,
- международное таможенное право,
- международное торговое право.
- международное налоговое право,
- международное банковское право,
- международное договорное право,
- международное транспортное право,
- международное право прав человека,
- международное уголовное право,
- европейское право,
- европейский Суд по правам человека,
- право международных организаций (международные неправительственные организации),
- право международной безопасности,
- прецедентное право Европейского суда по правам человека,
- современные проблемы международного права,
- институт принудительных мер в современном международном праве,
- институт неприменения силы и угрозы силой,
- актуальные проблемы международного права,
- этикет в международной практике и деловом общении,
- международно-правовое регулирование труда,
- права человека в современном международном праве,
- правовой режим информации,
- дипломатическое и консульское право,
- методы разрешения международных споров (арбитраж, дипломатия) и другие.
Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.
Как уже упоминалось выше, ряд дисциплин из международно-публично-правовой специализации может изучаться и в международной частно-правовой специализации. Это связано с традициями российского образования не только подготавливать специалистов, способных работать в рамках узкой специализации, но и создавать студентам более широкие возможности для сферы применения знаний.
Юридические науки можно классифицировать следующим образом:
1. Теория государства и права как гуманитарная, фундаментальная, общетеоретическая, методологическая наука.
2. Историко-правовые науки : история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений. Их предметом является история государственно–правовых явлений, а изучение осуществляется в контексте их эволюции и хронологического развертывания. Историко-правовой аспект есть и у отраслевых наук (история гражданского права (в т.ч. римское право), история трудового права и др.).
3. Технико-прикладные юридические науки : криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др. Они связаны с применением технических и специальных средств, знаний в области естественных наук, однако непосредственно связаны с правовой сферой (фиксация следов преступления, психиатрическое освидетельствование подозреваемого в совершение преступления и др.).
4. Международное право : международное публичное и международное частное право. Это относительно самостоятельная система права, в рамках которой формируются свои комплексные образования (например, право международных организаций, международное космическое право, международное гуманитарное (военное) право, международное морское право и др.). Международное публичное право регулирует в основном отношения между государствами, а международное частное право – с участием лиц, представляющими разные государства (семейно-правовые, гражданско-правовые, пенсионные, трудо-правовые и др.).
5. Зарубежное право : например, конституционное право зарубежных стран. Зарубежный аспект есть в изучение и отраслевых дисциплин.
6. Сравнительное правоведение (компаративистика) , изучающая правовые явления в сравнении, о чем более подробно будет сказано в Теме 5.
7. Юридические науки , имеющие предмет близкий, но не совпадающий с отраслевыми: правоохранительные органы, криминология и др. Очевидно, что правоохранительные органы связаны с профилактикой и пресечением преступлений, а криминология изучает причины преступлений и, соответственно, меры их профилактики др.
8. Науки, находящиеся на стыке правовых и иных гуманитарных наук: философия права, социология права, правовая психология и др. Например, философия права изучает идеалы, которым должно соответствовать право, дает ориентиры для теории государства и права, а так же отраслевых дисциплин.
9. Отраслевые правовые науки : государственное право, уголовное право, гражданское право и др. К классификации отраслевых юридических наук существуют различные подходы. Один из наиболее распространенных выработал С.С. Алексеев, разделивший отрасли права на следующие группы:
А) Профилирующие (базовые) отрасли материального и процессуального права) , которые охватывают главные правовые режимы:
- государственное (конституционное) право . Оно составляет основу, «ствол древа российского права», является исторически первой отраслью права, именуемой еще «правом власти». Все остальные отрасли права являются своеобразными «ветвями» на этом «стволе», а нормы государственного права, прежде всего, Конституции РФ, являются исходными для всех других отраслей права;
- административное право , которое по времени возникновения шло непосредственно за государственным правом и именуется также «правом управления», как бы продолжает государственное право в части регулирования деятельности исполнительных органов государства;
- гражданское право, которое выделилось из государственного через закрепление права собственности (в т.ч. частной), иных вещных, а также обязательственных прав. Стало основой частного права, непременным условием существования гражданского общества;
- уголовное право , ставшее «ветвью», симметричной гражданскому праву, закрепляющей преступность деяния (в т.ч. против государства и частной собственности) и определяющее уголовную ответственность за эти преступления;
Эти четыре названные выше отрасли являются базовыми отраслями материального права.
- конституционное процессуальное право, регламентирующее деятельность Конституционного Суда РФ, Конституционных судов республик в составе РФ, уставных судов иных субъектов федерации;
- гражданское процессуальное право , регламентирующее рассмотрение гражданских дел судами, связанных, прежде всего, с защитой права собственности;
- уголовно-процессуальное право , регламентирующее расследование уголовных преступлений и рассмотрение уголовных дел судами;
- административное судопроизводство , связанное с рассмотрением административных дел.
Эти базовые отрасли процессуального права являются «нижними ветвями» на «стволе» государственного права и обеспечивают реализацию, «жизнь» норм Конституции РФ, уголовного, гражданского и административного права, а также иных отраслей права.
Б) Специальные отрасли , где правовые режимы профилирующих отраслей модифицированы и приспособлены к отдельным видам общественных отношений. Эти отношения выделились из предмета базовых отраслей, в которые они первоначально входили, следовательно, специальные отрасли генетически связаны с одной или несколькими профильными отраслями.
К специальным отраслям относятся трудовое право (связано с гражданским и отчасти административным правом), семейное право (связано с гражданским правом), земельное право (связано с административным и отчасти гражданским правом), финансовое право (генетически связано с административным правом), право социального обеспечения (генетически связано с трудовым, а отчасти гражданским правом). Уголовно-исполнительное право связано с уголовным и частично административным правом и др.
К специальной отрасли процессуального права относится арбитражное процессуальное право , которое выделилось из гражданского процессуального права.
В) Комплексные отрасли , для которых характерно сочетание различных институтов профилирующих и специальных отраслей (экологическое право, таможенное право, предпринимательское право, торговое право, право прокурорского надзора и др.). Их перечень дискуссионный и меняется по мере развития общественных отношений.
Далеко не все ученые согласны с такой классификацией, справедливо полагая, что все отрасли права (и отраслевые науки) одинаково важны, а их появление зависит от сложности структуры общественных отношений и социальных потребностей. К тому же абсолютно «чистых» отраслей права не бывает и все они в разной степени содержат в себе нормы и даже институты других отраслей права (Е.И. Астрахан (1897-1975), Р.З. Лившиц, С.В. Поленина и др.). Соответственно, комплексными могут быть только отрасли законодательства, а не отрасли права. Но это не умаляет познавательного значения выше предложенной классификации.
Юридическая работа - это весьма многогранная деятельность. Она осуществляется во всех сферах социальной жизни. Юристы работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуре и адвокатуре. Специалисты-правоведы работают в юридических отделах, бюро и т.п. предприятий и социально-культурных учреждений, в кооперативных организациях, общественных объединениях, в органах, осуществляющих международные связи, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Специалисты юридического профиля используются в контрольных и инспекционных органах (торговли, финансов и др.), в комиссиях по защите прав несовершеннолетних и других комиссиях, состоящих при органах исполнительной власти и местного самоуправления, в аппарате отделов и управлений исполнительных органов. Юристы возглавляют комитеты по законодательству и другие комитеты законодательных органов. Наметившая тенденция привлечения к работе указанных органов специалистов, имеющих юридическое образование, обусловлена построением правового государства, повышением роли права и юристов в жизни общества.
В зависимости от содержания юридической работы, сферы ее применения, форм и методов ведения она делится на соответствующие виды. К основным видам относятся: правосудие, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность), совершения нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях в учреждениях и организациях. Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно.
Соответственно перечисленным видам юридической работы рассмотрим юридические специальности: прокурор, судья, следователь, адвокат, нотариус, юрисконсульт.
Прокурор - это должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению надзора за точным и неуклонным исполнением законов федеральными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, органами, осуществляющими оперативно-розыскную и следственную деятельность, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Прокурор осуществляет уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры и постановления судов. На должности прокуроров района, города, в установленном порядке назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. Прокуроры должны в установленном порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных объединений и принимать меры по своевременному восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили.
Надзирая за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в пределах своей компетенции требует для проверки уголовные дела, материалы, документы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления. Важным инструментом контроля за соблюдением законности является проверка прокурором всего доказательственного материала по делу, поступившему от органа дознания или предварительного следствия с обвинительным заключением. Прокурор имеет право отменить незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Он вправе отстранить лиц, производящих дознание или следователя от дальнейшего ведения расследования, если допущены нарушения закона. Прокурор возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении, приостанавливает производство по уголовным делам, утверждает обвинительные заключения и направляет уголовные дела в суд. Прокурор наделен правом участвовать при рассмотрении дел в судах. Он, в частности, дает заключения по возникшим во время судебного разбирательства вопросам, высказывает суду свои соображения о применении меры уголовного наказания, предъявляет иски, поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам, опротестовывает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда, незаконные действия судебного пристава-исполнителя и др.
При осуществлении надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных - в изоляторах временного содержания, местах содержания под стражей - следственных изоляторах, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в целях проверки соблюдения законов систематически посещает эти места, знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты мерам принуждения. Немедленно освобождает лиц, которые незаконно содержатся в местах лишения свободы или в нарушении закона подвергнуты задержанию, аресту, принудительному лечению или воспитанию. Прокурор проверяет также соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации указанных учреждений законам, регулирующим порядок и условия содержания этих лиц в этих учреждениях и местах исполнения наказаний, приостанавливает их исполнение и опротестовывает.
К наиболее важным профессиональным особенностям работы прокурора относятся:
- 1. универсальность (прокурор должен быть специалистом в предварительном следствии, в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания и назначение судом мер принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу и, разумеется, специалистом в общенадзорном деле),
- 2. организаторский характер прокурорской деятельности;
- 3. искусство устной речи (должен придавать своим выступлениям в суде, на собраниях публицистическую страстность, точно и аргументированно излагать свои мысли);
- 4. принципиальность и настойчивость, объективность и неподкупность в деле обеспечения законности.
Требования, предъявляемые к прокурору, распространяются на всех работников прокуратуры - заместителей и помощников прокуроров, прокуроров отделов и управлений.
Судья - должностное лицо, назначенное Президентом России в установленном законом порядке в состав судебного органа для осуществления правосудия на профессиональной основе, а также мировой судья, назначенный (избираемый) на должность законодательным органом государственной власти субъекта РФ, либо избираемый населением соответствующего судебного участка. Согласно действующему законодательству судьей может быть назначен гражданин, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Социальная роль и правовой статус судьи характеризуется рядом особенностей.
Судья судов общей юрисдикции выполняет важные функции по осуществлению правосудия.
Правовой статус судьи характеризуется независимостью, он подчиняется только закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения, несменяемостью, неприкосновенностью судей, строгой юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении судебных решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.
Судьи обладают властными полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия. Эти полномочия определяются законодательством. В частности, судья имеет право: требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, вносить представления в государственные органы, общественные организации, должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений, запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.
Работа судьи характеризуется применением норм разных отраслей права. Из этого следует, что судья должен обладать универсальными правовыми знаниями, высоким профессионализмом, жизненным опытом и опытом юридической работы, мудростью, быть независимым, принципиальным при рассмотрении и разрешении дела, объективным, обладать выдержкой и невозмутимостью при выполнении возложенных на него задач, способностью вести, направлять судебный процесс, решимостью взять на себя ответственность за судьбу дела, умением поддерживать высокий судейский авторитет, быть достойным своего звания судьи.
Следователь - должностное лицо органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, назначенное в установленном порядке и наделенное исключительной функцией производства предварительного следствия, то есть правом совершения действий, состоящих в выяснении совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, и решения вопроса о предъявлении конкретному лицу обвинения в совершении преступления. Предварительное следствие начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.
Постановления следователя обязательны для всех должностных лиц и граждан. Все решения следователь принимает самостоятельно. Следователь исполняет указания начальника следственного отдела и прокурора, связанные с обеспечением законности, полноты, всесторонности и объективности предварительного следствия.
Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является не зависимым советником по правовым вопросам. Оказывает юридическую помощь, дает консультаций и разъяснения по правовым вопросам, устных и письменных справок по законодательству, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера, представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, трудовым делам, экономическим спорам, по делам об административных правонарушениях. Важная роль принадлежит адвокату в деятельности органов предварительного расследования и суда. Адвокат в досудебном и судебном производстве выступает в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. Права и обязанности адвоката при выполнении поручений регламентируются законодательством об адвокатуре, уголовно-процессуальным и иным законодательством. Адвокатом может быть гражданин, имеющий юридическое образование и стаж работы в качестве юриста не менее двух лет. Окончившие высшие юридические учебные заведения и не имеющие стажа работы по специальности или имеющие стаж менее двух лет принимаются в члены коллегии лишь после прохождения соответствующей стажировки.
К профессиональным обязанностям адвоката относятся: доверительный характер отношений с клиентом; строгое соблюдение профессиональной тайны; он не может разглашать сведения, сообщенные ему клиентом; адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя потерпевшего, истца, ответчика; труд адвоката оплачивается из средств, поступающих от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь. Эти особенности требуют от адвоката универсальной правовой подготовки, широкой общей и правовой эрудиции, мастерства устной речи, умения аргументировать свои выводы, опровергать доводы другой стороны, умение устанавливать контакт с клиентом, располагать его к доверию.
Нотариус - лицо, совершающее нотариальные действия, то есть действия, придающее юридическую силу договорам, документам, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, которые могут иметь свою нотариальную контору. В осуществлении своих полномочий нотариусы независимы и руководствуются законами и иными нормативными актами. Нотариусы наделены правом совершать следующие нотариальные действия: удостоверять сделки, факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, во время предъявления документов, выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагать и снимать запрещения отчуждения имущества, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой, принимать депозиты денежных сумм и ценные бумаги, документы на хранение и другие действия. Государственные нотариусы, кроме того, имеют право выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.
К качествам, свойственным специальности нотариуса, относятся: скрупулезность, точность, строгость, аккуратность.
Юрисконсульт - работник правовой службы органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, состоящих в должности начальника юридического отдела, главного юрисконсульта, юрисконсульта.
Главной задачей юрисконсульта является использование правовых средств для обеспечения высокой эффективности деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций при соблюдении законности.
На юрисконсульта возлагается контроль за законностью приказов и распоряжений, издаваемых руководством, дача заключений по правовым вопросам, составление юридических документов, участие в подготовке проектов договоров и соглашений, заключаемых с другими органами и их визирование; ведение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах дел, по которым орган, предприятие, учреждение, организация выступают в качестве истца или ответчика; предъявление претензий при поставке недоброкачественной продукции или оборудования, заявление претензий транспортным организациям по поводу недостачи, порчи грузов и т.д.
Требования, предъявляемые к юрисконсульту, работнику юридической службы, сводятся к следующему: знание гражданского, налогового и иного законодательства, действующего в той или иной социальной сфере; основ предпринимательской и коммерческой деятельности, умение правильно организовать претензионную работу.
Деятельность юристов в органах внутренних дел, исходя из задач и функций ОВД, носит правоохранительный характер. В связи с этим их успешное выполнение зависит от участия в реализации этих задач и функций юристов.
Согласно действующему законодательству, следователи органов внутренних дел, также как и следователи других органов, должны иметь высшее юридическое образование. Большинство сотрудников аппаратов ОВД и служб также должны иметь профессиональную юридическую подготовку. К ним относятся сотрудники оперативно-розыскных служб, сотрудники административных служб (ППС, профилактики, участковых уполномоченных милиции, охраны, государственной инспекции по безопасности дорожного движения и др.).
Выпускники высших образовательных учреждений юридического профиля назначаются, как правило, на первичные должности оперативного сотрудника, следователя, участкового уполномоченного милиции и др., замещаемые лицами начальствующего состава в соответствии с законодательством о прохождении службы в органах внутренних дел.
2.1. Судья - это должностное лицо соответствующего суда (районного, городского, военного, областного и т. д.), избранное или назначенное в установленном законом порядке. Правовое положение (правовой статус) судьи определен и закреплен в Конституции РФ и в ином конституционном законодательстве. Правовой статус - это совокупность прав, обязанностей и гарантий судьи. Согласно Конституции РФ (ст. 120, 121, 122) судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны. Ст. 119 Конституции устанавливает, что судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
В этой же статье говорится, что федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования к судьям (например, нравственные, профессиональные и т. д.). Так, для того чтобы стать судьей претендент должен сдать квалификационный экзамен специальной комиссии, он должен получить рекомендацию квалификационной судейской комиссии. Судьей областного, краевого, республиканского суда может быть лицо, достигшее 30-летнего возраста, а судьей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда можно стать, только имея десятилетний стаж работы по юридической профессии и возраст не менее 35 лет.
Правовой статус судей определяется Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», в котором отмечается, что судьи являются носителями судебной власти и судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам. Судебная власть самостоятельна, она действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Требования и распоряжения судей п ри осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Неисполнение требований судей влечет установленную законом ответственность.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Правовой статус судей Конституционного Суда определяется Федеральным Конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Судья обязан соблюдать Конституцию РФ и законы РФ.
Судья не должен совершать действий, которые могли бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости, беспристрастности. Судья не может быть депутатом, состоять в политических партиях и движениях, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать свою работу с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лёт с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда может быть назначен только гражданин РФ, достигший возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Процедура назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ состоит из нескольких стадий: вначале управомоченные субъекты - должностные лица и органы (депутаты, члены Федерального Собрания, а также законодательные органы субъектов РФ, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические общества, юридические научные и учебные заведения) вносят Президенту РФ предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда РФ. Далее Президент РФ обращается в Совет Федерации с представлением о назначении кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ.
Судья Конституционного Суда РФ назначается на должность тайным голосованием. Кандидат считается назначенным на должность, если при голосовании за его кандидатуру проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, принимает присягу. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ 70 лет.
Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на 5 лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет.
Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований приостановления полномочий судьи. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную юридическую силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.
2.2. Прокурор - должностное лицо единой централизованной системы - прокуратуры РФ, которая осуществляет высший надзор за соблюдением и правильным применением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Термин «прокурор» применяется к лицам, возглавляющим соответствующие подразделения системы органов прокуратуры: краев, областей, городские, районные, межрайонные, а также другие приравненные к ним прокуратуры: военно-транспортные, экологические. Данный термин применяется и к заместителям, и к помощникам прокурора в случае их участия в качестве прокурора в судебном процессе. Основные права (правомочия) и формы деятельности прокурора определяются Законом «О прокуратуре».
Прокурором осуществляются следующие виды надзора: 1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами Местного самоуправления, органами военного управления, органами Контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу .
Предмет надзора за исполнением законов: 1) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 2) соответствие законам иных нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами перечисленных выше органов и организаций.
Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Для осуществления полномочий по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор имеет право: рассматривать и проявлять заявления и жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба, а также иные права.
Полномочия реализуются в актах прокурорского реагирования путем принесения представления о недопустимости нарушения прав и свобод человека и гражданина. Следующим видом прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Предметом данного вида надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешений заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Важным видом прокурорского надзора является надзор за исполнением законов администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Предметом данного вида надзора являются:
а) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, учреждениях уголовно-исполнительной системы и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
б) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, осужденных и подвергнутых мерам принудительного характера;
в) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Для осуществления полномочий по рассматриваемому виду надзора прокурор имеет право: посещать в любое время органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера.
Прокурору предоставлено также право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела, производства об административных правонарушениях, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу и осужденных.
Постановления и требования прокурора подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы .
2.3. Следователь - это должностное лицо следственного комитета, органов внутренних дел, службы безопасности, назначенное в установленном законом порядке и наделенное исключительными полномочиями производства предварительного следствия.
Следователь обязан: полно, всесторонне, объективно расследовать Уголовное дело, принятое к производству; установить все обстоятельна дела, входящие в предмет доказывания; собрать и проверить с этой целью все необходимые доказательства; установить и привлечь в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступление; установить невиновность и реабилитировать лиц, неосновательно подозреваемых в совершении преступления; принять меры к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления; разъяснить участвующим в расследовании преступления лицам их права и обязанности. Правомочия следователя по выполнению следственных действий определены уголовно-процессуальным законом.
Все решения следователь принимает самостоятельно (о направлении и окончании предварительного следствия, о следственных и розыскных действиях и т. п.), за исключением случаев, когда оно требует санкции прокурора или суда.
Таким образом, процессуальная самостоятельность следователя ограничена полномочиями прокурора, полномочиями начальника следственного отдела по контролю за действиями следователя, а также судебной проверкой законности и обоснованности действий и решений следователя, затрагивающих существенные права граждан.
Постановления следователя обязательны для всех должностных лиц и граждан. Лицо, претендующее на должность следователя, должно иметь высшее юридическое образование.
Следователи осуществляют предварительное расследование уголовных дел. Расследование - это стадия уголовного процесса, состоящая в выяснении следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела и решения вопроса о предъявлении конкретному лицу обвинения в совершении преступления. Предварительное следствие начинается с возбуждения уголовного дела, о чем выносится постановление, и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением. По делам, по которым производилось дознание, предварительное следствие начинается после его окончания. Состоит из процессуальных действий и решений следователя, прокурора, руководителя следственного отдела, а также лиц, привлеченных или допущенных к участию в процессе на этой стадии. В задачи предварительного следствия входит установление факта преступления и обстоятельств, ему способствовавших, изобличение лица, его совершившего, пресечение преступной деятельности, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту, реабилитация ошибочно заподозренного и обвиненного, обеспечение возмещения ущерба от преступления-А также меры по предупреждению преступлений.
Необходимо иметь в виду, что в уголовном процессе имеется еще одна форма расследования - дознание, которое отличается от предварительного следствия по субъекту, предмету (последовательности) # объему прав участников процесса. Дознание осуществляют полиция»таможенные органы, органы госнаркоконтроля, службы безопасности, командиры воинских частей, соединений, начальники воинских учреждений, начальники исправительных учреждений, органы государственного пожарного надзора, пограничной охраны, капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании.
Следует различать орган дознания и лицо, производящее дознание. Орган дознания представляет его руководитель. Лица, производящие дознание, - это должностные лица, уполномоченные на производство дознания, - дознаватели. Указанные лица принимают необходимые розыскные меры в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших. Материалы дознания, по которым производится расследование, обязательно изучаются следственным органом и являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Наиболее активно дознание используется сотрудниками полиции, госнаркоконтроля, таможенных органов. Они обязательно должны иметь юридическое образование.
Различают два вида дознания: дела, по которым производство предварительного следствия обязательно; дела, по которым предварительное следствие не обязательно.
В первом случае дознание заключается только в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления (например, осмотр места происшествия, обыск и выемка, задержание и допрос подозреваемых, свидетелей). После совершения этих действий дознаватель обязан передать дело следователю. С этого момента орган дознания может проводить следственные и розыскные действия только по поручению следователя, а если лицо, совершившее преступление, еще не обнаружено, орган дознания продолжает самостоятельно принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомления следователя о результатах.
Во втором случае дознание заключается в возбуждении уголовного Дела и принятии всех предусмотренных законом мер по установлению обстоятельств уголовного дела, подлежащих доказыванию. После чего дело с обвинительным заключением направляется прокурору для Утверждения, т. е. проводится полное расследование преступления. В этом случае материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
В отличие от предварительного следствия при этой форме дознания материалы по окончании дознания не предъявляются потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям. Органы дознания не обладают предоставленным следователям правом приостанавливать исполнение обжалованного им указания прокурора привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела.
Срок дознания по общему правилу не должен превышать одного месяца, но в исключительных случаях может быть продлен прокурором. Дознание по тем преступлениям, производство по которым допустимо в протокольной форме, должно быть закончено не позднее чем в двадцатидневный срок. По основаниям, указанным в законе, дознание может быть приостановлено или прекращено, о чем выносится постановление, копия которого направляется прокурору.
2.4. Адвокатом является лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника в какой-либо организации или учреждении, за исключением научной, преподавательской или иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности РФ, субъектов РФ.
Адвокат вправе совмещать деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ. Оказывая юридическую помощь, адвокат: дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве и т. п. Органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение.
Полномочия адвоката регламентируются соответствующим процессуальным законодательством. В случаях, предусмотренных законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. Никто не вправе требовать от адвоката и его предъявителя соглашения об оказании юридической помощи. В соответствии с законом адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки и иные документы, опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность.
Адвокат не вправе: принимать от лица, обратившегося к нему за получением юридической помощи, поручение, если оно имеет заведомо незаконный характер; если адвокат имеет самостоятельный интерес, отличный от интереса доверителя; участвовал ранее в деле в качестве судьи, арбитра, дознавателя, следователя и т. п. Адвокат имеет определенные обязанности, в том числе соблюдать адвокатскую тайну.
Статус адвоката вправе приобрести лицо, имеющее высшее юридическое образование, полученное в государственном образовательном учреждении, имеющем аккредитацию, причем стаж работы исчисляется с момента окончания соответствующего учреждения. Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения. Лицо, претендующее на статус адвоката, вправе обратиться в адвокатскую палату субъекта с заявлением о присвоении ему статуса адвоката. При необходимости квалификационная комиссия может организовать проверку достоверности сведений, предоставленных претендентом, и после завершения проверки принимает решение о его допуске. Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к сдаче повторно не ранее чем через год. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.
Статус адвоката может быть приостановлен по основаниям, указанным в ст. 10 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ. Статус адвоката также может быть прекращен (ст. 17 Закона) по решению совета адвокатской палаты субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате.
Гарантии независимости адвоката определены в ст. 18 Закона. Так, адвокату гарантируется: адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии; адвокат, члены его семьи, имущество находятся под зашитой государства.
2.5. Нотариус. В России в настоящее время действуют государственные и частные нотариусы.
Нотариусы, состоящие в нотариальных палатах и занимающиеся Частной практикой, имеют право совершать следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки, выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; налагают и снимают запрещения отчуждения имущества; свидетельствуют подлинность подписи документов и выписок из них; свидетельствуют подлинность подписи на документах; свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенном на фотографии; удостоверяют время предъявления документов; передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги; совершают исполнительные надписи; совершают протесты векселей; предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков; принимают на хранение документы; совершают морские протесты; обеспечивают доказательства.
Указанный перечень нотариальных действий не является исчерпывающим.
Частные нотариусы наравне с государственными имеют право выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества. Основами законодательства Российской Федерации о нотариате установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью, кроме творческой, научной и преподавательской. Запрещается оказывать посреднические услуги при заключении договоров.
В Российской Федерации установлен достаточно сложный порядок назначения на должность нотариуса. Приказом министра юстиции утверждено, что на должность нотариуса назначаются лишь лица, имеющие гражданство Российской Федерации, а также при условии наличия у них высшего юридического образования, прошедшие стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.
Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, состоят ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусом документы имеют одинаковую юридическую силу. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.
Лица, прошедшие стажировку и желающие заниматься нотариальной деятельностью, сдают экзамен квалификационной комиссий. Квалификационная комиссия по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью, образуется при органах юстиции субъектов Российской Федерации из числа наиболее опытных нотариусов, ученых-юристов. В состав квалификационной комиссии по должности входят руководитель соответствующего органа юстиции, а также президент региональной нотариальной палаты. Квалификационная комиссия по результатам проведения экзамена принимает решение о профессиональной подготовленности данного лица для осуществления им нотариальной деятельности.
После сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии в течение месяца уполномоченными на то территориальными органами Министерства юстиции выдается лицензия на право заниматься нотариальной деятельностью. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции.
Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.
2.6. Эксперт. Эксперт осуществляет проведение экспертиз для обеспечения эффективной реализации своих полномочий дознавателями, следователями, прокурорами, судами, т. е. для всех органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, а также иных организаций и граждан, если такая экспертиза необходима.
Эксперты проводят исследования и дают экспертные заключения в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для установления по уголовным или гражданским делам фактических данных или обстоятельств, имеющих значение доказательств по делу.
Основанием для проведения экспертизы служат постановления Дознавателя, следователя, прокурора, суда о назначении экспертизы, где формулируются вопросы, на которые эксперт должен дать квалифицированные ответы. Объектом экспертизы могут быть предметы, изъятые во время обыска, обнаруженные на месте преступления, образцы, документы и т. д.
Лицо, проводящее судебную или криминалистическую экспертизу, Должно быть специалистом своего дела, иметь высокую специальную Подготовку, поскольку его выводы и замечания составляют важнейшее порой единственное) основание для изменения дознавателем, следователем, прокурором, судом процессуального решения, повлекшее позитивные или негативные последствия для субъекта права.
Основания и порядок назначения экспертизы определяется уголовных, гражданским, арбитражным процессуальными кодексами.
Экспертиза является самостоятельной процессуальной формой получения новых и уточнения (проверки) имеющихся доказательств. Экспертизу судебную от экспертиз, осуществляемых в иных сферах человеческой деятельности, отличают следующие признаки: подготовка материалов на экспертизу, назначение и проведение ее с соблюдением специального правового регламента; проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла; дача заключения, имеющего статус доказательства.
Предмет экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые при расследовании или судебном разбирательстве уголовного или гражданского дела на основании специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Среди основных задач, разрешаемых экспертизой, можно выделить:
идентификационные - направленные на отождествление объекта по его отображениям;
диагностические - состоящие в выявлении механизма события; времени, способа и последовательности действий, событий, явлений; причинных связей между ними; природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т. д.;
экспертной профилактики - деятельности по выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений (правонарушений), и разработке мер по их устранению.
Объектами экспертизы являются: отображения людей и животных, предметов, механизмов, агрегатов; вещества, материалы, изделия, документы и полиграфическая продукция; выделения человека, части его тела, трупы; разнообразные объекты растительного и животного происхождения и др.
Классификация (деление) экспертиз производится по различным основаниям. По характеру, отрасли специальных познаний экспертизы принято подразделять на классы, роды и виды.
Класс традиционных криминалистических экспертиз:
фототехническая - для установления групповой принадлежности фотоматериалов и негативов, условий съемки и изготовления фотоснимков;
трасологическая;
портретная - для идентификации личности по фотоснимкам; баллистическая;
экспертиза холодного оружия - устанавливает способ изготовление является ли объект исследования холодным оружием, можно ли и с пользовать его как холодное оружие;
фоноскопическая - дает возможность идентифицировать человека по голосу, установить его пол, возраст, анатомические особенности, особенности интеллекта.
Существуют также иные разновидности экспертиз. Производятся они в соответствующих экспертных учреждениях либо иными специалистами, обладающими необходимыми знаниями для дачи заключения.
Вопросы, поставленные эксперту, не должны выходить за пределы его специальных познаний. Эксперт обязан явиться по вызову суда, прокурора, следователя, органов дознания и от своего имени дать объективное беспристрастное заключение по поставленным ему вопросам на основании исследования предоставленных ему материалов.
Эксперт имеет право: отказаться от дачи заключения, если предоставленные материалы недостаточны или поставленный вопрос выходит за рамки его компетенции; знакомиться с материалами дела, если это необходимо; заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов; участвовать в следственных действиях и судебном разбирательстве.
Процесс экспертного исследования включает несколько стадий: 1) подготовительная - эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы, другими исходными материалами, производит предварительный экспертный осмотр, устанавливает их пригодность, достаточность для ответа на поставленные вопросы, намечает план исследования; 2) в процессе исследования анализируются общие и частные признаки и свойства; 3) производится оценка результатов исследования, формулирование выводов.
По результатам исследования оформляется экспертное заключение эксперта. В его вводной части дается краткое описание обстоятельств дела, сведения об органе, назначившем экспертизу. В исследовательской части подробно описывается состояние объектов и сравнительных образцов, излагается процесс исследования с описанием методики.
Если экспертиза была комплексной, исследовательская часть обобщает информацию, полученную раздельно. В последней части излагаются выводы, т. е. даются ответы на вопросы, поставленные на разрешение экспертизы. Экспертное заключение может быть иллюстрировано фотоснимками, чертежами и другими наглядными материалами, которые рассматриваются как составная часть заключения.
Наряду с вышеизложенными существуют иные разновидности профессии юриста: юрисконсульт, сотрудник полиции, судебный пристав, корпоративный юрист и другие, имеющие свои специфические черты и особенности.
1. Дайте понятие профессии судьи, раскройте содержание его деятельности.
2. Каковы особенности профессии прокурора?
3. В чем специфика профессии следователя?
4. Раскройте содержание профессии адвоката.
5. Что представляет собой профессия нотариуса?
6. Каковы особенности профессии эксперта?
1. Алексеев А.И., Ястребов В.Б. Профессия - прокурор. Введение в юридическую специальность. М.,1998.
2. Белкин Р.С. Профессия - следователь. М., 1998.
3. Мирзоев Г.Б. Адвокат в зеркале прессы. М., 1998.
4. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. М., 2010.
5. Поляков М.П., Федулов А.В. Правоохранительные органы России. Краткий курс лекций. М., 2011.
6. Российская Е. Р. Профессия - эксперт. М., 1999.
7. Стецовский Ю.И. Судебная власть. Учебное пособие. 2-е изд. М., 2000.
8. Судопроизводство и правоохранительные органы. Учебник / В.Г. Бес-сарабов и др. М., 2012.