Домой / «Первичка / Какой минимальный срок службы по контракту в армии РФ? Сроки военной службы по контракту

Какой минимальный срок службы по контракту в армии РФ? Сроки военной службы по контракту

Что представляет собой служба в армии по контракту? Это военная деятельность в вооруженных силах, осуществляемая на добровольной основе, когда гражданин, желающий проходить службу, подписывает контакт на определенный период. Служба по контракту имеет определенные условия для военнослужащих и предполагает наличие стабильной зарплаты, социального пакета, всевозможных льгот, денежных компенсаций, поощрений.

Мы подробно остановимся на важных деталях контрактной службы и расскажем вам в данной публикации о преимуществам службы по контракту в ВС РФ и требованиях, предъявляемых к контрактникам.

Требования и условия службы в армии по контракту

Условия, при которых гражданин заключает контракт и в дальнейшем поступает на добровольную военную службу, закреплены на законодательном уровне. Все требования к контрактникам регламентируются следующими нормативными документами:

  1. Главой V Закона «О воинской обязанности» (ФЗ №53 от 28.03.1998 года).
  2. Специальными правилами Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с этими законодательными актами к гражданам, которые поступают на добровольную контрактную службу в армию, предъявляется ряд обязательных требований:

  1. Возраст гражданина . Если заключается первый контракт, то гражданин РФ должен быть не младше 18 лет и не старше 40 лет.
  2. Образование . Принимаются граждане, имеющие образование, начиная от среднего и выше.
  3. Категории лиц . К прохождению контрактной службы допускаются граждане, которые ранее уже проходили армейскую службу - контрактную или по призыву; граждане, находящиеся «в запасе»; женщины, и другие категории граждан (ознакомиться с полным списком лиц, которые могут быть допущены к прохождению службы по контракту в ВС РФ, можно в Федеральном Законе «О воинской обязанности и военной службе» ст. 34).
  4. Состояние здоровья . К службе по контракту допускаются лица, прошедшие военно-врачебную комиссию и причисленные ей к одной из групп «А» (человек «годен» к военной службе) и групп «Б» (человек годен к военной службе с незначительными ограничениями).
  5. Уровень физической подготовки . Он должен соответствовать нормативам, прописанным в НФП-2009. Физическая подготовка контрактника оценивается по таким качествам, как быстрота, выносливость, сила. С целью оценки перечисленных параметров гражданин, поступающий на контрактную службу должен выполнить по одному упражнению по каждому из них для проверки.
  6. Ограничения по профессиональной пригодности . Во время отбора кандидатур на прохождение контрактной службы будут рассматриваться дела граждан, которые получили заключение о присвоении следующих категорий:
    - I. Данная категория присваивается гражданам, которые «рекомендуются в первую очередь»;
    - II. Эта категория означает, что граждане «рекомендуются»;
    - III. Означает, что гражданин «условно рекомендуется». При отсутствии первых двух категорий.

Как стать контрактником в Вооруженных Силах России?

Если вы приняли решение поступить на службу в армию по контракту , то первым делом требуется приехать в местный пункт отбора контрактников за подробной консультацией по вопросам относительно поступления на контрактную военную службу и условий ее прохождения. Для обратившегося гражданина будут представлены вакансии военных должностей, на которые он может претендовать, а также будет оформлена соответствующая рекомендация для предоставления в военный комиссариат.

После этого гражданин, претендующий на место контрактника, должен с паспортом обратиться в местный отдел военного комиссариата и подать там заявление, которое будет рассмотрено военным комиссаром. Далее будут назначены мероприятия, задача которых состоит в определении состояния здоровья претендента и уровня его физической подготовки. После того, как эти два этапа будут пройдены, принимается заключительное решение о том, возможно ли данного гражданина принять на военную службу по контракту.

Если все проверки и тесты пройдены гражданином успешно, то ему будет оформляется военный билет, после чего будет заключен контракт на военную службу в ВС РФ. Далее он направляется в военно-учебную часть, где он будет проходить в интенсивном режиме курс общевойсковой подготовки. В период обучения командный состав будет наблюдать за новоиспеченным контрактником, изучать его профессиональные, личные, физические качества. Также будет анализироваться его склонность к лидерству (необходима для сержантских должностей). После того, как учебный курс будет пройден, контрактник направляется на основное место, где будет проходить его служба в вооруженных силах.

Служба по контракту - зарплата контрактника в 2018 году

На текущий год есть два основных законодательных документа, которые устанавливают размер и виды денежного довольствия, причитающегося военнослужащим контрактной службы в ВС РФ:

  1. Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
  2. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».

Базовая зарплата военнослужащих по контракту, согласно упомянутым законам, складывается из двух частей:

  • Оклад по воинской должности;
  • Оклад по воинскому званию.

К основному денежному довольствию контрактника в Вооруженных Силах Российской Федерации ежемесячно добавляются различные надбавки за:

  1. Квалификацию.
  2. Выслугу лет.
  3. Риск здоровью и жизни.
  4. Особые условия несения военной службы.
  5. Работу с секретной информацией, которая является государственной тайной.
  6. Высокий уровень физической подготовки (после сдачи нормативов).
  7. Значительные достижения в армейской службе.
  8. Знание иностранных языков.

Дополнительно выплачивается ежегодная материальная помощь (ЕДВ) и премии за то, что военнослужащий отлично справляется со своими служебными должностными обязанностями.

Размер денежного довольствия военнослужащих контрактников

Остановим свое внимание на конкретных цифрах и озвучим средний размер денежного довольствия военнослужащих контрактников в 2018 году составил:

  • 30 000 рублей - средняя зарплата рядового контрактника.
  • 40 000 рублей - средняя зарплата сержантов и старшин.
  • 55 000 рублей - средняя зарплата лейтенантов.

Данные цифры по размерам зарплат военнослужащих по контракту ещё в 2017 году были озвучены Татьяной Шевцовой, заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающей за организацию финансового обеспечения Вооруженных Сил РФ. Кстати, Шевцова является единственной женщиной в России имеющей звание соответствующее генералу-армии - действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

С 1 января 2018 года в 1,04 раза было повышено денежное довольствие военнослужащих (Постановление Правительства РФ от 21.12.2017 №1598 » О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти). Это повышение затронет и контрактников - размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Помимо денежного довольствия для контрактников установлены различного рода льготы и материальные компенсации. К ним относятся:

  • Компенсации за поднаем жилья (Постановление Правительства РФ от 18.09.2015 №989 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №909»). Данная выплата позволяет военному частично возместить затраты по аренде жилья, в случае если служебная квартира не была предоставлена. Денежная компенсация выплачивается согласно установленным нормативам для региона (например, для городов Москвы и Санкт-Петербурга - это 15000 рублей по состоянию на 2019 год);
  • «Подъемные» - денежное пособие военнослужащему при переезде к новому месту службы, подъемное пособие выплачивается не только на контрактника, но и на всех членов семьи;
  • Единовременное пособие при увольнении с военной службы - выплачивается при увольнении с общей выслугой 20 лет и более в размере 7 окладов денежного довольствия (при выслуге менее 20 лет контрактник при увольнении получает 2 оклада).

Социальный пакет для военнослужащих по контракту

Стоит отметить, что для военнослужащих контрактной службы государство предусмотрело широкий пакет социальных льгот:

  1. Бесплатное медицинское обслуживание в военных лечебных учреждениях.
  2. На период службы военнослужащий обеспечивается служебным жильем. Также существуют программы военной ипотеки, и .
  3. Выход на пенсию в 45 лет (при выслуге 20 лет).
  4. Преимущества при поступлении в профессиональные училища и ВУЗы для контрактников.
  5. Обеспечение военной формой и продовольствием (либо постановка на котловое довольствие - бесплатное питание в армейской столовой).
  6. Страхование здоровья и жизни. Государством предусмотрены внушительные выплаты в случае признания военнослужащего негодным к службе вследствие травмы, полученной на службе (контрактник получит 2 млн. рублей). Существенные страховые выплаты семье в случае смерти (семья получит страховку в размере 3 млн. рублей).
  7. Бесплатный проезд*.

* Согласно ст. 20 «Проезд на транспорте. Почтовые отправления» Федерального закона №76-ФЗ от 27.05. 1998 «О статусе военнослужащих»:

1.1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории Российской Федерации и обратно.
1.2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Плюсы и минусы службы по контракту в вооруженных силах

Контрактная армия в России – относительно новое явление, и прежде чем поступить на военную службу по контракту, следует знать какие плюсы и минусы вас ожидают.

Давайте заострим внимание на положительных моментах:

  1. Для многих граждан служба по контракту в армии является очень выгодным трудоустройством, особенно в отдаленных поселках и деревнях, где трудно найти работу.
  2. Военнослужащие контрактники имеют серьезный социальный пакет, включающий многочисленные льготы. Помимо статуса, служба в армии по контракту обеспечивает хорошую стабильную зарплату и возможность получить жилье.
  3. Современную службу по контракту в ВС РФ можно сравнить с обычной работой, в отличии от военнослужащих срочной службы имеющих ряд ограничений.

Говоря о плюсах службы по контракту нельзя не вспомнить и о минусах:

  1. Очевидный минус воинской службы по контракту - необходимость рисковать как своим здоровьем, так и жизнью.
  2. Ограничение личного пространства и свободы. Не каждый человек готов подчиняться приказам и безоговорочно выполнять требования командования, попросту говоря жизнь по уставу, это не санаторий.
  3. Не все выдерживают условий службы в армии, так например, статистика свидетельствует, что практически 20% тех, кто впервые подписал контракт, разрывают его, спустя несколько месяцев службы. У каждого на это есть свои собственные причины, однако, чаще всего это решение вызвано тем, что контрактник новобранец не справился с испытательным сроком. Иногда среди возможных причин разрыва контакта со стороны министерства обороны может быть злоупотребление алкоголем новоиспеченным военнослужащим, пьянству не место в армии!
  4. Не всем по душе вынужденные командировки, необходимость постоянного ношения формы, проживание в полевых условиях при необходимости.

Подводя итоги, можно отметить, что переход российской армии на службу по контракту - это новое перспективное решение, способное поднять престиж Вооруженных Сил, а также обеспечить выполнение стоящих перед армией задач, как в мирное время, так и в случае войны. Контрактная служба гарантирует стабильную достойную зарплату военнослужащим контрактникам, а также предлагает ряд преимуществ и привилегий.

Тем не менее, перед тем как принять окончательное решение, взвешенно обдумайте все плюсы и минусы службы в армии по контракту, вы должны понимать степень ответственности как за свою жизнь, за жизнь своих боевых товарищей, так и за жизнь тех, кого вы защищаете, служа в Российской Армии. Безусловно, служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации - это престижное и благородное дело.

Контрактная служба набирает популярность среди населения Российской Федерации. Первое время Министерство обороны проводило активные действия по популяризации своей деятельность, но уже в 2016 году российская армия выполнила нормативы по набору специалистов контрактников, что позволяет не увеличивать срок срочной службы для призывников с 1 года до 1,5 лет.

Контрактная служба: начало

Многих беспокоит вопрос, как именно заключается контракт? Кто является ответственными сторонами этой договоренности? С одной стороны обязательства на себя возлагает гражданин страны, а с другой Министерство обороны. Все нюансы оформления этой договоренности регламентируются законодательной базой документа «О воинской обязанности и военной службе».

В начале 1998 года президент РФ подписал указ в рамках проведения армейской реформы, сутью которого стало формирование высокопрофессиональной армии. В долгосрочной перспективе было полное замещение солдат-срочников на сержантских вакансиях. Эти действия были направлены на укрепление престижа армии и ее модернизации.

К настоящему моменту порядок отбора кандидатов и их поступления на контрактную службу полностью отработан.

Как поступить на службу в вооруженные силы по контракту

Стать контрактником имеет право любой гражданин РФ или иностранный гражданин без судимости, благополучно отслуживший срочную службу и удовлетворяющий всем параметрам, согласно закону. Кандидаты проходят тестирование по нескольким параметрам:

  • возраст;
  • образование;
  • крепкое здоровье;
  • хорошая физическая подготовка;
  • психическое и моральное состояние.

Те молодые люди, которые удовлетворительно сдадут тестирования, могут рассчитывать на оформления контракта с Министерством обороны.

Определением годности будущего контрактника занимается группа лиц в пункте отбора города. Заявление о желании служить в контрактных войсках можно подать в военном комиссариате либо в организованных городских пунктах по отбору кандидатов.

Для формирования личного дела следует собрать пакет документов:

  • заявление;
  • автобиография;
  • заверенная трудовая книжка;
  • документы о семейном положении;
  • фотография установленного формата (на обороте заверяется комиссаром);
  • свидетельство о рождении;
  • справки с места работы либо учебы;
  • справка о прописке.

Сбор всех бумаг не означает одобрение кандидата. Военный комиссариат имеет право рассматривать документы в течение тридцати дней и только потом выдать направление на комиссию. По ее итогу определяется возможность оформления контракта.

Виды контрактов на службу в вооруженных силах Российской Федерации

Кандидат, прошедший все комиссии удовлетворительно, может заключить любой из трех возможных контрактов:

  • общий контракт на службу без указания места назначения и рода войск;
  • по договоренности с указанием места направления на службу;
  • по договоренности с указанием профессии и места назначения.

Вид контракта выбирается кандидатом либо зависит от наличия свободных вакансий.

Сроки службы по контракту в армии РФ в 2017-2018 годах, установленные Министерством обороны

Первоначально срок службы по контракту при первичном оформлении не мог быть менее трех лет. В настоящий момент, согласно подписанному указу президента РФ В.В. Путина, кандидат, впервые заключающий контракт, может выбрать период службы самостоятельно. Контракт оформляется на 2 или 3 года. Эта мера значительно увеличила популярность службы по контракту.

Повторный контракт может быть заключен на один, три года либо пять, десять лет. Еще один из вариантов предусматривает возможность заключения бессрочного контракта, регламентирующегося предельно возможным возрастом пребывания в рядах армии Российской Федерации.

Еще одно важное изменение коснулось граждан, которые уже достигли предельного возраста, но все равно желают продлить контракт. Им предоставляется такая возможность на один год, три, пять и десять лет. Так же они могут выбрать любой меньший срок и заключить контракт на прохождение военной службы.

Для иностранных граждан действуют иные правила поступления на контрактную службу. Иностранный гражданин может быть принят только на офицерскую должность и срок службы не менее пяти лет.

Офицеры запаса тоже могут заключить контракт с Министерством обороны. В этом случае он будет краткосрочным: от шести месяцев до двенадцати.

В последние годы участилась подача заявлений о службе по контракту от учащихся высших и средне-специальных учебных заведений. Министерство обороны предусмотрело особую форму заключения контракта для этой категории. Лица, не окончившие обучение на первом курсе, могут заключить договор сроком на пять лет. Учащиеся второго и последующих курсов должны закончить обучение прежде, чем изъявлять желание о службе по контракту в армии Российской Федерации.

Видео: Сроки военной службы по контракту

Под работой по контракту на данный момент преимущественно подразумевается работа не в соответствии с трудовыми договорами, а по договорам гражданско-правового характера. Таковой способ трудоустройства и заработка имеет определенные преимущества и недостатки, а также отличается различным подходам к обеспечению государственных гарантий. При этом эксплуатация системы гражданско-правовых контрактов и подмена ей трудовых взаимоотношений может расцениваться как административное правонарушение и влечь за собой негативные последствия.

Оглавление:

Особенности и отличия работы по контракту от трудовых отношений


Законодательно не запрещается нанимать подрядчиков для выполнения любых необходимых работ и оказания услуг путём заключения сделок гражданско-правового характера. Этот вопрос крайне актуален в ситуациях, когда необходимо разовое выполнение определенного спектра задач в конкретные сроки или с достижением конкретного результата. Таковой договор позволяет избежать излишних затрат средств и времени на полноценное трудоустройство сотрудника, особенно когда необходимости в его постоянном присутствии на рабочем месте нет.

В то же самое время, работа по контракту лишает работающего таким образом человека целого ряда социальных гарантий, предоставляемых государством. Также и наниматель в таковом случае имеет определенные потери и издержки, например, связанные с отсутствием влияния и управления таковым работником. Помимо этого, если контракт будет иметь в себе признаки полноценного трудоустройства, он может быть признан в судебном порядке в качестве трудового, что повлечет за собой соответствующие издержки, а также предусмотренные ст. 5.27 КоАП РФ штрафы.

Учитывая пониженную ставку налогов и минимальный уровень социальной ответственности перед нанимаемым работником, некоторые работодатели предпочитают заключать именно гражданские контракты, а не трудовые договора. Не стоит считать, что таковая практика является невыгодной и однозначно негативной для работающего таким образом сотрудника – у неё есть целый ряд своих достоинств, однако и недостатки тоже присутствуют.

Преимущества работы по контракту в сравнении с официальным трудоустройством

Определенные преимущества в работе по контракту, делают его крайне выгодным способом трудоустройства, как для работодателей, так и для трудящихся. В частности, работа по контракту является одним из основных способов . В частности, к таковому списку преимуществ можно отнести:


В целом, традиционными отраслями деятельности, в которых контракты превалируют или могут часто использоваться наравне с трудовыми договорами, являются строительство, IT-обслуживание, бухгалтерский учёт, морское дело, консалтинговые услуги, монтажные работы и т.п.

Минусы работы по контракту

Недостатки работы по контракту, в первую очередь, выражаются в гораздо меньшей социальной защищённости наемного работника. Особенно если учесть, что во многих ситуациях, работа по контракту организовывается исключительно с целью избежать со стороны работодателя ответственности перед работником, не предоставляя ему никаких дополнительных компенсаций. В целом, недостатками работы по контракту можно назвать:


В целом, при наличии определённых договорённостей с нанимателем, условия труда по контракту могут фактически не отличаться, или даже быть более выгодными в сравнении с полноценным трудоустройством. Но не следует забывать о том, что признаки регулярных трудовых взаимоотношений могут служить основанием для переквалификации рабочего контракта в трудовой договор по решению суда с наступлением негативных последствий как для фактического работодателя, так и для исполнителя.

Александр (04.11.2014 в 22:21:53)

Уважаемый Эмиль!

Все зависит от обстоятельств..например...при каких условиях заключается контракт и с кем...

Этот вопрос регулируется Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"...В нем указан самый минимальный..это шестимесячный срок . Но есть нюансы....Даже возможен и меньше..но в исключительных случаях...

Статья 8 Указа. Порядок заключения первого контракта.

5. Первый контракт заключается:

а) с поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старшины, - на три года ;

б) с поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, - на пять лет ;

в) с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, - на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания ;

г) с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и поступающим непосредственно после окончания указанной образовательной организации на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - на три года или пять лет.

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит три года или пять лет в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящей статьи.

7. С гражданином, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях, контракт может быть заключен на срок от шести месяцев до одного года .

Статья 9 Указа. Порядок заключения нового контракта

5. Новый контракт заключается:

а) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (с гражданином, проходившим военную службу по контракту), - на три года, пять лет, десять лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, а также на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе) ;

б) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру или военную докторантуру (с гражданином, проходившим военную службу по контракту, при зачислении в военно-учебное заведение) - на время обучения в указанном учебном заведении, в адъюнктуре или военной докторантуре и на пять лет военной службы после их окончания;

в) с гражданином, проходившим военную службу по контракту, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях, - на срок от шести месяцев до одного года.

Буду благодарен за положительный отзыв.

  • признание конкурентных процедур несостоявшимися ;
  • банковская гарантия .

Полный перечень случаев содержит часть 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

1. Естественные монополии и центральный депозитарий

Речь идет о закупках (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • услуг, которые оказывает центральный депозитарий, а также

Услуги центрального депозитария

Центральный депозитарий может оказывать учреждениям следующие услуги:

  • хранение сертификатов ценных бумаг, учет и переход прав на ценные бумаги;

Полный перечень услуг приведен в главе 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».

Товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий

К деятельности субъектов естественных монополий относятся:

  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи, в том числе местной или междугородной телефонной связи (письма Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-900, от 12 марта 2015 г. № Д28и-658, от 28 января 2015 г. № Д28и-169);
  • услуги общедоступной почтовой связи, в том числе пересылка внутренней письменной корреспонденции и телеграмм;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Полный перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий приведен в ункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ).

Внимание! Предметом контракта с единственным поставщиком по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ может быть только деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя), которая относится к сфере естественных монополий. Дело в том, что субъекты естественных монополий могут вести и другие виды предпринимательской деятельности, на которые действие данного пункта не распространяется. Например, ФГУП «Почта России» - монополист в части оказания услуг общедоступной почтовой связи. В то же время она реализует почтовые марки и не является монополистом в этой сфере. Поэтому заключить контракт на покупку почтовых марок на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ нельзя. Такие пояснения дает Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2015 г. № Д28и-900.

Чтобы определить статус потенциального поставщика, заказчик может воспользоваться данными реестра субъектов естественных монополий. Его ведет ФСТ России. Он содержит сведения об организациях-монополистах, которые подпадают под государственное регулирование и контроль (п. 2 Административного регламента, утвержденного приказом ФСТ России от 30 августа 2010 г. № 417-э). Реестр разделен на сферы деятельности организаций и опубликован на официальном сайте www.fstrf.ru . Например, по данным реестра, в г. Москве к субъектам естественных монополий относятся следующие организации:

  • ГУП «Московский метрополитен», РАО энергетики и электрификации «ЕЭС России», ЗАО «Энергосбыт», ЗАО «Электросеть», Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал», ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) - в топливно-энергетическом комплексе;
  • ФГУП «Почта России» - по услугам общедоступной почтовой связи;
  • ОАО «Московская городская телефонная сеть», ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» - по услугам общедоступной электросвязи;
  • ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» - по услугам железнодорожных перевозок.

Однако наличие информации о поставщике в реестре субъектов естественных монополий - не обязательное условие для подтверждения его статуса. Основной признак - ведение деятельности в условиях естественной монополии. Подача сведений в реестр не поименована в перечне обязанностей субъектов естественных монополий. Об этом сказано в абзаце 3 статьи 3, статье 8 Закона № 147-ФЗ. Такой вывод подтверждает и судебная практика (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 18 января 2011 г. № А55-15711/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2010 г. № А67-6886/2009).

2. Военная сфера и безопасность

Сюда относятся следующие закупки.

1. Заключение контрактов, предмет которых - работы по мобилизационной подготовке (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

К таким работам относятся:

  • создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов;
  • подготовка техники, которая предназначена для поставки в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или для использования в их интересах;
  • создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты национального достояния;
  • подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами.

Полный перечень работ по мобилизационной подготовке и мобилизации указан в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Закон № 31-ФЗ).

Однако чтобы стать заказчиком, нужно:

1) быть:

  • либо федеральным органом государственной власти,
  • либо федеральным органом исполнительной власти,
  • либо государственным (муниципальным) учреждением;

2) иметь:

  • либо задачи по мобилизационной работе.

Об этом сказано в статье 12 Закона № 31-ФЗ.

При закупке работ по мобилизационной подготовке необходимо:

1) составить отчет:

  • о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика,
  • цене и

2) разместить извещение в ЕИС.

2. Закупка отечественного вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и которые создает единственный производитель (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Перед тем как заключить контракт по этому основанию, нужно проверить, есть ли данные о потенциальном поставщике в реестре единственных поставщиков российского вооружения и военной техники. Для этого нужно обратиться в ФАС России. Служба предоставляет информацию из реестра в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Об этом сказано в пункте 23 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 826. Ранее ответственным за ведение реестра был Рособоронзаказ, но теперь он упразднен и эта функция передана ФАС России (Указ Президента РФ от 8 сентября 2014 г. № 613, п. 5.3.4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331).

Цену контракта с единственным поставщиком нужно определить по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 января 2008 г. № 29.

Извещение необходимо разместить в ЕИС.

3. Закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов внешней разведки России средствами разведывательной деятельности (п. 40 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Проводить закупки по данному пункту можно только по перечням, которые утверждают руководители соответствующих органов внешней разведки. В открытом доступе утвержденных перечней нет.

4. Закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведки и борьбы с терроризмом (п. 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Такие закупки можно проводить только по перечню, который утверждает руководитель органа ФСБ России. В открытом доступе утвержденных перечней также нет.

3. Малые закупки

К малым закупкам относятся два случая:

Причем в этих случаях можно как заключать письменные контракты, так и проводить закупки через подотчетников. Так, можно выдавать сотрудникам наличные под отчет на покупку:

Это подтверждает и Минэкономразвития России в письме от 15 июля 2015 г. № Д28и-2150.

Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. Это самые распространенные и актуальные закупки среди заказчиков. Но по ним установлен лимит.

Все закупки заказчика по этому основанию не должны превышать:

  • либо 5 процентов совокупного годового объема закупок и составлять не более 50 млн руб. в год. (этот вариант подходит учреждениям, СГОЗ у которых составляет более 40 млн руб.);
  • либо 2 млн руб. (если СГОЗ учреждения меньше 40 млн руб.).

При этом учитываются только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году.

Внимание! Из правила о выборе расчета лимита есть два исключения. Это касается следующих закупок.

1 . Закупки для муниципальных нужд сельских поселений. Так, учреждения-заказчики, расположенные на территориях сельских поселений, вправе проводить закупки по данному пункту только до 100 000 руб. А вот общая сумма таких контрактов за год для них не ограничена. При этом проводить такие закупки могут только администрации сельских поселений и их подведомственные учреждения.

2 . Закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ. Так, особый порядок может быть установлен для госорганов, которые проводят такие закупки. В этом случае расчет ограничения малых закупок нужно производить отдельно по каждому госоргану.

Такие правила установлены пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, а в части закупок для сельских поселений дополнительно разъяснено в письмах Минэкономразвития Росси от 29 января 2015 г. № ОГ-Д28-1629 и от 23 декабря 2014 г. № Д28и-2792.

При расчете СГОЗ :

  • учитывают все средства на закупки, выделенные на год (в т. ч. и средства на оплату контрактов, которые заключили до 1 января 2016 года, но подлежат оплате в текущем году);
  • не учитывают средства по элементам видов расходов, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, это КВР 111, 112, 119, 310).

Также это правило распространяется на долгосрочные контракты, в которых выделены этапы. То есть стоимость каждого этапа необходимо учитывать в СГОЗ того года, в котором прошла его оплата.

Это следует из пункта 16 статьи 3 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 16 ноября 2015 г. № Д28И-3349, от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062, пункте 2 письма Минэкономразвития России от 4 марта 2015 г. № Д28и-506. В последнем письме рассмотрен порядок расчета объема закупок у СМП и СОНКО . Однако данный в нем расчет СГОЗ распространяется на все случаи, когда применяется совокупный годовой объем.

Стоит отметить, что рассчитанный по вышеприведенным правилам лимит малых закупок действует также и для закупок в рамках гособоронзаказа. Считать отдельно лимит в рамках оборонного заказа или вне его рамок не нужно. Так считает Минфин России (п. 1 письма Минфина России от 7 мая 2015 г. № 02-02-08/26427).

Пример выбора расчета лимита малых закупок

Утвержденный размер финансирования ГУ НИИ «Альфа» (заказчик) на 2016 год составил 7 000 000 руб.

Так как у заказчика 5 процентов совокупного годового объема составляют 350 000 руб. (7 000 000 руб. × 5%), контрактный управляющий принял решение применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит 2 млн руб.

1 марта 2016 года на основании решения учредителя заказчику выделили дополнительное финансирование в сумме 63 000 000 руб.

Контрактный управляющий определил, что в связи с изменением объема финансирования стало выгоднее применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит в размере 5 процентов от СГОЗ. Он составил:

(7 000 000 руб. + 63 000 000 руб.) × 5% = 3 500 000 руб.

В связи с этим по закупкам, которые планировалось проводить конкурентными способами, теперь возможно заключить контракт с единственным поставщиком. Соответствующие изменения контрактный управляющий внес в план-график.

Нужно ли в 5-процентный лимит малых закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) включать закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по другим основаниям?

Нет, не нужно.

Заказчик проводит закупки у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) строго в . Каждый из них имеет свои особенности. Так, малые закупки товаров (работ, услуг) до 100 000 руб. заказчик вправе проводить на общую сумму, которая не должна превышать 2 млн руб. или 5 процентов от СГОЗ (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Если заказчик рассчитывает общую сумму закупок от СГОЗ , то данное ограничение по сумме контрактов относится исключительно к закупкам по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Суммы контрактов по другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в 5-процентном лимите малых закупок до 100 000 руб. учитывать не нужно.

Можно ли заключить контракт в рамках малой закупки (до 100 000 руб.), если закупка товаров (работ, услуг) включена в другие основания для заключения контракта с единственным поставщиком по статье 93 Закона № 44-ФЗ?

Да, можно.

Кстати, даже если закупка товаров (работ, услуг) включена в другие основания для заключения контракта с единственным поставщиком по статье 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик все равно может по желанию заключить контракт в рамках малой закупки (до 100 000 руб.). Такая позиция высказана в письмах Минэкономразвития России от 7 декабря 2015 г. № Д28и-3554, от 12 марта 2015 г. № Д28и-658, от 28 января 2015 г. № Д28и-169.

Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб.

Такие закупки могут проводить:

  • образовательные учреждения, которые в качестве основного вида деятельности реализуют образовательную деятельность на основании лицензии (п. 18 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • учреждения культуры, уставные цели которых - сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • зоопарк;
  • планетарий;
  • парк культуры и отдыха;
  • заповедник;
  • ботанический сад;
  • национальный, природный или ландшафтный парк;
  • театр;
  • концертное или телерадиовещательное учреждение;
  • цирк;
  • музей;
  • дом (дворец) культуры;
  • клуб;
  • библиотека;
  • архив.

При этом нужно соблюдать установленные ограничения. Закупки не должны:

  • превышать 50 процентов от СГОЗ (включаются только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году) и
  • составлять не более чем 20 млн руб. в год.

Об этом сказано в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062, от 10 апреля 2015 г. № Д28и-998, от 6 апреля 2015 г. № Д28и-949.

Стоит отметить, что вправе проводить закупки у единственного поставщика на сумму как до 100 000 руб., так и до 400 000 руб. Такие контракты будут считаться заключенными по разным основаниям (подп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Аналогичные разъяснения приведены в письме Минэкономразвития России от 25 мая 2015 г. № Д28и-1363.

Совет: Чтобы проконтролировать ограничения, которые установлены для малых закупок, стоит вести раздельный учет контрактов на суммы до 100 000 руб. и до 400 000 руб.

Вправе ли образовательное учреждение «Детский дом» заключать контракты с единственными поставщиками до 400 000 руб. (по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)? Основной вид деятельности - предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а дополнительный - оказание на основании лицензии образовательных услуг.

Да, вправе.

Такую позицию высказывают специалисты Минэкономразвития России в частных разъяснениях.

Из буквального толкования пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ следует, что заключать контракты с единственным поставщиком на сумму до 400 000 руб. имеют право, помимо прочих, государственные (муниципальные) образовательные учреждения .

При этом процесс образования включает в себя как обучение, так и воспитание гражданина (п. 1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). А в компетенцию образовательного учреждения «Детский дом» как раз входит воспитание и обучение подопечных. Причем на ведение образовательной деятельности учреждение имеет соответствующую лицензию.

Кроме того, учреждение зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРЮЛ с формулировкой в уставе «Образовательное учреждение "Детский дом"». А, как известно, при подаче документов на регистрацию регистраторы досконально проверяют учредительные и другие документы. То есть статус образовательного учреждения является законным.

4. Коммунальные услуги

Сюда относятся два случая закупок.

1. Заключение контракта с поставщиками коммунальных и коммуникационных услуг:

  • водоснабжения;
  • водоотведения;
  • теплоснабжения;
  • газоснабжения (кроме услуг по реализации сжиженного газа);
  • подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);

Об этом сказано в пункте 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

На основании данного пункта заказчик может заключить контракт также с управляющей компанией, которая выбрана на основании решения собственников или открытого конкурса (п. 37 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889).

Извещение о такой закупке необходимо разместить в ЕИС.

2. Заключение контракта энергоснабжения или приобретения электрической энергии с гарантирующим поставщиком (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Так, гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, которая обязана заключить договор (контракт) купли-продажи электрической энергии с любым потребителем, обратившимся к ней (ст. 3 Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ). Перечень организаций, получивших статус гарантирующего поставщика, опубликован на официальном сайте ФСТ России - www.fstrf.ru .

5. Медицина, ликвидация ЧС, оперативный розыск

Сюда относятся три случая закупок.

1. Закупка товаров (работ, услуг) в следующих случаях:

1) авария;

2) чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера;

3) обстоятельства непреодолимой силы. К ним относят:

  • военные действия;
  • эпидемии;
  • крупномасштабные забастовки;
  • другие внезапные, чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.

Например, в 2014 году к таким обстоятельствам относили обеспечение беженцев из Украины, которые прибыли в Россию в поисках убежища из-за сложной внутриполитической ситуации на родине.

Если у заказчика есть возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени, то заключение контракта с единственным поставщиком могут признать недействительным;

4) необходимость оказать медицинскую помощь в экстренной или неотложной форме;

5) закупка федеральным органом исполнительной власти у иностранной организации услуг по лечению в экстренной или неотложной форме российских граждан за пределами государства.

В этих случаях заказчик может заключить контракты на такое количество товаров (работ, услуг), которое необходимо для ликвидации последствий указанных событий или оказания помощи. При этом объектом закупки не могут быть товары (работы, услуги), которые включены в перечень для обязательного проведения запроса котировок , утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. № 1765-р.

Об этом сказано в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, письмах Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. № Д28и-3454, от 3 августа 2015 г. № Д28и-2327, от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2872 и от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2780, разъяснениях от 16 октября 2014 г. Минэкономразвития России № 25361-ЕЕ/Д28И, ФАС России № АЦ/41845/14.

Внимание! По данному пункту заключить контракт с единственным поставщиком можно только в случае, если нет достаточного времени для закупки конкурентным способом. Поэтому к обоснованию стоит приложить документы, которые подтверждают:

  • факт аварии,
  • наступление чрезвычайных обстоятельств,
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы или
  • оказание экстренной или неотложной помощи.

Например, это может быть:

  • акт о пожаре или акт обследования по результатам пожара,
  • акт освидетельствования,
  • справка о дорожно-транспортном происшествии (ДТП),
  • иные документы, выданные МЧС России, ГИБДД, Ростехнадзором, медицинскими учреждениями.

Не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта заказчик должен направить уведомление о закупке в контрольный орган в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию контракта и обоснование его заключения. Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Даже в не терпящих отлагательств чрезвычайных ситуациях заключить контракт можно только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Иначе учреждению и должностным лицам (в частности, руководителю) грозит ответственность. На это указано в пункте 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ и письме Минэкономразвития России от 15 мая 2015 г. № Д28и-1373. В случае нарушения на должностных лиц организации могут наложить штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

2. Закупка лекарственных препаратов, которые по предписанию врача и решению врачебной комиссии назначены для лечения пациенту.

При этом медицинские показания и решение комиссии должны быть отражены в документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Заказчик должен учитывать ограничения:

  • количество лекарств, которые можно закупить у единственного поставщика, не должно превышать объем, необходимый пациенту до проведения закупки путем запроса предложений , а
  • сумма не должна быть более 200 000 руб.

Для лечения каждого пациента необходимо заключать отдельный контракт.

Это можно сделать на следующий день после того, как будут внесены изменения в план-график (п. 2, 7 особенностей, утвержденных совместным приказом от 31 марта 2015 г. Минэкономразвития России № 182 и Казначейства России № 7н).

В течение трех дней с даты заключения контракта сведения о нем нужно внести в реестр контрактов с приложением решения врачебной комиссии. При этом персональные данные пациента должны быть обезличены.

Такие правила установлены пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

3. Закупки за счет средств на оперативно-разыскную деятельность.

Перечень товаров, работ и услуг, которые можно купить по этому основанию, устанавливает руководитель федерального органа, уполномоченного на оперативно-разыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).