Домой / Примеры ошибок / Об утверждении порядка ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны муниципального образования города пензы. Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как принять купленное имущество в казну

Об утверждении порядка ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны муниципального образования города пензы. Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как принять купленное имущество в казну

Имущество государственной (муниципальной) казны - это средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Имущество, находящееся в госсобственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Аналогично средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ). Основания отнесения имущества к государственной (муниципальной) казне:

  • отсутствие закрепления за государственными или муниципальными организациями и учреждениями в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственного или муниципального имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;
  • отсутствие собственника имущества, его отказ или утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право государственной или муниципальной собственности;
  • изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления;
  • иные основания, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.

Следовательно, имущество казны субъекта РФ (муниципального образования) учитывается на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения госимуществом.

При этом необходимо помнить, что переданное уполномоченным органом госучреждению в оперативное управление имущество учитывается у последнего на балансе как объект нефинансовых активов и имуществом казны не является.

К имущественной казне относятся.

1. Недвижимое имущество:

  • земельные участки;
  • здания, строения, нежилые помещения;
  • объекты жилищного фонда;
  • объекты инженерного и коммунального назначения;
  • объекты природопользования;
  • объекты движимого имущества, которые отнесены в соответствии с законодательством РФ к недвижимому имуществу;
  • иные объекты недвижимого имущества.

2. Движимое имущество:

Аналитический учет активов

Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны устанавливается на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования финансовым органом соответствующего бюджета. Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, определенной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования.

На практике пообъектный учет имущества казны ведут структурные подразделения уполномоченного органа по ведению реестра государственной (муниципальной) собственности. В этой связи уполномоченный орган разрабатывает и утверждает учетной политикой схему документооборота в части представления выписки из реестра для целей бюджетного учета.

Таким образом, выписка из реестра подтверждает постановку объекта на реестровый учет и сведения о выбытии объекта из состава казны. У данного документа нет унифицированной формы, поэтому при разработке формы этого документа должны быть соблюдены требования пункта 7 Инструкции № 157н.

Кроме того, в содержательной части документа должны найти отражение:

  • наименование объекта;
  • реестровый номер;
  • дата поступления (выбытия) объекта;
  • номер документа-основания принятия к учету (выбытию);
  • дата документа-основания принятия к учету (выбытию);
  • наименование документа-основания принятия к учету (выбытию);
  • первоначальная стоимость объекта;
  • сумма ранее начисленной амортизации.

Отражение в бухучете

Объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества. При этом финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования согласно порядку бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленному Инструкцией № 157н.

В качестве примера приведем порядок аналитического учета имущества казны, определенный приказом Минфина Нижегородской области от 6 июля 2011 г. № 82, на основании которого:

  • аналитический учет недвижимого имущества ведется по инвентарным номерам, за исключением недвижимого имущества, построенного в рамках целевых программ, предназначенного для безвозмездной передачи в муниципальную собственность (в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета) (п. 2.4, 2.5 приказа);
  • бюджетный учет движимого имущества, составляющего казну, осуществляется министерством на счете 0 108 52 000 в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 3.1 приказа);
  • бюджетный учет нематериальных активов в составе имущества казны осуществляется министерством на счете 0 108 54 000.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета. Аналитический учет объектов нематериальных активов ведется в инвентарной карточке учета основных средств (п. 58, 59, 68 Инструкции № 157н).

Единицей бухгалтерского учета непроизведенных активов является также инвентарный объект.

В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета.

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в инвентарной карточке учета основных средств (п. 6.2 приказа).

Учет операций по выбытию, перемещению имущества (нефинансовых активов), составляющего государственную (муниципальную) казну, осуществляется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Учет операций по поступлению имущества (нефинансовых активов), составляющего государственную (муниципальную) казну, ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, в журнале по прочим операциям.

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами устанавливается на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

При передаче имущества казны управляющим компаниям в доверительное управление операция отражается по дебету счета 0 215 51 550 «Увеличение вложений в управляющие компании» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Вложения имущества казны в уставный капитал (фонд) организаций отражаются в размере их остаточной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 215 30 000 «Вложения в акции и иные формы участия в капитале» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (0 108 51 410-0 108 53 410, 0 108 54 420, 0 108 55 430, 0 108 56 440).

Переоценка активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях осуществляется в порядке, установленном Минфином России на дату совершения операций, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Она отражается по дебету счета 0 101 53 310 «Увеличение стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней» и кредиту счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» (положительная переоценка) или по дебету счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 010153410 «Уменьшение стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней» (отрицательная переоценка). Бухгалтерские записи по списанию сумм начисленной амортизации при их выбытии, списании, реализации, вложении в уставный капитал (фонд) организаций, безвозмездной передаче иным организациям приведены в пункте 38 Инструкции № 162н.

При этом если имущество казны реализуется, передается в доверительное управление или вкладывается в уставный капитал (фонд), то сумма начисленной амортизации имущества казны отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Как амортизировать имущество казны

Объекты материальных и нематериальных основных фондов, составляющие государственную (муниципальную) казну публично-правового образования, принимаются к учету по стоимости с учетом сумм амортизации, начисленных последним правообладателем на дату включения в состав имущества казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения). Как и организация аналитического учета имущества казны, так и вопросы начисления амортизации на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны устанавливаются нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество (п. 94 Инструкции № 157н). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляются (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации происходят на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны в общем порядке начисления амортизационных отчислений.

Финансовый орган имеет право распространить общий порядок начисления амортизации как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты, вовлеченные в хозяйственный оборот и (или) приносящие учреждению экономические выгоды (переданные в безвозмездное пользование, аренду и т. д.).

А.Л. Опальская,

эксперт по бухгалтерскому учету

Что такое казна?

Лучшего определения, чем дает Гражданский кодекс РФ, нам не найти.

Статья 215 ГК РФ «Право муниципальной собственности» дает четкое понятие казны муниципальных образований:

«Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.»

Для понимания сути казны необходимо знать статью 216 ГК РФ: «Вещные права лиц, не являющихся собственниками»:

«… Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).»

Таким образом поселение может закрепить (передать на баланс) муниципальное имущество только своим юридическим лицам: МУПам, МУ, а также муниципальным казенным предприятиям. Слово «своим» в последней фразе означает следующее:

Поселение само учредило муниципальное предприятие или учреждение;

Юридическое лицо передано поселению в порядке разграничения собственности, т.е. от района, от края или от Российской Федерации.

В силу имеющегося практического опыта я сделала несколько любопытных наблюдений.

Первое наблюдение

Многие сотрудники администраций районов (поселений) говорят так:

«Этот объект находится в собственности администрации района (поселения)».

Я должна вас разочаровать: такая собственность в природе (и в гражданском законодательстве)отсутствует.

Если мы говорим о муниципальной собственности, то имеем в виду следующие формы собственности:

Муниципальная собственность поселения,

Муниципальная собственность городского округа,

Муниципальная собственность района.



Собственности администраций этих муниципальных образований нет и не может быть.

Администрации района (поселения) имущество принадлежит на вещном праве – праве оперативного управления (ст. 216 ГК РФ). То есть – это: столы, стулья, компьютеры, здания и другое имущество, используемое в процессе своей работы сотрудниками администрации района (поселения).

Некоторые муниципальные служащие не понимают сути муниципальной собственности, вещных прав и самой казны.

Объекты (имущество), включенные в реестр муниципальной собственности, принадлежат народу всего муниципального образования, а не администрации этого муниципального образования, т.е. собственник муниципальных предприятий, организаций и имущества казны – муниципальное образование.

Чтобы лучше понять данное утверждение, нужно обратиться к статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
статьям 124, 125, 126 ГК РФ.

Перечисленные нормы законодательства говорят о том, что администрация поселения лишь выступает от имени муниципального образования, т.е. от жителей поселения.

Второе наблюдение

Сотрудники некоторых органов (финансовых, контролирующих и т.д.) смешивают понятие: «имущество закреплено за организацией на праве оперативного управления» с понятием: «органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом».

Разница двух этих понятий в том, что создаются названные организации и органы для выполнения разных целей и полномочий.

Муниципальное образование в лице органов, наделенных полномочиями по управлению имуществом, может создать только три вида юридических лиц и закрепить за ними имущество на вещном праве:

Учреждение (право оперативного управления);

Казенное предприятие (право оперативного управления);

Муниципальное унитарное предприятие (право хозяйственного ведения).

Фраза «оперативное управление имуществом» означает следующее: учреждение (школа, больница, ДК и т.д.) и казенное предприятие управляют только имуществом, находящимся на балансе этого учреждения (т.е. тем имуществом, которое за ним закреплено решениями главы поселения, района).

Тогда как органы, наделенные полномочиями от имени поселения по управлению имуществом (администрация поселения, отдел, комитет и т.д.), управляют всем
имуществом муниципального образования, в т.ч. МУПами, МУ, казенными предприятиями, объектами казны.

На основании ст.209,215,216,294,296 ГК РФ органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом, закрепляют муниципальное имущество за юридическими лицами, созданными данным поселением.

Говоря бухгалтерским языком: «закрепленное имущество – это имущество, переданное юридическому лицу на баланс на основании решения учредителя о закреплении имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения».

Учитывая тот факт, что создать собственные предприятия и учреждения для решения абсолютно всех вопросов местного значения не представляется возможным, так как в экономике района и края уже представлены различные хозяйствующие субъекты (государственные предприятия, хозяйственные общества, индивидуальные предприниматели), то у поселения остается имущество, которое невозможно закрепить за какой-либо муниципальной организацией.

Как раз это имущество и будет учитываться как казенное.

Учет такого имущества осуществляется администрацией поселения, а сохранность обеспечивается тем хозяйствующим субъектом, который эксплуатирует данное имущество.

Казна – это имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, т.е. имущество, которое не состоит ни у какого юридического лица на балансе. При этом понятно, что термин «баланс» мы можем применять только к юридическим лицам.

Задача поселения не только в том, чтобы отчетливо увидеть в реестре муниципальной собственности то имущество, которое не закреплено за созданными администрацией поселения юридическими лицами (МУПами, МУ и казенными предприятиями), но и правильно учесть это имущество.

В процессе решения задач по управлению и распоряжению имуществом муниципальной казны у органов местного самоуправления возникают вопросы по порядку учета этого имущества.

Как отмечено в п.1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В свою очередь, Федеральный закон № 129-ФЗ распространяется только
на организации . Исходя из требований названной инструкции, бюджетный учет устанавливает единый порядок бухгалтерского учета в органах государственной власти, в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Понятие бухгалтерского учета казны здесь отсутствует. Указание на учет
имущества казны есть только в п.10 названной инструкции. Подчеркиваю, речь идет об учете имущества казны, а не о балансе казны, т.к. казна – это не организация, не юридическое лицо.

Необходимо отметить, что учет имущества казны в реестрах муниципальной собственности городов и районов ведется с 1992 года. Именно с этого времени в казне учитывается имущество, переданное от федеральных и государственных организаций, полученное муниципальными организациями от юридических и физических лиц на безвозмездной основе, полученное в порядке наследования, а также имущество, построенное или приобретенное за счет местного бюджета.

Если мы будем учитывать имущество казны на чьем-либо балансе, мы нарушим Гражданский кодекс РФ (ст.215).

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Поскольку имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 209, 212, 215, 216, 294 и 296 Гражданского кодекса РФ, то, соответственно, после передачи на баланс органа местного самоуправления (на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом) имущества муниципальной казны, указанное имущество потеряет свой статус казенного .

Потери такого статуса нельзя допустить по ряду причин:

Органы местного самоуправления будут лишены возможности использования банковских кредитов, так как в залог оформляется именно казенное имущество. Закрепленное за МУПами и МУ имущество для этих целей использоваться не может;

Органы местного самоуправления (в условиях недостаточности средств местного бюджета) будут лишены возможности погашения кредитов банков за счет реализации имущества казны;

Органы местного самоуправления (при невозможности исполнения решения суда за счет средств местного бюджета) будут лишены возможности оплаты исков о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также исков, предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности к публично – правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, за счет реализации судебными приставами имущества казны.

Правильность этих выводов подтверждается Бюджетным кодексом РФ (статьи 100, 102) и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22 июня 2006 года № 23.

Кроме того, органы местного самоуправления станут плательщиками налогов и сборов, которые они платить не должны в силу своей властной природы и существующих в Российской Федерации межбюджетных отношений.

Так, согласно ст.11 Налогового кодекса РФ плательщиками налогов являются российские или иностранные организации. Вместе с тем казна - не организация. Казна- это информация (база данных) об имуществе, собственником которого является муниципальное образование (район, городской округ, поселение).

Казна – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, которые, в свою очередь, также не являются организациями. По данному вопросу есть многочисленная судебная практика: Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2006 г. № А65-7565/2006-СА2-22, Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. № А42-3067/2006-29, Решение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 12358/03.

Кроме того определение предпринимательской деятельности (п.1 статьи 2 ГК РФ) и положения статей 1-23 Налогового кодекса РФ свидетельствуют о том, что казна муниципального образования не является плательщиком налогов и сборов.

Требования об обязательном учете имущества казны на балансе администраций (органов по управлению имуществом) финансовые органы обосновывают письмами Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 22.02.2006 № 03-06-01-04/39 и от 03.03.2006 № 03-06-01-04/56.

Между тем, в специальном информационном письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138, подписанном заместителем Минфина РФ С.Д.Шаталовым, подчеркивается, что Минфин РФ издает нормативные акты в виде приказов; письма Минфина РФ, в которых разъясняется применение отдельных норм, нельзя считать нормативными актами , обязательными к исполнению налогоплательщиками и налоговыми органами.

На балансе органа местного самоуправления учитывается только то имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления и используется им для осуществления властных управленческих функций некоммерческого характера. Имеется в виду то имущество, которое поименовано в решениях глав поселений «О закреплении имущества на праве оперативного управления за администрацией поселения». Надеюсь такие решения есть во всех поселениях. Если их нет, необходимо, не откладывая, подготовить такие документы.

Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что на балансе юридического лица имущество, не принадлежащее данному юридическому лицу, должно учитываться обособленно от имущества, ему принадлежащего. Эту норму можно применить и для учета имущества казны.

Считаю, что было бы целесообразным применение следующих возможных способов учета имущества казны:

Отдельный учет имущества казны путем включения в реестр муниципальной собственности раздела «Казна» (учет можно поручить бухгалтерии или отделу по управлению имуществом);

Учет имущества казны на забалансовом учете администраций поселений или комитетов (отделов) по управлению имуществом муниципальных образований.

Заместитель руководителя

департамента имущественных

отношений Краснодарского края

Г.П. Попова,
председатель комитета бюджетного учета и отчетности
Департамента по управлению государственной собственностью Томской области;

Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

В настоящее время в нормативных актах не содержится четкого определения понятия "имущество казны". Отсутствие такого определения вызывает вопросы у учреждения даже, казалось бы, в самых простых ситуациях при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Разъяснения Минфина России

Совсем недавно Минфин России в своем письме от 24.03.2016 № 02-07-10/17037 дал разъяснения о проведении инвентаризации имущества казны. В частности, сообщается, что одной из целей инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, в отношении которого субъект учета осуществляет управление (распоряжение).
Сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ и актами Минфина России (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
При этом пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н) установлено, что обязательная инвентаризация активов, в том числе составляющих имущество казны, проводится перед составлением годовой бюджетной отчетности.
В то же время порядок проведения инвентаризации имущества казны законодательством Российской Федерации не установлен.
Согласно пункту 6 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н) субъект учета в целях организации бухгалтерского учета исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий формирует порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в рамках своей учетной политики.

Статья 11. Формирование и учет казны муниципального образования

1. Включение имущества в состав казны осуществляется на основании постановления администрации.

2. Основанием отнесения объектов муниципального имущества к казне являются:

— отсутствие закрепления муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— принятие в муниципальную собственность имущества субъекта Российской Федерации, федерального имущества, приобретение, прием безвозмездно в муниципальную собственность имущества юридических или физических лиц;

— отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности;

— изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением на праве оперативного управления;

— отказ муниципального предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество;

— имущество, оставшееся после ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

— создание имущества за счет средств бюджета муниципального образования;

— иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

3. Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременений, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Распоряжение объектами муниципальной казны осуществляется следующими способами:

— предоставление в аренду, субаренду;

— передача в безвозмездное пользование;

— передача в доверительное управление;

— иными способами распоряжения объектами казны в соответствии с действующим законодательством.

5. Оценка стоимости объектов муниципальной казны осуществляется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности за счет средств бюджета муниципального образования либо за счет иных источников, не противоречащих действующему законодательству.

Независимая оценка стоимости объектов муниципальной казны является обязательной:

— при приватизации муниципального имущества;

— при предоставлении в аренду;

— при передаче в доверительное управление;

— при использовании имущества в качестве предмета залога;

— при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;

— в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Оценка производится оценщиком, являющимся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавшим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и ставшим победителем в проведении запроса котировок, аукциона или конкурса на оказание услуг для муниципальных нужд, проводимых отделом размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

6. Имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

Права на недвижимое имущество, составляющее муниципальную казну, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

7. Технический учет объектов муниципальной казны, за исключением земельных участков и средств бюджета муниципального образования, ведет Администрация путем занесения сведений в реестр муниципальной казны и передает в отдел по бухучету и отчетности.

Учет имущества казны муниципального образования

Учет имущества казны муниципального образования

В последнее время достаточно много вопросов возникает с постановкой на бухгалтерский учет имущества Казны, связанных с противоречиями в законодательстве.

К сожалению, практически ни один из нормативных документов, включая и Бюджетный кодекс РФ, не раскрывает понятие “Казна“, ее функции, состав, порядок учета и прочее. Единственным нормативным документом, раскрывающим правовой аспект имущества Казны, является Гражданский кодекс РФ, согласно которому данное имущество принадлежит на праве собственности государству, субъекту, муниципальному образованию.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н обозначена обязанность государства, субъекта РФ, муниципальных образований ведения бухгалтерского учета Казны: “Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“, т.е. баланс муниципального образования должен отражать достоверную, полную информацию о наличии имущества, находящегося в его собственности. Следовательно, имущество Казны должно быть отражено в составе актива баланса государства, субъекта РФ, муниципального образования.

При этом в п. 10 указанной Инструкции обозначено в составе объектов, учитываемых на счете 101, имущество Казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В приказе Минфина России от 24.02.2005 N 26н также обращено внимание на обязательность ведения учета имущества Казны: “Вновь вводимые объекты бюджетного учета (имущество государственной и муниципальной казны, финансовые вложения и др.) принимаются к бюджетному учету…“.

Таким образом, не возникает сомнений о необходимости учета имущества Казны. Однако при выяснении вопроса — кто должен осуществлять учет и на балансе какого учреждения — и возникают проблемы, связанные с реализацией положений отдельных нормативных актов.

В ряде писем Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.11.2004 N 03-06-01-04/117, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56, письмо Минфина России от 22.09.2006 N 02-14-10а/2566 и др.) указывается, что бухгалтерский учет имущества Казны должен осуществлять орган государственной власти, в чьем ведении находится управление имуществом (департамент, комитет по управлению имуществом и другие структурные подразделения администрации). Данное имущество должно быть отражено на балансе этих учреждений. В связи с этим сразу возникают вопросы налогообложения операций, связанных с этим имуществом (налог на имущество, налог на прибыль и др.).

Однако в ст. 215 Гражданского кодекса РФ определено, что: “Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования“. В связи с этим сложились два мнения. Одни твердо стоят на позициях, что бухгалтерский учет вести не следует, так как Гражданский кодекс РФ имеет юридический статус выше чем приказы, инструкции и письма. Другие советуют прислушаться к мнению представителей Минфина России и поставить Казну на учет “комитетами по управлению имуществом“.

Бюджетное учреждение наделяется имуществом на основе права оперативного управления, которое подразумевает его использование в качестве средства выполнения своих функций. Так, например, образовательное учреждение использует выделенные ему компьютеры в учебном процессе. То есть учащиеся — это предмет деятельности, образовательный процесс — функция учреждения, компьютеры — средство выполнения функции. У органов управления имущества такая же цепочка в отношении имущества Казны выглядит следующим образом: имущество Казны — это предмет деятельности, управление имуществом — функция учреждения, имущество, которым оно наделено для выполнения своей функции (помещение, в котором располагается орган управления, техника, используемая им в процессе своей деятельности и т.д.) — средство ее выполнения. При этом имущество Казны не может быть использовано для выполнения своих функций комитетами по имуществу. Таким образом, не определен вид права, на основании которого имущество Казны может отражаться на балансе органов управления.

Для устранения противоречия положений Гражданского кодекса РФ и нормативных документов по бюджетному учету организация учета имущества Казны до внесения изменений в указанные нормативные акты может быть осуществлена в следующем порядке:

орган управления муниципальным имуществом формирует отдельную от своего (как юридического лица) бюджетного учета базу по бюджетному учету имущества Казны; отражает операции по его наличию и движению в отдельной от учреждения электронной базе по бюджетному учету, на основании которой формируется баланс Казны и прочие формы отчетности;

баланс Казны и прочие формы, в которых происходят изменения по причине наличия операций с имуществом Казны, передаются для включения их в итоговые, консолидированные формы отчетности по муниципальному образованию.

Таким образом, имущество Казны не будет закреплено за органом управления как бюджетным учреждением на праве оперативного управления. В то же время его наличие найдет отражение в формах отчетности муниципального образования.

Как показывает практика, органы управления как муниципалитетов, так и субъектов противятся постановке на учет имущества Казны, так как это требует больших финансовых расходов. Однако сделать это необходимо. В конечном итоге им придется это сделать. И чем дольше происходит процесс игнорирования учета имущества Казны, тем сложнее придется в дальнейшем. Поэтому было бы целесообразно незамедлительно начать подготовку к этому процессу, так как он является не только дорогим, но так же трудоемким и длительным.

Для того чтобы организовать процесс постановки на учет имущества Казны следует провести внутренний аудит, который включает:

проведение инвентаризации имущества муниципального образования; с этой целью формируется компетентная комиссия, результатом деятельности которой является формирование исчерпывающего перечня имущества Казны с описанием состояния его объектов и возможного срока дальнейшей эксплуатации;

оценка имущества Казны с целью определения его рыночной стоимости и срока возможного использования.

В статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ в перечне случаев, при которых оценка объектов независимыми экспертами является обязательным, не указывается необходимость таковой в процессе восстановления учета. Данная оценка является обязательной только в процессе совершения сделок, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ при приватизации муниципального имущества. Привлекать в этом процессе оценочные фирмы на платных условиях нецелесообразно, так как по постановлению Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Поэтому по истечении этого времени при приватизации муниципального имущества придется делать повторную оценку и повторно оплачивать услуги оценщика.

В процессе учета имущества Казны следует отразить бухгалтерские записи как на стоимость объектов, так и на величину амортизации. Проблема заключается в том, что многие муниципалитеты (субъекты) не вели учет, а следовательно, и не начисляли амортизацию. Поэтому определение величины амортизации, которую следует отразить на учете, основывается на заключениях компетентной комиссии, проводившей инвентаризацию.

Вопрос о постановке на учет имущества Казны особенно актуализируется с 1 января 2008 г. В соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Данная статья являлась основанием для отсутствия возникновения налоговых обязательств по налогу на прибыль при реализации муниципального имущества. Однако Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ ст. 43 признана утратившей силу с 1 января 2008 г. Поэтому:

если имущество Казны будет учитываться на балансе органов управления как бюджетных учреждений, то помимо налога на имущество возникнет обязательство по уплате налога на прибыль с реализованного муниципального имущества. А так как в бюджетах муниципальных образований такие платежи скорее всего не предусмотрены, то возникнут и прочие проблемы, связанные с вопросами налогообложения;

если имущество Казны не будет отражено в бюджетном учете, то, вероятно, налоговые органы будут так же расценивать реализацию, как реализацию в учреждении. Так, в своих письмах Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, комментируя вопросы налогообложения по налогу на имущество, ссылается на Инструкцию по бюджетному учету об отражении имущества Казны на счете 101 и делает вывод о необходимости постановки его на баланс органов власти как бюджетных учреждений;


К вопросу учета имущества казны в программе «Бухгалтерия государственного предприятия 8.2»

Использованы материалы: статья «Распространенные заблуждения при учете имущества казны, автор Дмитрий Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ", г. Ставрополь; статья «Учет нефинансовых активов имущества казны» автор Т.П.Грезина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансового контроля Калужский филиал Государственного университета Минфина России.

Немного теории...

Итак, имущесто казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. Самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований .

Таким образом, органами государственной власти, уполномоченными и определяющими порядок, способы и цели использования государственного (муниципального) имущества являются:

Федеральный орган власти - Росимущество;

Региональный орган власти;

Муниципальный орган власти.

В пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием. (Например, на уровне муниципального образования должен существовать документ с названием «Порядок организации бюджетного учета имущества казны муниципального образования «город Энск»).

Имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (например, Комитет по управлению имуществом города).

С 01.01.2009 в соответствии с Инструкцией № 148н для имущества казны отводится отдельная группа счетов - 108 00 000, а именно: "Нефинансовые активы имущества казны"

На имущество казны (материальные и нематериальные основные фонды) амортизация не начисляется.

Для отражения суммы амортизации объектов имущества казны (начисленной до его включения в казну) используются новые счета:

104 51 Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны,

104 58 Амортизация движимого оимущества в составе имущества казны;

104 59Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны.

В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №447, учет федерального имущества казны сопровождается присвоением ему реестрового номера. Порядок ведения реестра определен Приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 года №307 «Об утверждении правил ведения реестра федерального имущества».

Согласно Инструкции по бюджетному учету объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования, а также порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным инструкцией по бюджетному учету.

Имущество казны может учитываться только в балансовом учете органов и лиц (органов государственной власти, органов местного самоуправления), на которые возложены функции по управлению и распоряжению таким имуществом, ведению его учета;

Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н);

Такое положение обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно-библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке);

На объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа г КБК, т. е. - код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Учет имущества казны, находящегося в оперативном управлении:

Учет имущества казны на счете 010800000 “Нефинансовые активы имущества казны” осуществляет орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества.

Муниципальное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, осуществляет его учет на счете 010100000 “Основные средства” в общеустановленном порядке.

Согласно п. 11 Инструкции № 148н объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. При этом в соответствии с п. 13 Инструкции № 148н безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Существуют исключения из данного правила - на забалансовых счетах учитываются, например, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно, периодические издания (приобретаемые для комплектации библиотечного фонда) и т.д. (п.п. 373, 377 Инструкции N 157н, п. 263 Инструкции N 148н).

В то же время все без исключения недвижимое имущество бюджетного учреждения учитывается на балансовых счетах (п.п. 50, 373 Инструкции N 157н, п.п. 21, 263 Инструкции N 148н). При этом единственным основанием для отражения недвижимого имущества в бюджетном учете является наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (п. 49 Инструкции N 157н, п. 6 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н; п. 21 Инструкции N 148н).

Таким образом, если в настоящее время в распоряжении Вашего бюджетного учреждения нет документов, подтверждающих регистрацию его права оперативного управления на определенное недвижимое имущество, числящееся в балансовом учете, необходимо обратиться в уполномоченные органы (к главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; в орган, осуществляющий полномочия собственника государственного имущества; в территориальный орган Росреестра) для определения статуса данных активов.

Если выяснится, что недвижимое имущество передано учреждению, например, в безвозмездное пользование, то в регистры бухгалтерского учета должны быть внесены соответствующие исправления, а учет недвижимости должен быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". (Разъяснения можно найти в Письме Минфина от 30.03.2012 РФ №02-06-07/1061).

В статье «Комментарий к Письму Минфина России от 30.03.2012 №02-06-07/1061 «О порядке отражения в бюджетном учете операций по закреплению недвижимого имущества, составляющего имущество казны РФ на праве оперативного управления» А. Гусев К.п.н., редактор журнала «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», опубликованной в №5 за 2012 год, пишет:

«В соответствии с Письмом Минфина РФ №02-06-07/1061 бюджетное учреждение, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течении времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимого имущества на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

На этом счете учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование. В соответствии с п. 32 Инструкции № 157н указанное имущество должно учитываться на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случае неуказания собственником (балансодержателем) стоимости — в условной оценке «один объект — 1 руб.». Поступление объекта имущества от балансодержателя (собственника) имущества на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»должно осуществляться на основании акта приема — передачи) иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Внутреннее перемещение материальных ценностей в учреждении отражается по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.»

Расходы по содержанию указанного объекта, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основного средства), следует отражать на соответствующих счетах балансового счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года.»

Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом.

Дебет

Кредит

До государственной регистрации объекта недвижимости

Подписание акта приема — передачи на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника

Отражение дополнительных расходов

После государственной регистрации объекта недвижимости

Списание объекта недвижимости с забалансового учета по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество

На сумму балансовой стоимости

0 210 06 660
0 401 10 180

На сумму начисленной амортизации

0 210 06 560
0 401 10 180

Начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету

0 109 х0 271
0 401 20 271

Учреждение, получившее имущество казны в оперативное управление должно сформировать операции по доначислению амортизации на объекты, за время находжения имущества в казне.

Как доначислить амортизацию на имущество, полученное из казны. (Использованы материал сайта its .1 c . ru )

Имущество - нежилое помещение в жилом доме получено безвозмездно 25.07.2011 по КОСГУ 180. Дата ввода в эксплуатацию 01.01.1975. Сумма приобретения 303606,66. Сумма начисленной амортизации 103226,27. Остаточная стоимость 200380,39. Время нахождения в казне 26 месяцев. Как правильно доначислить амортизацию за время нахождения имущества в казне?

Согласно пункту 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны и срока нахождения в составе имущества казны, в порядке, установленном пунктами 84 - 93 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Согласно пункту 85 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств, нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации, расчет учреждением годовой суммы амортизации производится линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету, и нормой амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату его принятия к учету.

Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации.

Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

Остаточную стоимость и оставшийся срок полезного использования объекта на дату поступления в казну, чтобы рассчитать норму амортизации;

Срок нахождения объекта в казне, чтобы рассчитать сумму амортизации объекта за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" указанные операции оформляются в следующем порядке (после получения документов, подтверждающих государственную регистрацию объекта недвижимости).

1. Ввести документ "Безвозмездное поступление ОС и НМА ".

В нем надо указать данные согласно передаточным документам.

При внесении информации об объекте основных средств в справочник «Основные средства, НМА, НПА» на закладке «основные сведения» в реквизите «Источник поступления» указать: Передано в оперативное управление, поставить флаг: Включено в реестр федерального (регионального) имущества и внести данные о государственной регистрации объекта.

2. В документе "Операция (бухгалтерская)" ввести проводку на сумму амортизации объекта, рассчитанную за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение (Д-т 040120271, К-т 010400410).

3. Ввести документ "Корректировка амортизации" датой поступления объекта ОС.

В спецификацию документа следует ввести новую строку, в которой указать поступившее из казны имущество, остальные реквизиты строки спецификации будут заполнены автоматически.

Не следует применять для заполнения спецификации кнопку "Заполнить".

Документ следует провести (кнопка "ОК " или "Провести ").

Внимание!

Время проведения документа "Корректировка амортизации" (реквизит "от" документа) должно быть больше, чем время документа "Операция (бухгалтерская)".

Начисление амортизации на этот объект ОС начнет производиться, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, исходя из остаточной стоимости (с учетом доначисленной амортизации) и оставшегося срока полезного использования на дату документа "Корректировка амортизации".

Как следует из обзорного письма по годовой отчетности за 2005 год главного финансового органа страны, большинство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не в полном объеме приняли на баланс имущество казны, в том числе инвестиции средств бюджетов в акции, иные формы участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ (паи, доли) и уставные фонды унитарных предприятий. В балансе исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации должно быть отражено все имущество субъектов РФ и муниципальных образований, переданное в оперативное управление бюджетным учреждениям, нефинансовые и финансовые активы, составляющие имущество казны. Имущество, переданное в оперативное управление, необходимо отразить на балансе бюджетного учреждения – балансодержателя имущества. Имущество казны отражается на балансе органа, уполномоченного собственником указанного имущества осуществлять управление имуществом казны.
Ю. Васильев, д.э.н, генеральный директор КГ «Аюдар», автор книги «Годовой отчет для бюджетных организаций-2006»

Какое имущество составляет государственную казну?

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных вопросов бухгалтерского учета имущества казны, следует определить, что представляет собой имущество казны.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее ей на праве собственности (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294 , 296 ГК РФ .

Так, средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст. 215 ГК РФ ).

Полномочия собственника имущества казны субъекта РФ принадлежат Правительству субъекта РФ, которое, в свою очередь, имеет право делегировать указанные полномочия исполнительному органу государственной власти субъекта РФ или определенному для выполнения этих целей бюджетному учреждению в установленном законодательством порядке.

Бюджетный учет имущества государственной казны

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Вместе с тем согласно БК РФ все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету. Так как в соответствии с Инструкцией № 25н бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, имущество казны, то есть государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, также подлежит бюджетному учету. Такова суть разъяснений Минфина, изложенных в Письме от 22.09.2006 № 02-14-10а / 2567 .

Действительно, Инструкция № 25н не содержит требования о бюджетном учете только того имущества, которое находится в оперативном управлении бюджетного учреждения. Если следовать п. 10 Инструкции № 25н , то счет 101 00 000 «Основные средства» предназначен для учета не только объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, но и для учета имущества казны Российской Федерации, субъектов РФ. Подобные нормы в отношении других счетов часть III «Порядок применения плана счетов бюджетного учета» Инструкции № 25н не содержит. Само понятие «имущество казны» встречается в ней всего один раз в упомянутом пункте 10.

Однако пунктами 129 (счет 204 01 000 «Депозиты и иные финансовые вложения»), 132 (счет 204 02 000 «Акции и иные формы участия в капитале»), 135 (счет 204 03 000 «Облигации, векселя») Инструкции № 25н предусмотрено, что учету подлежат вложения средств бюджетов соответственно: в депозиты, переданные управляющим компаниям; в акции, иные формы участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ и уставные фонды унитарных предприятий; в облигации, векселя, иные ценные бумаги. Таким образом, из Инструкции № 25н следует, что все имущество казны, в том числе финансовые и нефинансовые активы, должно быть отражено в учете исполнительных государственных органов.

Из всего вышесказанного вытекает, что общий порядок бюджетного учета, определенный положениями Инструкции № 25н, применяется и к учету имущества казны субъекта РФ. В методических указаниях по внедрению Инструкции № 70н (далее – Приказ № 26н ) были даны рекомендации по учету объектов, которые раньше не были учтены. Согласно п. 4 Приказа № 26н к таким объектам относились имущество государственной и муниципальной казны, финансовые вложения. Имущество казныпринималось к бюджетному учету в оценке, соответствующей требованиям Инструкции № 70н (по рыночной стоимости), посредством корректировочных проводок, содержащихся в Приложении 1 к Приказу № 26н .Бухгалтерские операции по принятию к бюджетному учету имущества казны отражались вСправке ф. 0504833в межотчетный период.После того как имущество казны поставлено на учет, на объекты нефинансовых активов следовало начислять амортизацию в порядке, установленном Инструкцией № 70н.

В 2006 году Минфин выпустил ряд писем, в которых разъяснил данный вопрос. Суть разъяснений сводились к тому, что бухгалтерский учет имущества казны должен вестись в соответствии с Инструкцией № 25н. При этом в одном из писем (от 22.09.2006 № 02-14-10а / 2566 ) финансовое ведомство указало, что разработка методических рекомендаций по отражению в бюджетном учете отдельных операций, не предусмотренных положениями Инструкции № 25н, находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по управлению имуществом казны . К таким операциям можно отнести определение форм документов и порядок их заполнения в случае отсутствия необходимой информации; порядок документооборота; порядок закрепления имущества казны за материально ответственными лицами и другие вопросы, не противоречащие законодательству РФ.

Разъяснения Минфина о порядке внедрения Инструкции № 25н в Письме от 23.07.200 6 № 02-14-10а / 1641 в отношении вновь вводимых объектов бюджетного учета (имущество государственной и муниципальной казны) не отличаются от разъяснений Приказа № 26н. Они принимаются к бюджетному учету в межотчетный период в оценке, соответствующей требованиям Инструкции № 25н, то есть по рыночным ценам посредством осуществления таких проводок:

Дебет аналитических счетов 1 101 01 000 «Основные средства», 1 102 00 000 «Нематериальные активы», 1 103 00 000 «Непроизведенные активы», 1 105 00 000 «Материальные запасы», 1 204 00 000 «Финансовые вложения»

Кредит счета 1 401 03 000

Бухгалтерские операции по принятию к бюджетному учету вновь вводимых объектов бюджетного учета также оформляются Справкой ф. 0504833 в межотчетный период. После постановки имущества казны на бюджетный учет необходимо начислить амортизацию с учетом срока его полезного использования, определенного в порядке, установленном Инструкцией № 25н (Письмо Минфина РФ от 22.09.2006 № 02-14-10а / 2566 ). Вот здесь и заложен «камень преткновения». Дела в том, что Инструкция № 25н не содержит правил определения срока полезного использования для вновь вводимых объектов нефинансовых активов бывших в употреблении, износ по которым ранее не начислялся. Между тем, как показывает практика, к учету принимаются бывшие в употреблении основные средства с истекшим сроком полезного использования или с фактическим сроком эксплуатации, который превышает срок, установленный на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы . Как в этих случаях рассчитать нормы амортизации?

По мнению автора статьи, если у исполнительных органов имеются данные о начисленном ранее износе (амортизации), то можно воспользоваться правилами определения норм амортизации, установленными Приказом № 26н: если срок их полезного использования основных средств, исчисленного в порядке, установленном Инструкцией 25н, меньше срока, исчисленного по ранее применявшимся нормам износа, то норма амортизации рассчитывается как результат деления остаточной стоимости актива на оставшийся срок полезной эксплуатации; в случае если фактический срок эксплуатации объекта больше вновь исчисленного, то амортизация доначисляется до 100% в момент постановки его на учет.

В бухгалтерском учете начисленная амортизация отражается следующей проводкой:

Дебет счета 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

Кредит аналитических счетов счета 1 104 xx 410 (420) как уменьшение стоимости соответствующих объектов за счет амортизации

Государственная регистрация права собственности
на имущество казны

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

При постановке на учет имущества казны закономерен вопрос: следует ли принимать к учету имущество, если право собственности на него у соответствующего исполнительного органа государственной власти не зарегистрировано? За ответом можно обратиться к Письму Минфина РФ от 06.02.2006 № 02-14-10а / 239 , в котором ведомство, в компетенции которого находится установление порядка и правил ведения бюджетного учета, когда за органами государственной власти или органами местного самоуправления право муниципальной или государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, рекомендует производить их учет на соответствующих счетах аналитического учета счета 106 01 000 «Вложения в нефинансовые активы». То есть если органы государственной власти или органы местного самоуправления в 2007 году обнаружат, что на учет не поставлено имущество, право собственности на которое не зарегистрировано, в учете должны быть сделаны следующие проводки:

1. Отражена постановка на баланс объектов из числа имущества государственной казны, право собственности на которые подлежит обязательной государственной регистрации:

Дебет счетов 1 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»

Кредит счета 1 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

2. Получено свидетельство о праве собственности на объект имущества государственной казны:

Дебет счета 1 101 xx 310 как увеличение стоимости соответствующих объектов

Кредит счета 1 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства»

Обратите внимание : в соответствии со ст. 333.35 НК РФ не уплачивается госпошлина за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ, муниципальную казну.

Подлежат ли обложению налогом на прибыль неналоговые доходы от использования и реализации имущества государственной казны субъекта РФ?

Этот вопрос интересует многих читателей. Ответ на него содержится в Письме Минфина РФ от 03.11.2007 № 03-03-04 / 4 / 174 . Департамент государственной собственности, на чьем балансе учитывается имущество государственной казны субъекта РФ, утвержден администратором поступающих на единый счет бюджета неналоговых доходов от собственности субъекта РФ, в том числе от использования и реализации имущества. Его волнует вопрос: подлежат ли налогообложению налогом на прибыль и НДС неналоговые доходы от использования и реализации имущества государственной казны субъекта РФ? В своих разъяснениях финансовый орган указывает, что при решении вопроса об обложении налогом на прибыль доходов, полученных от использования и продажи государственного имущества, следует определить, являются ли они доходами исполнительного органа государственной власти – бюджетного учреждения, или это доходы казны.

Если доходы получены от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности и закрепленного за бюджетным учреждением – исполнительным органом государственной власти на праве оперативного управления для ведения этим органом его деятельности, они являются доходами данного бюджетного учреждения и, следовательно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. При этом Минфин оперирует следующими нормами.

Пунктом 1 ст. 124 ГК РФ установлено, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 данной статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Пунктом 1 ст. 161 БК РФ определено, что под бюджетным учреждением подразумевается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В соответствии с гл. 25 НК РФ бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 НК . При этом бюджетные учреждения, как это предусмотрено ст. 321.1 НК РФ , обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников – доходов от коммерческой деятельности, которыми признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы. В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ . Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы бюджетных учреждений, в том числе средства целевого финансирования и целевые поступления, определены ст. 251 НК РФ , их перечень является исчерпывающим. Средствами целевого финансирования признаны, в том числе, средства, выделяемые бюджетному учреждению из бюджета по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В п. 4 указанной статьи предусмотрено, что неналоговые доходы бюджета – это доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Статьей 42 БК РФ установлено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в том числе средства, получаемые от использования или продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности), включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, на основании положений гражданского, бюджетного и налогового кодекса Минфин приходит к выводу, что полученные бюджетным учреждением – исполнительным органом государственной власти доходы от использования и продажи государственного имущества являются доходами, учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ .

Совсем другой подход у финансового ведомства к вопросам налогообложения доходов, полученных от использования или продажи имущества государственной казны (государственного имущества). Поскольку в отношении указанного имущества исполнительный орган государственной власти осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, такие доходы являются доходами государственной казны, а не бюджетного учреждения, и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций не возникает.

Разъяснения по вопросу начисления и уплаты НДС Минфин обещал дать дополнительно.

Облагаются ли налогом на прибыль дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации?

И этот вопрос Минфин не обошел вниманием. В Письме от 26.07.200 6 № 03-03-04 / 2 / 181 по поводу обложения налогом на прибыль дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, указано, что уплата налога на прибыль с доходов в виде дивидендов по акциям, являющимся имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта РФ, Налоговым кодексом не предусмотрена.

Действительно, в соответствии со ст. 275 НК РФ , если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений данного пункта. Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами считаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Таким образом, если налогоплательщик налога на прибыль организаций получает доход в виде дивидендов от российской организации, обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на прибыль с указанного дохода возложена на организацию, выплачивающую налогоплательщику дивиденды. В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Дивиденды по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ и являющимся имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта РФ, не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль организаций, в силу того, что указанные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль организаций. Учитывая это, обязанности налогового агента по удержанию и уплате налога на прибыль с доходов в виде дивидендов по акциям, являющимся имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта РФ, не предусмотрено. Дивиденды, выплачиваемые по указанным акциям, не учитываются при определении общей суммы налога, исчисленной в соответствии с п. 2 ст. 275 НК РФ .

Облагается ли налогом на имущество организаций имущество, составляющее государственную казну?

За ответом на этот вопрос обратимся к гл. 30 НК РФ . В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Согласно Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ, осуществляет Правительство РФ, которое может предоставлять некоторые полномочия органам исполнительной власти, в порядке, определенном федеральными договорами и законами РФ. При этом предоставление полномочий по ведению бухгалтерского учета имущества не предусмотрено. Таким образом, управление и распоряжение объектами государственной (муниципальной) собственности, находящимися в ведении субъекта РФ (муниципального образования), осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» функции осуществления полномочий собственника в отношении имущества, составляющего казну Российской Федерации, осуществления учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества закреплены за Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Таким образом, имущество казны РФ следует учитывать на балансе Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальных органов, а имущество казны субъекта РФ (муниципального образования) – на балансе исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, на который возложены функции управления и распоряжения государственным имуществом, в том числе имуществом казны субъекта РФ муниципального образования. Поскольку Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является организацией, оно относится к плательщикам налога на имущество организаций со всего имущества, находящегося у него на балансе, и учитываемого на счете 101 01 000 «Основные средства» , ели законом субъекта РФ о налоге на имущество организаций не предусмотрена льгота для данной категории налогоплательщиков.

Письмо от 03.07.2006 Минфина РФ № 02-14-10а / 1725, Федерального казначейства № 42-7.1-15 / 2.1-275 «Обзорное письмо по годовой отчетности за 2005 год».

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н.

Приказ Минфина РФ от 24.02.2005 № 26н «Об утверждении Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 26.08.2004 № 70н».

Таблица соответствия счетов плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и единого плана счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов плану счетов бюджетного учета и бухгалтерские записи по переводу на счета бюджетного учета.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.