Домой / Мелочи недвижимости / Рф о вынужденных переселенцах. Основные положения фз о беженцах и вынужденных переселенцах. Какие важные изменения внесены в закон о вынужденных переселенцах

Рф о вынужденных переселенцах. Основные положения фз о беженцах и вынужденных переселенцах. Какие важные изменения внесены в закон о вынужденных переселенцах

Не действует Редакция от 19.02.1993

ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4530-I "О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ"

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России и общепризнанными нормами международного права определяет правовой статус вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации и закрепляет правовые, экономические и социальные гарантии защиты и реализации прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вынужденных покинуть место своего постоянного жительства.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи.

Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, прибывший в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, и приобретший гражданство Российской Федерации, находясь на территории Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его вынужденным переселенцем после того, как оно покинуло место своего постоянного жительства по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 1 настоящего Закона, обязано обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством в месте своего нового пребывания в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России - орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а при его отсутствии - в соответствующий орган исполнительной власти.

Указанный в части первой настоящей статьи орган принимает решение о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем в течение пяти дней со дня обращения с ходатайством.

В случае экстренного массового прибытия на определенную территорию Российской Федерации лиц по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 1 настоящего Закона, решение о регистрации указанных лиц принимается Федеральной миграционной службой России незамедлительно.

Лицо, желающее быть признанным вынужденным переселенцем до оставления места своего постоянного жительства, вправе заранее обратиться с ходатайством по месту предполагаемого переселения в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России, а при его отсутствии - в соответствующий орган исполнительной власти либо в дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации в стране своего пребывания. Указанные представительства направляют данное ходатайство в Федеральную миграционную службу России.

В случае регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем лицо, подавшее ходатайство, получает направление на временное поселение, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, ему обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения. Особо нуждающимся лицам, подавшим ходатайства о признании их вынужденными переселенцами (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, одинокая мать с ребенком до трех лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет), обеспечивается право бесплатного проезда и провоза багажа к месту временного поселения на территории Российской Федерации.

В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, лицо, указанное в части первой настоящей статьи и находящееся на территории Российской Федерации, до решения вопроса о признании его вынужденным переселенцем вправе:

проживать в месте временного поселения и пользоваться коммунальными услугами;

получать питание по установленным нормам;

пользоваться медицинской и лекарственной помощью;

получать единовременное и иное пособия в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицо, подавшее ходатайство о признании его вынужденным переселенцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Лицо, подавшее ходатайство о признании его вынужденным переселенцем и находящееся на территории Российской Федерации, обязано:

соблюдать установленный порядок проживания в месте временного поселения;

проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

При отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем ему в пятидневный срок со дня принятия решения вручается или, если указанное лицо находится за пределами Российской Федерации, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Отказ в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем может быть обжалован в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления об отказе. Данное лицо освобождается от оплаты расходов, связанных с рассмотрением ходатайства на всех его стадиях.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим органом миграционной службы республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, городов Москвы, Санкт-Петербурга, а по ходатайству, поступившему через дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации, - Федеральной миграционной службой России в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем.

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается удостоверение установленного образца.

При отказе в признании лица вынужденным переселенцем ему в пятидневный срок со дня принятия решения вручается или, если указанное лицо находится за пределами Российской Федерации, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Отказ в признании лица вынужденным переселенцем может быть обжалован в Федеральную миграционную службу России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления.

До принятия окончательного решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, пользуется правами, предусмотренными статьей 3 настоящего Закона.

До решения вопроса о постоянном месте жительства в порядке, установленном правительством Российской Федерации, Федеральная миграционная служба России обеспечивает вынужденному переселенцу:

проживание в месте временного поселения (по желанию вынужденного переселенца он может проживать у родственников либо иных лиц с их согласия независимо от размеров занимаемой ими жилой площади);

помощь в трудоустройстве по месту временного поселения;

бесплатное питание в случае его нетрудоспособности, подтвержденной надлежаще оформленными медицинскими документами;

оказание медицинской и лекарственной помощи;

выдачу пособия в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Вынужденному переселенцу предоставляется право выбора постоянного места жительства на территории Российской Федерации по собственному желанию, в том числе в населенном пункте, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание, либо в населенном пункте из числа предлагаемых ему органами Федеральной миграционной службы России.

В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вынужденному переселенцу обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту постоянного жительства. Особо нуждающиеся лица, признанные вынужденными переселенцами (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, одинокая мать с ребенком до трех лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет), обеспечиваются правом бесплатного проезда и провоза багажа к месту постоянного жительства.

Соответствующие органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны:

предоставить вынужденному переселенцу перечень населенных пунктов, рекомендуемых Федеральной миграционной службой России и ее органами для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

предоставить вынужденному переселенцу при выборе им постоянного места жительства по рекомендации Федеральной миграционной службы России или ее органа жилье из специального жилищного фонда, выделенного для вынужденных переселенцев, либо включить такое лицо в список граждан, которым в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации дано право первоочередного получения (приобретения) жилья из государственного или муниципального жилищного фонда;

оказывать вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, в индивидуальном жилищном строительстве, включая получение (приобретение) земельного участка и строительных материалов, а также предоставлять льготные кредиты на указанные цели в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

содействовать вынужденному переселенцу в трудоустройстве в соответствии с его профессией (специальностью), квалификацией и с учетом уровня занятости населения в соответствующем регионе; при необходимости обеспечить ему возможность получения профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации;

выплачивать вынужденному переселенцу на время профессиональной подготовки (переподготовки) стипендию в размере, определяемом Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

предоставлять вынужденному переселенцу в случае его трудоустройства в сельской местности льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, переселяющихся в сельскую местность;

предоставлять предприятиям, учреждениям и организациям, принявшим на работу вынужденных переселенцев, дополнительные налоговые льготы и компенсации в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством указанных лиц;

регистрировать вынужденного переселенца в качестве безработного в случаях невозможности трудоустройства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в определенной местности на территории Российской Федерации;

предоставлять в первоочередном порядке одиноким вынужденным переселенцам - престарелым и инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе, места в учреждениях социальной защиты населения;

оказывать содействие в устройстве детей вынужденного переселенца в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также в переводе учащихся и студентов в соответствующие учреждения среднего и высшего профессионального образования;

оказывать вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства.

Федеральная миграционная служба России принимает меры к возвращению вынужденному переселенцу оставленного в месте его прежнего постоянного жительства имущества, владение которым подтверждается соответствующими документами. Если имущество возвратить невозможно, то вынужденному переселенцу выплачивается компенсация в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул по основаниям, предусмотренным статьей 1 настоящего Закона.

Решения и действия органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие права вынужденного переселенца, установленные законодательством Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца, если оно:

приобрело гражданство другого государства;

выехало на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

Лицо лишается Федеральной миграционной службой России или ее органом статуса вынужденного переселенца, если оно умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Вопросы приема, признания, размещения, обустройства и занятости вынужденных переселенцев решают Федеральная миграционная служба России и ее органы.

Федеральная миграционная служба России координирует деятельность министерств и ведомств Российской Федерации по проблеме вынужденных переселенцев.

Соответствующие органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления содействуют общественным объединениям и иным неправительственным организациям в их работе по оказанию помощи вынужденным переселенцам, разрабатывают и осуществляют совместно с ними и с их согласия соответствующие программы.

В целях обеспечения вынужденным переселенцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их обустройством в местах нового постоянного жительства на территории Российской Федерации, при Правительстве Российской Федерации учреждается Фонд помощи вынужденным переселенцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи вынужденным переселенцам).

Фонд формируется за счет: поступлений из республиканского бюджета Российской Федерации; прямых ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации; кредитов и ссуд на хозяйственное обзаведение, выплачиваемых по линии Центрального банка Российской Федерации, Крестьянского банка Российской Федерации или Сберегательного банка Российской Федерации; поступлений из бюджетов республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, территории которых покинули вынужденные переселенцы; средств, получаемых от других государств и международных организаций на основе договоров (соглашений), заключаемых Российской Федерацией; добровольных пожертвований, а также поступлений из других источников.

Расходы органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, связанные с приемом и обустройством на их территориях вынужденных переселенцев, возмещаются из республиканского бюджета Российской Федерации и Фонда помощи вынужденным переселенцам, учреждаемого в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.

Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, территории которых покинули вынужденные переселенцы, полностью компенсируют расходы Фонда помощи вынужденным переселенцам, связанные с приемом и обустройством указанных лиц, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Возмещение расходов, понесенных органами государственной власти и управления Российской Федерации в связи с приемом и обустройством вынужденных переселенцев из других государств, а также выплатой компенсаций указанным лицам, осуществляется на основании договоров (соглашений) Российской Федерации с соответствующими государствами.

Российская Федерация принимает меры к заключению с другими государствами договоров (соглашений) по проблеме вынужденных переселенцев, прибывающих или намеренных прибыть в Российскую Федерацию из этих государств, предусматривая в этих актах защиту социальных, экономических и других прав, а также законных интересов вынужденных переселенцев и государственных интересов Российской Федерации.

Если международными договорами (соглашениями) Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров (соглашений), за исключением случаев, когда применение правил указанных актов может привести к ограничению прав и законных интересов вынужденных переселенцев, регламентированных настоящим Законом и иными законами Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4530-I "О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4530-I "О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на:

1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;


(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

2) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;

3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;

5) медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны:

1) при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;

2) проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3) сообщать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальному органу достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.

1. Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

3. Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.

2. Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца:

1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации;

лишается лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно:

2) умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 года N 202-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 427; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 52, ст. 5110; 2000, N 33, ст. 3348; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 31, ст. 3420; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 42, ст. 5296; 2011, N 27, ст. 3880; 2013, N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 1. Определение понятий "вынужденный переселенец" и "члены семьи вынужденного переселенца";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.";

в) пункт 4 признать утратившим силу;

2) в подпункте 2 пункта 1 статьи 2 слова "либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации" исключить;

3) в статье 3:

а) в пункте 1 слова "или через уполномоченного представителя" заменить словами ", через уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке представителя или с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал)";

б) дополнить пунктами 1 1 и 1 2 следующего содержания:

"1 1 . В случае, если ходатайство подается в форме электронного документа с использованием единого портала, оно должно быть подписано простой электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - электронный документ, подписанный простой электронной подписью). К ходатайству прилагаются следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

2) свидетельство о рождении - для лиц, не достигших возраста четырнадцати лет;

3) свидетельство о заключении брака - для лиц, состоящих в браке;

4) две фотографии заявителя и две фотографии каждого из достигших возраста восемнадцати лет членов семьи, указанных в ходатайстве;

5) документы, подтверждающие родственные отношения;

6) документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае обращения через уполномоченного представителя).

1 2 . Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, может обратиться с ходатайством в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

В случае подачи ходатайства с использованием единого портала информирование заявителя о ходе рассмотрения ходатайства осуществляется с использованием единого портала.";

в) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Ходатайство может быть подано в многофункциональный центр, а также с использованием единого портала в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.";

г) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:

"При экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации либо с территории одного субъекта Российской Федерации на территорию другого субъекта Российской Федерации лиц, которые покинули место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, прием таких лиц осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Регистрация ходатайств таких лиц осуществляется незамедлительно.";

д) в пункте 4:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"4. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдаются или направляются уведомление о регистрации ходатайства и свидетельство о регистрации ходатайства. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.";

в абзаце третьем слова "уполномоченным федеральным органом исполнительной власти" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции";

е) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:

"Уведомление о регистрации ходатайства либо уведомление об отказе в регистрации ходатайства предоставляется лицу территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, через многофункциональный центр в письменной форме либо с использованием единого портала в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом лицо вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо многофункциональный центр с просьбой о получении указанного уведомления в письменной форме. Такое уведомление выдается лицу в день обращения.";

ж) пункт 6 признать утратившим силу;

4) в статье 4:

а) в пункте 1:

подпункт 2 после слова "получение" дополнить словами "в письменной форме или в форме электронного документа";

"3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Отнесение лиц, получивших свидетельства о регистрации ходатайства, к категории малоимущих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";";

б) подпункт 3 пункта 2 изложить в следующей редакции:

"3) сообщать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в письменной форме или в электронной форме с использованием единого портала достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.";

5) в статье 5:

а) абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:

"Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление о результатах рассмотрения ходатайства в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала.";

б) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

"3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Удостоверение не может быть выдано в форме электронного документа.

Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Сведения о лице, получившем свидетельство о регистрации ходатайства, и членах его семьи, сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по межведомственному запросу территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с предоставлением этим территориальным органом государственных услуг.

Сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг лицу, признанному вынужденным переселенцем, и членам его семьи.

4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.";

в) дополнить пунктами 5 - 7 следующего содержания:

"5. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:

1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;

2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;

3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;

4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;

5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;

6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;

7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

6. Вынужденный переселенец для продления срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, следующие документы:

1) заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца;

2) заявление члена семьи, не имеющего статуса вынужденного переселенца, о согласии на обработку персональных данных;

3) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

4) удостоверение вынужденного переселенца.

7. Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца может быть предоставлено в многофункциональный центр, а также с использованием единого портала в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.";

6) в статье 6:

а) в пункте 1:

в подпункте 2 слова "из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев" заменить словами "фонда для временного поселения вынужденных переселенцев. Указанное направление выдается вынужденному переселенцу в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единого портала";

подпункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Отнесение лиц, признанных вынужденными переселенцами, к категории малоимущих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".";

б) в пункте 2:

в подпункте 2 слова "из фонда жилья" заменить словом "фонда";

подпункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) при перемене места жительства в пределах территории Российской Федерации встать на учет в течение одного месяца в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по новому месту жительства. Снятие с учета вынужденного переселенца по прежнему месту жительства осуществляется после получения сведений о постановке его на учет в качестве вынужденного переселенца из территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по новому месту жительства;";

в подпункте 4 слово "ежегодный" исключить;

в) в пункте 3 слова "из фонда жилья" заменить словом "фонда";

7) в статье 7:

а) в пункте 1:

подпункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2) осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности;

3) оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке;";

подпункт 10 изложить в следующей редакции:

"10) рассматривают обращения вынужденных переселенцев, поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал, и дают на них ответы в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, направляется по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал, либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.";

б) в подпункте 4 пункта 2 слова "места в детских домах" заменить словами "места в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции:

1) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи места в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, а также участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания;

2) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, отменяют свои решения о признании лица вынужденным переселенцем или продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, которые могут послужить основанием для признания его вынужденным переселенцем или продления ему срока действия статуса вынужденного переселенца.";

г) в подпункте 2 пункта 4 слова "и нормативными правовыми актами Российской Федерации" исключить;

8) в статье 9:

а) подпункт 1 пункта 2 дополнить словами "либо при возвращении в субъект Российской Федерации, территорию которого лицо было вынуждено покинуть, в случае приобретения этим лицом права пользования жилым помещением в указанном субъекте Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации";

б) абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:

"3. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно:";

в) пункт 4:

после слова "переселенца" дополнить словами "либо об утрате лицом статуса вынужденного переселенца";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Такое уведомление направляется в письменной форме либо в форме электронного документа.";

г) пункт 5 дополнить словами ", и подлежит сдаче в месячный срок вынужденным переселенцем в соответствующий территориальный орган";

д) в абзаце первом пункта 6 слово "жилья" исключить;

9) статью 10 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Формы ходатайства, уведомления о регистрации ходатайства или об отказе в его регистрации, уведомления о предоставлении статуса вынужденного переселенца или об отказе в его предоставлении, уведомления о лишении или об утрате статуса вынужденного переселенца, заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, заявления члена семьи вынужденного переселенца, не имеющего статуса вынужденного переселенца, о согласии на обработку персональных данных, направления на проживание в центре временного размещения или в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, порядок выдачи и направления таких документов в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.";

10) статью 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Порядок предоставления жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев

1. Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев являются федеральной собственностью, находятся в оперативном управлении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

2. Включение жилых помещений в фонд для временного поселения вынужденных переселенцев и исключение жилых помещений из фонда для временного поселения вынужденных переселенцев производятся на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

3. Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации).

4. Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев предоставляются лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, их несовершеннолетним детям независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца, если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.

5. Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев предоставляются вынужденным переселенцам в порядке очередности по договорам найма жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев на срок действия статуса вынужденного переселенца из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

6. Учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения, и принятие решения о предоставлении им жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев осуществляются территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

7. Вселение в жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев членов семьи вынужденного переселенца, не имеющих статуса вынужденного переселенца, для совместного проживания с вынужденным переселенцем осуществляется на основании решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, порядок принятия которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

8. Вынужденные переселенцы из числа нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения, проживающие в субъектах Российской Федерации, на территориях которых не создан фонд для временного поселения вынужденных переселенцев, могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев на территориях иных субъектов Российской Федерации, где создан такой фонд.

9. Порядок определения размера платы за жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. В случае расторжения или прекращения договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев проживающие в жилом помещении лица обязаны в месячный срок освободить его.";

11) пункт 2 статьи 12 признать утратившим силу.

Статья 2

Абзац шестой пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) признать утратившим силу.

Президент Российской Федерации