Домой / Глоссарий Риэлтора / Регулятивная и охранительная функции. Функции права

Регулятивная и охранительная функции. Функции права

Правовое воздействие, рассматриваемое с точки зрения его юридического своеобразия, имеет две стороны: положительное регулирование и охрану господствующих общественных отношений. В соответствии с этим специально-юридические функции, выражающие своеобразие правового воздействия, подразделяются на две главные группы – регулятивные и охранительную функции.

Регулятивные функции – направления правового воздействия, на-

целенные на то, чтобы обеспечить надлежащую организацию социалистических общественных отношений, их функционирование в соответствии с требованиями объективных законов общественного развития. Не случайно поэтому регулятивные функции иногда обобщенно именуют «функцией организации».

Охранительная функция – направление правового воздействия, на-

целенное на охрану социалистических общественных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому – на вытеснение отношений, чуждых социалистическому обществу.

Однако указанным делением не исчерпывается классификация специально-юридических функций. То, что называлось «регулятивными функциями» (или функцией организации), по сути дела, представляет собой обобщенное наименование двух функций – регулятивной статической и регулятивной динамической.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии пра-

ва на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из коренных задач (назначений) правового регулирования. Социалистическое право прежде всего закрепляет, т.е. утверждает, возводит в разряд неприкосновен-

1 Две из указанных плоскости общетеоретического анализа функций права в настоящее время четко различает Т.Н. Радько. Если ранее автор вслед за И.Е. Фарбером в «одном ряду» рассматривал регулятивную, охранительную и воспитательную функции (Радько Т.Н. Функции социалистического общенародного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1967), то ныне Т.Н. Радько, обособив первые две из упомянутых функций, с другой уже плоскости указывает на существование экономического, политического и воспитательного направления в правовом регулировании (Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970. С. 38–42).

Глава V. Активная роль и функции социалистического права

ных господствующие общественные отношения, выражающие волю и интересы народа.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить существующие имущественные порядки путем предоставления отдельным лицам (государству, общественным и кооперативным организациям, гражданам) наиболее широких и непосредственно осуществляемых правомочий владения, использования и распоряжения вещами. Статическая функция права отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве и т.д.).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии пра-

ва на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).

При помощи правового регулирования, в частности, оказывается возможным способствовать изменению и совершенствованию существующих отношений, а также вызывать к жизни новые общественные отношения.

Конечно, было бы неправильным противопоставлять динамическую функцию права статической. Способствовать развитию общественных отношений можно лишь постольку, поскольку господствующие отношения закреплены, утверждены в качестве незыблемых, неприкосновенных. Да и само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие. В то же время нельзя не видеть, что в определенных правовых институтах активное («действенное») начало социалистического права выражено особо отчетливо и ярко; отчетливо и ярко потому, что эти институты оформляют движение, динамику общественных отношений.

К такого рода институтам относятся, например, институты административного, гражданского, трудового права, опосредствующие хозяйственные процессы в нашей экономике; правовые институты, оформляющие процесс распределения производимых продуктов, и др. Так, нормы трудового права возлагают на рабочего или служащего обязанности точно и полно выполнять трудовые функции, соблюдать дисциплину труда и т.п., а на работодателя– предоставлять необходимые условия, обеспечивать безопасность работ, оплачивать работу и т.д. При помощи указанных обязанностей оформляются движение трудовых отношений, их динамика.

Таким образом, в более конкретизированном виде функции права, рассматриваемые под углом зрения своеобразия правового воздей-

Раздел первый. Право в социалистическом обществе

ствия, таковы: а) регулятивная статическая, б) регулятивная динамическая, в) охранительная.

Различия между этими тремя функциями непосредственно влияют

на внутреннее строение права, определяют важные моменты его структуры. Регулятивные (статическая и динамическая) и охранительная функции осуществляются при помощи различных по своим свойствам норм, типов правоотношений. Им соответствуют качественно разнородные пласты «правовой материи», охватывающие все отрасли права. Чтобы оттенить качественный характер различий между видами норм и типами правоотношений, соответствующих функциям права, их целесообразно именовать «функциональными различиями». При таком подходе оказывается, что некоторые подразделения юридических норм (деление норм на регулятивные и охранительные, а регулятивных – на обязывающие, управомочивающие и запрещающие), а также совпадающие подразделения правоотношений – это не одна из возможных классификаций, а группировка норм и правоотноше-

ний, непосредственно отражающая функции права.

Функциональные различия между нормами права и правоотношениями в ряде пунктов оказываются довольно существенными: настолько существенными, что нормы и правоотношения становятся подчас несопоставимыми; и, следовательно, без учета функциональных различий невозможно решать многие теоретические вопросы (см. гл. XIII, XVIII, XIX).

В системе функций права главенствующее определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц во всех этих формах проявляется его основное назначение - регулировать общественные отношения.

Особенности этой функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

В самом общем виде под регулятивной функцией права обычно понимают нормативное закрепление определенных общественных отношений, их организационное оформление, установление определенных правил поведения.

Несколько отличную, более узкую трактовку регулятивной функции права предлагает Т.Н. Радько, определяющий ее как направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении прав и возложении обязанностей на субъектов права. Иными словами, регулятивная функция направлена на координацию положительной деятельности субъектов права .

Регулятивная функция права выражается в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливающих статус граждан и компетенцию государственных органов и юридических лиц. Особенности этой функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

Назначение регулятивной функции права состоит в определении направления ее правового воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, в предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из коренных задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически утверждает, возводит в разряд «неприкосновенных» господствующие общественные отношения.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить существующие имущественные порядки путем предоставления отдельным лицам наиболее широких и непосредственно осуществляемых правомочий владения, пользования и распоряжения вещами. Статическая функция права отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве) .

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах административного, гражданского, трудового права, опосредствующих хозяйственные процессы в экономике, в правовых институтах, оформляющих процесс распределения производимых продуктов, и др. юридический функция право регулятивный

Например, если отношения собственности в гражданском праве являются отражением статики, то обязательственные отношения, опосредствующие переход вещей, вещных прав, установление обязательств, отражают регулятивную динамику.

Конечно, было бы неправильным противопоставлять динамическую функцию права статической и тем более, исходя из терминологии, рассматривать одну из них (статическую) как такую, которая носит юридически пассивный, а другую (динамическую) - юридически активный характер. И дело не только в том, что способствовать развитию общественных отношений можно лишь постольку, поскольку господствующие отношения закреплены, юридически утверждены в качестве незыблемых, неприкосновенных.

Суть вопроса в том, что само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие, так как оно сопряжено с фиксированием тех или иных субъективных прав за субъектами общественных отношений и, следовательно, с предоставлением им возможностей для самостоятельного, инициативного действования. Различие между статической и динамической функциями, имеющее весьма значительные основания, ближайшим образом связано с состоянием (статическим или динамическим) регулируемых отношений, что довольно существенно отражается на технико-юридическом содержании права - юридических механизмов, функционирующих в том и другом случае.

Регулятивные правоотношения представляют собой «канал», в «русле» которого право выполняет свою регулятивную функцию. Данные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе регулятивных норм и направлены на регулирование конкретных правовых связей путем установления субъективных прав и юридических обязанностей. Следует отметить, что государство как «суверен» и гарант правопорядка заинтересовано в стимулировании и охране регулятивных отношений, поскольку их своевременное и беспрепятственное возникновение и правомерная реализация выступают одним из проявлений требований законности .

Другая собственно-юридическая функция права - охранительная.

Необходимость в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Из предложенного определения вытекает, что право охраняет общепризнанные, фундаментальные общественные отношения и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагают, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества - это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение .

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них - это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая - позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если рассматривать ее в контексте правоохранительной деятельности государства.

В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда .

Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции Российской Федерации) .

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах: информационной; ориентационного воздействия; правового регулирования .

Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются или порицаются государством.

Ориентационное воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний.

Итак, подводя итог, надо отметить, что правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.

— руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, отдельных его отраслей и крупных правовых институтов.

Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые — предмет исследования теории государства и права.

Среди ученых нет единого мнения в отношении перечня общеправовых принципов. Ориентиром в этом вопросе может быть позиция законодателя, ибо правовые принципы закрепляются в Конституции, других нормативных актах, могут выводиться из общего смысла законов.

В ст. 6 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предусматривается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

Содержание принципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.

Социальное назначение и функции права

Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.

Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.

Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.

В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его . Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-cтатическая функция , или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста- тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

Выполняя регулятивно-динамическую функцию , право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

10.3 Функции права

Функции права

В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия.

По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права - урегулирование, упорядочение общественных отношений, придание им определенной направленности, стабильности, создание необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества.

Другие ученые полагают, что функции права - это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т. е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.

Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта - и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, под функциями права следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права - это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях, а функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью действия.

Система функций права непосредственно связана с системой права.

Проф. Т. Н. Радько выделяет пять групп функций права:

общеправовые, т. е. присущие всем отраслям права;

отраслевые, т. е. свойственные одной какой-то отрасли права;

межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права);

правовых институтов;

нормы права или отдельных норм.

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права - это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права.

Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:

1) культурно-историческую , посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

2) воспитательную - способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;

3) социального контроля - стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т. е. удерживает от совершения неправомерных действий;

4) информационно-регулирующую - информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

Что касается собственно юридических (или специально юридических) функций, то среди них выделяют две главные, или основные, функции - регулятивную и охранительную .

При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общества - упорядочить, регулировать общественные отношения, устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функция права вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий.

Проф. С. С. Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции - статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т. д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, т. е. право направлено на обслуживание правовыми средствами различных социальных процессов - экономических, политических, торговых и др. Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право способствует не только развитию и совершенствованию существующих, но и возникновение новых общественных отношений.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение - предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, установления запретов и реализации юридической ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.

В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную , которые производны от основных.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда.

Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции РФ).

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т. д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах : информационной; ориентационного (воспитательное) воздействия; правового регулирования.

Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются или порицаются государством.

Ориентационное (воспитательное) воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний.

Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

4. Функции и цели корпоративного права Каждая отрасль права выполняет в обществе и государстве определенные функции. Функции отрасли права очень важны, поскольку позволяют выявить и изучить направления правового регулирования конкретной отрасли. Функции отрасли тесно

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

4. Функции уголовного права Социальные ценности, созданные многовековой деятельностью людей, уголовное право (в содружестве с другими социально-правовыми регуляторами) охраняет от потенциальных (возможных) преступников и преступных посягательств. Такова охранительная

Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей Сергеевич

Глава 12. АКТИВНАЯ РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРАВА 1. Активная роль права в жизни общества.2. Активная роль права по отношению к экономике.3. Пределы активной роли права в жизни общества.4. Функции права.5. Эффективность права.1. Активная роль права в жизни общества.Здесь, в активной

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки - от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

13.2 Функции норм права Каждая норма права имеет собственное функциональное назначение. Следовательно, нормам права присущи определенные функции.Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

Источники и функции административного права Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если содержит административно-правовые нормы

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

Функции административного права Под функциями административного права понимают основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Они обусловливают значение и роль административного права в уставновлении административных

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

1.2. Цели, задачи и функции трудового права Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.Основные задачи трудового

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

§ 4. Функции инвестиционного права

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

§ 4. Функции теории государства и права Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура,

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 6. Социальная ценность и функции права Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его

Из книги автора

Функции теории государства и права Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:? онтологическая (онтология – учение о бытие) –

Из книги автора

7. Понятие права, его значение, признаки, функции На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.Понятие права многозначно.Необходимо выделить следующие

Из книги автора

Из книги автора

§ 1.3. Функции права В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Другие полагают,


^ Функции права

В юридической науке сформировалось несколько подходов к понятию функции права. Во-первых, функция права представляет собой реализацию сущности и социального назначения права. При этом акцент делается на то, что именно осуществляя функции право обеспечивает всеобщий устойчивый порядок в обществе; право охватывает полезные формы поведения; право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, препятствует незаконному вмешательству в сферу правомерной деятельности, оптимально сочетает свободу и справедливость.

Второй подход – здесь функция права обозначается как основное и главное направление правового воздействия на общественные отношения.

Третий подход – функции права связываются одновременно с социальным назначением, социальной ценностью права и основными направлениями его воздействия на общественные отношения. Поэтому сторонники этого подхода считают, раскрывая содержание какой-либо функции права необходимо постоянно иметь ввиду связь назначения права с направлениями его воздействия и, наоборот, предопределенность последних назначения права.

Функция права представляет собой один из элементов механизма воздействия права на состояние общественных отношений с целью их упорядочения. В числе других элементов правового воздействия выступают правовые нормы, правовые действия.

Трудно сказать, что данные подходы представляются друг другу. Они позволяют в своей совокупности дать полную картину путем анализа их различных сторон. Поэтому функции права можно определить как основные направления воздействия права на состояние общественных отношений, выражающие сущность и социальное назначение права с целью их упорядочивания.

Функциям права присущи следующие признаки:


  1. Функции права – это основной метод воздействия на общественные отношения

  2. Функции права направлены на упорядочивание общественных отношений

  3. Функции права характеризуются непрерывностью, длительностью, имеющие постоянный характер.

  4. Функции выражают наиболее существенные, основные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом.

  5. Объективный характер функций – они предопределены закономерностями общественного развития и уровень состояния общества закреплен экономическим состоянием общества.
Функция права выражает его активную роль; функции можно рассматривать в нескольких плоскостях, определяемых углом зрения; в частности – освещаются ли они в рамках всего социального организма или в рамках только государственно правовой части или только в границах самого права.

Когда мы желаем увидеть роль права в рамках всего социального организма – управленческая функция. Если рассматриваем право как части государственной надстройки - то здесь права и государство, являясь орудиями политического господства, то они выполняют одинаковые функции (экономическая, социальная, воспитательная и т.д.). А когда мы говорим, что право рассматривается в границах самого права, то здесь выделяются специально юридические функции.

Специально юридические функции – это направления правового воздействия, которые рассматриваются лишь в рамках самого права, выражают юридическое значение права для опосредуемых отношений и проявляются в специально юридическом его содержании. Выделяют:


  1. Регулятивная роль

    1. Регулятивно динамическая

    2. Регулятивно статическая

  2. Охранительная роль
Регулятивная функция – это направление правового воздействия, нацеленная на то, что обеспечить надлежащую, нормальную организацию господствующих общественных отношений, их статику и динамику; их функционирование в соответствии с требованиями объективных законов. Поэтому неслучайно регулятивные функции можно иначе назвать как функцию организации. Охранительная – это направление правового воздействия, нацеленная на охрану господствующих общественных отношений, их неприкосновенность; сообразно этому на вытеснение чуждых данному общественному строю отношений.

^ Регулятивно статическая функция выражается воздействием права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтов. В этом состоит одна из главных задач назначений правового регулирования, так как право, прежде всего, юридически утверждает, т.е. возводит в ранг неприкосновенные отношения.

Решающее значение здесь принадлежит институтам права собственности; а также функция выражена в институте политических прав, избирательных и прочее.

^ Регулятивно динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их. Она проявляется в процессах, которые связаны с распределением производимых товаров. Было бы неправильно противопоставлять динамической и статической функций и тем более исходя из терминологий рассматривать статическую как таковую, которая носит юридически пассивный и динамическую, которая носит активный характер.

Само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие, так как оно сопряжено с фиксированием тех или иных субъективных прав и следовательно предоставление им возможностей для того, чтобы самостоятельно и инициативно действовать.

Т.е. основные функции – это регулятивная и охранительная; а неосновные – это организационная, восстановительная, ограничительная (так как право способствует восстановлению нарушенных прав, при этом направлена на компенсирование того ущерба, который понес субъект; ограничительная функция связана с тем, что право обязано ограничивать рамками поведение субъектов).

^ Социальная ценность права

Социальная ценность понимается как способность того или иного явления удовлетворять потребности социального субъекта необходимые для его существования и развития. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов как граждан, так и общества в целом. Понять социальную ценность права – это значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем:


  1. ^ Инструментальная ценность права
Т.е. право выступает в качестве орудия, средства, обеспечивающего функционирование иных социальных институтов государства, социального управления. Право служит инструментом социального регулирования в руках государства. С его помощью субъекты реализуют свои потребности, интересы и устанавливают выгодный для них порядок. Реализовать эту цель позволяет общеобязательность права, основанная на силе государства.

Инструментальная ценность проявляется в том, что:


    1. Право закрепляет наиболее ценные для развития общества отношения, обеспечивающих прогресс, демократию, гуманизм. Эта цель достигается путем указания направления поведения людей для индивидов

    2. Посредством права вытесняется из общественной жизни негативные формы поведения путем их запрета

    3. Право выступает как орудие преобразования общества, как средство проведения государственной политики

    4. Право выступает как средство ограничения власти государства со стороны общества

    5. Право обеспечивает учет различных интересов и выражения их общих предписаний (обеспечение компромисса справедливости для всех)

    6. Посредством права разрешаются конфликты между людьми и их объединениями

    7. Право гарантирует свободу для людей, защиту их от произвола и притеснений

    8. Устанавливает меры воздействия государства на лиц, нарушающих нормы права

    9. В современных условиях право приобретает планетарное значение; оно является единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера

    10. На правовой основе формируются институты гражданского общества, рыночная экономика, многопартийная демократическая система, демократическая; свободная четвертая власть и правовое государство. В России нет ни гражданского общества ни правового государство, поэтому право не может проявить пока свои ценностные свойства.

  1. ^ Собственная ценность (самостоятельная)
Заключается в том, что право – это элемент культуры общества, это достижение человеческой цивилизации. Право вносит в жизнь людей такие высокозначимые блага, как безопасность, отношений человека с другими, стабильность человеческих отношений, гарантированность прав, торжество правды и справедливости и истины в конфликтных ситуациях.

Право противостоит произволу и беззаконию, в то же время обеспечивает простор для упорядоченной социальной активности и выступает как фактор социального прогресса.

Если право – социальная ценность, то теоретически вполне оправдано освещая право видеть в его свойствах правовые ценности, как достижения регулятивной культуры, которые выражают позитивный потенциал права., соответствующего потребностям социального прогресса.

Естественное право также обладает социальной ценностью:


  1. Является теорией правового государства

  2. Обеспечивает человеку самоуважение, автономию, самостоятельность

  3. Придает авторитет правам человека, объявляя их естественными, неотъемлемыми

  4. Является средством для сдерживания злоупотребления властью органами и должностных лиц
^ Соотношение государства и права

Соотношение государства и права – это одно из решающих, ключевых методологических положений. Государство и право – это разные части надстройки над экономическим базисом общества, так как государство – это организация политической власти, состоящее из органов (орудие этой власти). В своей совокупности органы образуют механизм государства, обладающий определенной материальной силой.

Право имеет иное строение и иное непосредственное содержание. Оно выражается в системе общеобязательных норм, которые носят формально определенный характер. Право таким образом по своему строению вплотную привлекают к общественному сознанию. Государство или право имеют свое бытие, свои специфические функции, отличаются особой, только ему, государству или праву присущей социальной ценностью и относится к разным пластам социальной жизни. Государство – это к социальному правлению, а право – это к социальному регулированию.

Несмотря на это различие, тем не менее необходимо подчеркнуть глубокое единство государства и права:


  1. И государство и право возникают одновременно и в силу одних и тех же социально-экономических и политических причин

  2. И государство и право обладают непосредственно социально-политическим содержанием, т.е. они выступают как орудие политического господства, у которых единые цели и задачи, стоящие перед государством и правом

  3. Государство и право взаимосвязаны, т.е. они взаимообусловлены и взаимопроникающие явления.
Государственная власть имеет определяющее значение для самого бытия права как особого института. Для осуществления его свойств и регулятивных качеств. В общей обязательной нормативности и всеобщности права, в его формальной определенности и его обеспеченности зримо и незримо присутствует государственная власть. Да и само формирование права, процесс правотворчества, причем во всех структурных общностях права, а также применение юридических норм напрямую связаны с деятельностью государственных органов.

Также необходимо отметить, что государство, активно использующее право в качестве инструмента, в свою очередь может рассматриваться как инструмент по отношению к праву. Право не только выступает в качестве орудия государства, но и имеет по отношению к нему самостоятельное значение, являясь средством целенаправленной и эффективной организации государственной власти. Этот аспект взаимосвязи государства и права выражается в связанности государственных органов действующими законами и подзаконными актами.

Т.е. когда мы говорим о соотношении государства и права, нужно обязательно определить единство, их различия и их взаимодействие. Конечно, в любом соотношении необходимо выяснить их связь между собой, что является первичным, а что нет.

Если нет причинно-следственной зависимости, есть иные зависимости – функциональная зависимость.

В литературе сложилось несколько подходов по данной проблеме:


  1. Этатический подход
Право подчинено государство – основной постулат

  1. Естественно-правовой подход
Право первично, а государство – вторично.

  1. Функциональный подход
Между государством и правом существует функциональная связь, взаимное влияние

  1. Позитивистский подход
Идея самоограничения государства

  1. Либерально-демократический
Исходит из принципов связанности государства правом.

^ Этатический подход

Абсолютизация роли государства в общественной жизни. Государство во благо индивидов для осуществления своей функции вмешивается во все сферы жизни, в том числе и в частную. Государство предшествует праву и порождает его. Право – это инструмент руководства обществом, а источником права является государственная власть, основанная на силе.

Общество не может существовать без государства, которое должно защищать социальные права граждан, способствовать развитию культуры, образования. Однако, есть объективные пределы вмешательства, что не учитывается авторами данной теории. Такой взгляд на проблему выводит государство за пределы зоны влияния права и снимает вопрос о правомерности самой государственной власти.

Такой подход на практике приводит к образованию тоталитарных режимов.

^ Естественно-правовой подход

Государство должно быть ограничено правом. Это вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных прав индивида. Право – это не результат деятельности государства, а порождение идеального правопорядка.

Государство – это продукт права, учреждается юридическими способами, предшествующими правопорядку. А само государство возникает из потребности функционирования права, как принципиально новый системы нормативного регулирования.

^ Дуалистический (функциональный) подход

Связь между государством и правом не носит столь однозначного причинно-следственного характера. Эта связь носит характер двусторонней зависимости, так как государство и право не может существовать друг без друга. Это объясняется тем, что функции, государство и право подчинены единым целям и задачам. Реализация функций одного невозможна без функционирования другого.
^ Позитивистский подход

Этот подход основан на идее самоограничения государства правом. Границы самоограничения определяются законом. Однако здесь не трудно заметить, что государство ограничено правом лишь постольку, поскольку оно по своей воле того желает. Так как государство ограничивается правом, но по своему усмотрению.

^ Либерально-демократический подход

В современной юридической отечественной литературе исследуется данный подход в аспекте проблем правового государства. Государство здесь выступает в 2 противоположных ипостасях – как гарант прав человека и как их потенциально-опасный противник.

Государству жизненно важно право, без него оно не в силах функционировать, так как отказ от использования права всегда влечет экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.

Этот подход исходит из того, что право связывает государство в интересах личности, ограничивая его от произвола. В современных условиях отмечается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей степени оно связывает государство. Активность государства при этом не подавляется, а расходуется рационально в интересах личности. Любое государство связано правом, мерой его цивилизованности и развитости.

Надо сказать, что данный подход не противоречит выводу о двустороннем характере связи государства и права.

Анализируя эти подходы, можно увидеть, что каждый подход рассматривает тот или иной аспект этой взаимосвязи. Наиболее приемлемым подходом, который соответствует либерально-демократической идее – это функциональный подход.

Государство влияет на право:


  1. Государство создает это права в процессе своей деятельности.

  2. Государство создает условия для реализации права

  3. Государство также гарантирует применение права силой своего принуждения
Право влияет на государство:

  1. Само государство, как система органов, образуется в строгом соответствии с действующим законодательством

  2. Эти государственные органы наделяются при помощи права соответствующей компетенцией

  3. Существование права заставляет государственные органы и должностные лица придерживаться установленных законодательством правил в отношениях с другими субъектами права.