Домой / Мелочи недвижимости / Конституционные принципы российского федерализма. Основные принципы и юридические свойства конституции рф

Конституционные принципы российского федерализма. Основные принципы и юридические свойства конституции рф

Деятельность всех современных государств подчинена определенным рамкам, которые существуют как на международном, так и на локальном уровне. Но далеко не всегда существовал подобный порядок. Истории известны моменты, когда жизнь человека ничем не регламентировалась и была подвластна лишь воле случая. Конечно, подобное состояние дел не могло обещать ничего хорошего. С развитием социальных формаций происходило изменение механизма общественного регулирования. По сути, люди создавали новые способы управления собой. Появление государств обусловило необходимость подобного рода регулирующих механизмов. Одним из них стало право.

Данная совокупность санкционированных норм морали зарекомендовала себя наилучшим образом. Ведь она наиболее полно регулирует отношения внутри общества, а также его взаимодействие с органами власти в стране. При этом была разработана основа юридических отношений в том или ином государстве. Ею, в зависимости от конкретной правовой системы, является конституция. В Российской Федерации основной закон также присутствует. Этот нормативный акт имеет высшую юридическую силу и иные характерные особенности. Непосредственное регулирование общества и возникающих в нем отношений конституция реализует посредством принципов, характеристика которых будет представлена далее в статье.

Общее понятие конституции

Существующий в Российской Федерации и других странах юридический порядок во многом разработан благодаря основному закону - Конституции. По сути, этот документ представляет нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Главной особенностью конституции является тот факт, что она закрепляет или же учреждает основные цели деятельности и создания государства как субъекта правоотношений. Исторически основной закон был известен уже в Древнем Риме. Одна из первых конституций была создана таким деятелем, как Сервий Тулий. В ней закрепились основные нормы, которыми регулировали некоторые общественные проблемы. В период Нового времени многие государства принимают конституции для нормализации политического положения и закрепления человеческих прав. Примером тому являются основные законодательные акты Речи Посполитой, Соединенных Штатов Америки, Франции и т.п.

Виды основного закона

Конституционные принципы во многом зависят от формы выражения норм наивысшего государственного акта. На сегодняшний день выделяют две основные формы, а именно:

  • писанная;
  • неписанная.

Первый вид конституций характеризуется тем, что основной закон закрепляется в едином нормативном документе или же в нескольких законах. В Российской Федерации главный нормативный акт существует именно в такой форме. Неписанные конституции представляют собой совокупность норм, которые разбросаны по разным отраслевым законам. При этом нормативные акты могут быть как общей направленности, так и специальной. Во многих государствах существует понятие «конституционный закон». Этот НПА выдается по наиболее важным вопросам и содержит в себе основополагающие принципы и нормы.

Конституция РФ

Если говорить конкретно о то она является писанным актом высшей юридической силы. Её приняли в 1993 году. В законе закреплены основы политико-правового строя РФ, а также порядок возникновения основных органов государственной власти. Структура Конституции включает в себя следующие структурные элементы, а именно: преамбулу, первый раздел (9 глав), второй раздел. Свое действие основной закон распространяет на территорию всего государства. Большое значение в данном случае отыгрывают конституционные принципы, которые, по сути, являются основой всей юридической системы государства.

Что такое принципы основного закона?

В юридической науке, принципы - это основополагающие идеи, на которых строится конкретное правовое явление. Конституция в данном случае является «фундаментом» юридической системы государства, о чем уже указывалось ранее. Поэтому её основы, по сути, касаются также иных правовых отраслей. Таким образом, конституционные принципы - это ключевые положения основного закона, которые характеризуют его как таковой. В большей части конституционные идеи отражают факт взаимодействия человека и государства.

Группы принципов

Конституция 1993 года состоит из большого количества различных исходных идей. Все они в той или иной степени закрепляют определенный спектр прав и свобод человека в отдельных сферах деятельности. Однако существуют конституционные принципы, которые регулируют деятельность, например, конкретных ветвей власти. Учитывая данные особенности, можно выделить определенные группы исходных положений основного закона, например:

  • принципы правового статуса личности;
  • конституционные государства;
  • принципы осуществления правосудия.

Все группы являются систематизированными. Они объединяют в себе основную суть и формы правоотношений того или иного характера. При этом абсолютно все группы важны для общества и государства, ведь на их основе строятся современные политические тенденции.

Юридический статус человека и гражданина

Безусловно, основой любой страны является её народ. Без этого элемента государство, по сути, не существует. Поэтому правовой статус человека и гражданина закрепляется в ключевом акте Российской Федерации. Следует отметить, что каждый индивид имеет спектр неотъемлемых свобод, которые даются ему от рождения. Помимо того, некоторые права входят в «пакет» гражданской связи человека и страны, гражданином которой он непосредственно является. В РФ правовой статус человека и гражданина является системой, которая состоит из следующих принципов:

  • Все институты системы правомочий личности являются учредительными. Это значит, что они проявляются в существующих юридических отраслях. Однако, как мы знаем, любая отрасль, в свою очередь, должна отвечать Конституции России. В этом и проявляется принцип учредительности. То есть экономические права, гражданские, социальные, экологические и все остальные, входящие в основу статуса личности, исходят от основного закона.
  • Права и свободы граждан, людей являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Данный принцип развивался на протяжении многих столетий. В его основе лежит философия о том, что каждый человек при рождении обретает определенный спектр свобод, которые никто не может у него отнять. Потому что природные права изначально характеризуют субъекта как одну из сторон общественных правоотношений. Каждый человек владеет некоторыми свободами. Например, во многих конституциях основными считаются экономические права, а также политические, гражданские и т.п.

  • Универсальным принципом безусловно, является равноправие всех людей. Следует отметить, что представленная основа существует в законодательствах иных стран, где процветает демократический строй. В Российской Федерации принцип равноправия также включен в основной закон. При этом существует множество научных интерпретаций данного юридического явления. Согласно наиболее «классической», равноправие - это форма выражения равновесия юридического характера, которая проявляется в полной гармонии и сочетании интересов и прав конкретных людей, общностей, социальных групп и т.п. Помимо того, представленный термин характеризует одинаковое положение сторон в тех или иных общественных отношениях. Проявление принципа равноправия можно увидеть в равности мужчин и женщин, рас, национальностей и т.п.
  • Равноправие очень тесно переплетается с принципом гуманизма. Его суть состоит в том, что человек, а также его права и свободы являются высшими ценностями в государстве. То есть, исходя из данной нормы, можно сделать вывод о том, что власть в стране гарантирует реализацию и поддержание людских правомочий.
  • Достаточно интересным является принцип общей доступности прав и свобод. Он наиболее явно проявляется в возможности каждого гражданина избирать и быть избранным в власти державы.

Таким образом, права и свободы граждан не только учитываются в основном законе, но еще и гарантируются. Именно благодаря конституционным принципам данной направленности люди в РФ могут вступать в правоотношения и создавать новые.

Организация государственного строя

Большое значение на сегодняшний день имеет государственная организация страны. Основополагающие принципы конституции в данном случае обеспечивают ту внутреннюю систему РФ, которую все мы привыкли видеть. При этом основы построения государства касаются не только граждан и социальных групп, а непосредственно страны. В данном случае последний элемент представлен в виде механизма, который функционирует благодаря многим взаимосвязанным факторам. Таким образом, существуют следующие принципы организации государства:

  • Демократизм является ключевым принципом построения современной державы. Он проявляется в свободе волеизъявления, доступе к государственной службе, свободе слова и т.п. Данный принцип проявляется в 1 статье Конституции России. Помимо того, он подразумевает собой республиканскую форму правления, при которой власть не сосредоточена в руках единой верхушки.
  • Конституция 1993 года содержит в себе принцип разделения властей. Согласно его положениям, управление страной разделено между тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Принцип был создан еще во времена Великой французской революции. На сегодняшний день он является основой демократического режима в любой стране и, в частности, Российской Федерации. Он наглядно проявляется в существовании парламента, правительства и системы судов. Данная структура государственных органов показывает принцип разделения властей в действии.

  • Одним из конституционных принципов является народовластие. Данное положение содержит в себе несколько особенностей государственного строя России. Во-первых, основным источником власти, согласно данному принципу, является народ РФ. Во-вторых, управление государством народ реализует через выборные органы и своих представителей. С точки зрения демократического строя, народовластие является классическим признаком свободы и равенства.
  • Согласно Конституции, Россия - суверенное государство. То есть её территория неделима, что исключает любые посягательства со стороны иных субъектов международных отношений. Помимо того, суверенитет Российской Федерации обеспечивает действие федеральных законов на всей её территории.
  • Территориальное деление в РФ является федеративным. При этом субъекты государства равны в своих правах и имеют частичную автономию.
  • Конституция России подразумевает светский характер государства. Это значит, что в стране не существует обязательной религии. При этом в статье 14 закреплена свобода религиозных объединений, которые являются равными перед законом.

Представленные принципы составляют 14 главу действующей Конституции Российской Федерации. Они играют одну из ключевых ролей в процессе построения государства, ведь на основе данных основополагающих норм существуют многие конституционные институты, а именно: президентство, парламентаризм, законность и т.п.

Понятие правосудия

В любом государстве существует правосудие и органы, которые его исполняют. Данная отрасль жизнедеятельности человека основывает одну из ключевых ветвей власти. Отсюда следует, что правосудие должно осуществляться на основе четкого законодательного регламента. Потому что эта деятельность непосредственно касается прав и судеб многих людей. Тот факт, что правосудие - это ветвь власти, обуславливает её конституционно-правовое регулирование. То есть представленное явление регламентируется нормами основного закона.

Принципы осуществления правосудия в РФ

Правосудие в России реализуется через отдельные принципы, закрепленные в основном законе.

  • Исключительно органам судебной ветви власти, которые функционируют в установленном действующем законодательством порядке, разрешено осуществление правосудия. Основой нормативного регулирования этой сферы являются такие НПА, как ФЗ «О судебной системе РФ» и, конечно же, Конституция России.
  • В своей деятельности суды подчиняются исключительно положениям Конституции и федерального законодательства. В данном случае прямо проявляется принцип законности. Следует помнить, что правосудие основывается на гражданском, административном, уголовном и конституционном законодательстве. При этом не допускаются какие-либо отклонения от установленных официальными нормативными актами процедур.
  • Судьи реализуют свою деятельность на основе полной самостоятельности и независимости. Это значит, что никто не может влиять на представителя закона или каким-нибудь образом координировать его действие с целью получения необходимого решения.
  • Правосудие в России осуществляется по принципу равноправия сторон в процессе состязательности. Это значит, что каждый участник имеет право собирать и представлять доказательства, строить свою правовую защиту и взаимодействовать с соответствующими органами для получения необходимых процессу данных. При этом стороны правосудия не могут угнетаться каким-либо образом по расовому, национальному, половому или возрастному признаку.
  • Одним из главных судебных принципов является Это значит, что никто не может быть признан виновным в чем-либо, если его вина не доказана в установленном законом порядке.

Конечно, представленный перечень не отражает абсолютно все принципы осуществления правосудия в России. Однако указанные исходные положения являются наиболее классическими, так как они отображают правосудие, которое должно существовать в современном демократическом государстве.

Заключение

Итак, мы попытались в статье рассмотреть основные конституционные принципы РФ, которые затрагивают разные сферы государственной деятельности. В заключение следует отметить, что основополагающие истоки функционирования нашей страны как нельзя лучше характеризуют её стремление к равноправию и обретению демократии. Однако над механизмами реализации данных принципов на сегодняшний день все еще необходимо работать.

Конституция Российской Федерации принята путем всенародного референдума 12 декабря 1993 г., вступила в действие 25 декабря 1993 г.

В основу новой Конституции были положены принципы 1 , выработанные юридической наукой на протяжении длительного периода существования конституционного права, как науки.

Таковыми являются:

1) демократизм, полновластие народа;

2) законность;

3) равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод;

4) гуманизм;

5) государственное единство;

6) равноправие и самоопределение народов;

7) разделение властей;

8) идеологическое многообразие, политический плюрализм .

Конституция России структурно состоит из следующих элементов:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

(преамбула)

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

(137 статей)

ГЛАВЫ

1.Основы

конституционного строя

2.Права и свободы человека и

гражданина

3.Федеративное устройство

4.Президент

Российской

Федерации

5.Федеральное Собрание

6.Правительство Российской

Федерации

7.Судебная власть

8.Местное

самоуправление

9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

Заключительные и переходные положения

Конституция РФ различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок» .

Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием Российской Федерации.

Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции, что входит в компетенцию российского парламента. Они принимаются в форме специального закона.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России вносятся:

    Президент Российской Федерации;

    Совет Федерации;

    Государственная Дума;

    Правительство России;

    Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации;

    Не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 чел.);

    Не менее 1/5 депутатов Государственной Думы (90 чел.).

Процедура пересмотра глав 1 – Основы Конституционного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина, 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции состоит из следующих стадий:

Во-первых, внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9.

Во-вторых, поддержка инициативы 3/5 голосов от общего числа членов СФ (107) и депутатов ГД (270).

В-третьих, созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом.

В-четвертых, принятие решения Конституционным Собранием: 1) подтвердить неизменность Конституции России, тогда процедура пересмотра заканчивается; 2) разработать новый проект Конституции.

В-пятых, Конституционное Собрание 1) принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа Конституционного собрания; 2) выносится на всенародное голосование.

Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в референдуме приняло участие более 50% зарегистрированных избирателей.

Таков порядок пересмотра 1, 2 и 9 глав Конституции Российской Федерации. Он призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

Поправки к главам 3-8 принимаются в следующем порядке:

    Внесение предложений о поправках в ГД в виде федерального конституционного закона о поправке к Конституции России. Предложение должно содержать в себе либо текст новой статьи , либо текст новой редакции статьи , либо положение об исключении статьи из Конституции .

    Проект закона о поправке рассматриваются в Комитете ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства.

    Рассмотрение проекта закона в ГД в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовали не менее 2/3 (300) депутатов ГД.

    Направление одобренного проекта закона в течении 5 дней в СФ. СФ рассматривает его. Проект считается принятым если за его одобрение проголосовало не менее ¾ (134) от общего числа членов СФ.

    Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона опубликовывает его для всеобщего сведения и направляет законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

    Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия.

    Одобренный законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Федерации в течение 7 дней направляется Председателем СФ Президенту России для подписания и официального опубликования.

Таков порядок изменения и внесения поправок в действующую Конституцию РФ.

Совокупность средств (правовых, организационных, информационно-пропагандистских и др.), с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм, строгое соблюдение режима конституционной законности называется правовой охраной Конституции Российской Федерации.

Правовая охрана Конституции Российской Федерации осуществляется с помощью конституционного контроля , т.е. деятельности компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий нормативно-правовых актов Конституции.

Контроль за соблюдением Конституции России относится к ведению Российской Федерации. Обеспечение соответствия конституций республик и уставов краев и областей федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

В Конституции РФ четко определены субъекты правовой охраны Конституции . Таковыми являются:

    Президент Российской Федерации . Согласно ч.2 ст. 80 Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

    Федеральное Собрание . К ведению ее палат отнесены вопросы, связанные с реализацией конституционных норм, а также внесения поправок и изменений в действующую Конституцию.

    Правительство Российской Федерации . Организует исполнение федеральных законов, систематически контролирует их исполнение исполнительными органами власти всех уровней и принимает меры по устранению допущенных нарушений.

    Органы судебной власти . Контролируют законность выполнения отдельных конституционных функций субъектами иных ветвей власти, защищают права и свободы граждан, конституционный строй России, обеспечивают соответствие актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении применения Конституции и законов, иных нормативных актов.

    Правоохранительные органы . Охраняют и защищают права и свободы граждан, интересы общества и государства, укрепляют законность и правопорядок.

Специальным органом охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента России, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, Правительства России; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров.

КС РФ разрешает споры между органами государственной власти, рассматривает жалобы граждан о нарушении их конституционных прав, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Принципы конституции

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, подчеркивается в этой статье, является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Демократизм Российского государства проявляется и в том, что Президент РФ, Федеральное Собрание избираются путем всеобщих выборов, наиболее важные вопросы выносятся на референдумы, примером чему является принятие Конституции 1993 г.

Конституция ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В пункте 2 статьи 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

3. Равноправие и полноправие граждан. Гарантированность прав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: "Все равны перед законом и судом". И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно, в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.

4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни.

5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где установлено, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространяются на всю ее территорию.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения: ст. 8, закрепляющей единство экономического пространства и ст. 67 - единство территории; ст. 68, устанавливающей русский язык в качестве единого государственного языка;

ст. 74, закрепляющей установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов; ст. 75, устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы и т. д.

6. Равноправие и самоопределение народов. Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе Российской Федерации. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством. Этот принцип закреплен в Преамбуле Конституции РФ, в ст. 5 - устанавливающей перечень субъектов федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны; ст. 73 - закрепляющей, что вне пределов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

На структу­ру и содержание Конституции России 1993 г. большое влияние оказали опыт разработки и принятия конституций зарубежных стран развитой демократии, особенно опыт послевоенных десятилетий, а также смена идеологических и политических ценностей и ориентиров в современ­ном российском обществе.

Структура Конституции РФ включает: преамбулу; 9 глав, содер­жащих 137 статей первого, основного раздела конституции, а также второй раздел «Заключительные и переходные положения».

Основная часть Конституции РФ открывается главой об основах конституционного строя. Именно в этой главе обычно закрепляются самые общие и важные принципы и положения консти­туции, являющиеся исходными, первичными, учредительными для других ее статей, иных законов и всей нормативно-правовой системы страны. Так, в Конституции РФ в данной главе закрепляется демокра­тическая сущность, правовой, социальный и светский характер российского государства, его республиканская форма правления, а в последу­ющих главах все это конкретизируется и развивается. В этой же главе четко определяется первостепенные место и роль соблюдения и защи­ты прав и свобод человека в жизни и деятельности общества и государ­ства, а в специальной, второй главе это основополагающее положение очень широко и подробно расшифровывается и воплощается в конкрет­ные права и свободы человека и гражданина и их гарантии. Точно так же, в первой главе зафиксированы самые общие основы федеративного устройства страны, а в отдельной, третьей главе раскрываются конкрет­ный состав РФ, статус ее субъектов, конкретные принципы и механиз­мы организации, функционирования и деятельности Федерации и ее субъектов. То же можно сказать относительно вопросов местного само­управления: сам принцип его отражен в гл. 1 (ст. 12), а более подробно об этом речь в главе 8. Если сама Конституция РФ представляет собой основу всего законодательства страны, как и каждой его отрасли, то ее первая глава, можно сказать, служит своеобразной «основой основ».

Принципиально по-новому решен в Конституции России вопрос о месте главы о правах и свободах личности. Раньше в советских консти­туциях такая глава либо вообще отсутствовала, либо была отодвинута в конец текста (например, в Конституции РСФСР 1938 г.), что, несо­мненно, отражало действительное отношение к личности, ее правам и свободам в тоталитарном обществе и государстве. Теперь же, когда уже в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства яв­ляется признание, соблюдение и защита этих прав и свобод, вполне логично и обоснованно выдвижение этой главы вперед.

Третье место по праву отведено главе «Федеративное устройство». Без предварительного решения этой группы проблем в конституции федеративного государства невозможно закрепить систему органов го­сударственной власти, принципы и механизм их деятельности, чему посвящены последующие четыре главы Конституции РФ (гл. 4-7). В отличие от унитарного государства, в федеративном государстве принцип разделения властей, их предметов ведения и полномочий осу­ществляется не только в «горизонтальном», но и в «вертикальном», политико-территориальном аспекте, т.е. как распределение предметов ведения и полномочий между федерацией в целом и ее субъектами. Естественно поэтому, что глава 4 «Президент Российской Федерации», глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации» и глава 7 «Судебная власть и прокуратура» должны исходить из содер­жания не только первых двух, но и третьей главы Конституции РФ.

Особо следует выделить вопрос о главе 8 «Местное самоуправле­ние». В советских конституциях, в том числе и в Конституции РСФСР 1978 г., такой главы не было.

Завершается основная часть Конституции РФ главой 9 «Конститу­ционные поправки и пересмотр Конституции», в которой говорится о том, кто может вносить предложения о поправках и пересмотре поло­жений Конституции и в каком порядке эти предложения рассматрива­ются и принимаются, о чем подробнее - несколько ниже.

Второй раздел Конституции РФ составляют «Заключительные и переходные положения». В отличие от основной части Конституции, т.е. ее первого раздела, эта часть изложена не в форме статей, а в форме ряда последовательных пунктов, закрепляющих: день ее принятия; день ее вступления в силу и одновременное прекращение действия предшествующей конституции.

Сказанное выше о структуре Конституции РФ позволяет сделать общий вывод, что она в целом вполне отвечает общим требованиям, предъявляемым конституционной теорией к современным конститу­циям. Она, несомненно, учла как накопленный мировой конституцион­ный опыт, так и своеобразие нашей страны, исторических и существу­ющих на сегодня условий ее развития. Эта структура достаточно логич­на, стройна и последовательна.

Термин «принцип» (от лат. principium - начало, основа) означает то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений, понятий, фактов. Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Под принципами Конституции в юридической науке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции.

Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы. Поэтому и конституционные принципы относятся к основополагающим принципам для всех отраслей права.

Основные принципы Конституции 1993 г.

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, - подчеркивается в этой статье, - является ее многонациональный народ». Конституция РФ закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Демократизм Российского государства выражается и в избрании Президента РФ и представительных органов РФ, ее субъектов путем всеобщих выборов, вынесения наиболее важных вопросов на референдумы.

Конституция РФ ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции принципа законности - строгого соблюдения требований законодательства. Этот принцип нашел отражение в ст. 15 Конституции, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности закреплен и в нормах гл. 7 Конституции, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

3. Равноправие и полноправие граждан. Гарантированность нрав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции устанавливает: «Все равны перед законом и судом». И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Принцип равноправия граждан подразумевает юридическое равенство, предоставление каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно в силу ряда причин объективного и субъективного порядка.

Конституция гарантирует гражданам возможность реализации прав и свобод. Как установлено в ст. 2 Конституции, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Конкретные гарантии реализации прав и свобод содержатся в нормах гл. 2 Конституции.

  • 4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко это проявляется в положениях ст. 17, провозглашающей неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения; ст. 20 - право каждого на жизнь; ст. 21 - охрана достоинства личности, запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; ст. 22 - право на свободу и личную неприкосновенность; ст. 42 - право на благоприятную окружающую среду и т.д.
  • 5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет принцип государственного единства. Этот принцип нашел закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции, где установлено, что суверенитет РФ и верховенство Конституции распространяются на всю территорию РФ.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения: ст. 8, гарантирующей единство экономического пространства; ст. 67, закрепляющей единство территории; ст. 68, признающей русский язык в качестве государственного языка; ст. 74, не допускающей установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов; ст. 75, устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы, и т.д.

6. Равноправие и самоопределение народов. Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе РФ, обусловленным многонациональным ее характером и федеративным устройством. Этот принцип закреплен в Преамбуле Конституции, в ст. 5, устанавливающей перечень субъектов Федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны; в ст. 73, закрепляющей, что вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ последние обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно ст. 66 Конституции статус субъекта РФ может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

Данный принцип отражен также в ст. 69 Конституции, которая устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

  • 7. Разделение властей. Этот принцип закреплен в ст. 10 и ст. 11 Конституции. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
  • 8. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни Конституция РФ закрепляет неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

Конституция РФ как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В связи с этим конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституция характеризуется признаками, отличающими ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются «юридическими свойствами».

Первым среди основных юридических свойств Конституции является ее верховенство в системе законодательных актов государства. Именно верховенство определяет и все другие ее юридические свойства. Статья 15 Конституции устанавливает, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

В Конституции, таким образом, содержатся основные начала всех иных законодательных актов, всех отраслей права. Следует отметить, что Конституция РФ отсылает к 14 федеральным конституционным законам и к более 40 федеральным законам. Данные свойства придают Конституции высшую юридическую силу.

В случае коллизии между требованиями Конституции и других нормативных правовых актов действует конституционная норма, а акт, ей противоречащий, подлежит изменению или отмене. Так, ст. 85 Конституции предоставляет Президенту РФ право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции до решения этого вопроса соответствующим судом.

В связи с федеративным устройством России важным юридическим свойством Конституции является прямое ее действие на всей территории РФ. Принятие и изменение Конституции, контроль за ее исполнением находится в введении РФ, т.е. относится к ее исключительной компетенции (ст. 71). К совместному ведению РФ и ее субъектов, согласно ст. 72 Конституции, относится обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции.

Юридическим свойством Конституции считается и то, что на ее нормах и принципах базируется все текущее законодательство - как Российской Федерации, так и ее субъектов. Принятие новой Конституции влечет за собой коренную переработку всех отраслей законодательства. Вместе с тем соотношение между Конституцией и текущим законодательством нельзя сводить только к определяющему влиянию основного закона. Существует и обратная связь - воздействие отраслевого законодательства на содержание Конституции.

К важным юридическим свойством относится особый порядок ее принятия и изменения. Этот порядок установлен в гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». В нормах данной главы установлен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Это - Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группы депутатов Совета Федерации или Государственной Думы численностью не менее одной пятой палаты.

В Конституции установлен различный порядок для изменения гл. 1, 2 и 9 и гл. 3-8. Положения гл. 1, 2 и 9 вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такие предложения поступят и будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия Федерального закона от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Согласно этому Закону предложения о поправке вносятся субъектами, установленными в ст. 134 Конституции, в виде проекта закона о поправке. Этот закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение пяти дней со дня одобрения проект направляется в Совет Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» из установленной Конституцией процедуры принятия поправок к главам 3-8 Конституции вытекает, что поправки принимаются в форме особого правового акта - Закона РФ о поправке к Конституции, имеющего особую юридическую природу, отличающегося от федеральных и федеральных конституционных законов.

Принятый палатами закон публикуется для всеобщего сведения и не позднее пяти дней со дня принятия направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения. Этот закон должен быть рассмотрен законодательным органом субъекта в срок не позднее одного года со дня принятия закона. Одобренный законодательными органами не менее чем двух третей субъектов закон направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования, который осуществляет это в срок не позднее 14 дней со дня получения закона. Принятая поправка вносится в текст Конституции.

Юридическим свойством Конституции является также то, что ее правовая охрана обеспечивается с помощью конституционного контроля. Как

отмечалось ранее, согласно ст. 71 Конституции контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик федеративной Конституции входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и входящих в ее состав республик.

Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции, обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ входит в содержание присяги Президента РФ.

В целях защиты Конституции формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Конституции.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции; проверяет конституционность законов по жалобам граждан и запросам судов; дает толкование Конституции.

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти - Верховный Суд РФ и Прокуратура РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством.

Сложность исторического этапа развития России обусловила введение в содержание Конституции раздела второго «Заключительные и переходные положения», что является новым для конституционного законодательства России.

В этом разделе установлен начальный момент вступления в силу Конституции РФ - со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции. Одновременно прекратилось действие Конституции (Основного Закона) России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими ее изменениями и дополнениями.

В случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора, а также других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ действуют положения Конституции.

Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

В данном разделе Конституции установлен порядок осуществления полномочий высшими органами государственной власти, сформированными до принятия Конституции 1993 г.

Президент РФ осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран по ранее действовавшей Конституции.

Совет Министров - Правительство РФ со дня вступления в силу Конституции 1993 г. приобретает права, обязанности и ответственность, установленные Конституцией, и впредь именуется Правительством РФ.

Суды осуществляют правосудие в соответствии с полномочиями, установленными Конституцией 1993 г. Судьи всех судов после вступления Конституции в силу сохраняют свои полномочия до истечения сроков, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном Конституцией 1993 г. Впредь до принятия соответствующих федеральных законов сохраняется порядок рассмотрения дел судом, прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Совет Федерации и Государственная Дума первого созыва были избраны сроком на два года.

Важное значение для статуса депутатов имело указание Конституции РФ, что депутат Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться членом Правительства. На таких лиц не распространялись положения Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействия), связанные с выполнением служебных обязанностей.

Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе.

Основные принципы Конституции РФ 1993 г.:

1) демократизм (выборность Президента РФ, Госду­мы, органов власти субъектов РФ и органов местного само­управления);

2) законность (органы государственной власти и мес­тного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и зако­ны);

3) гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности);

4) равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, места жительства, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям и других обстоятельств);

5) государственное единство РФ (верховенство Кон­ституции РФ и федеральных законов на всей ее террито­рии, целостность и неприкосновенность территории, един­ство экономического пространства, единый государствен­ный язык, единая денежная единица);

6) равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия цен­тра и субъектов разделены);

7) разделение власти (на законодательную, исполни­тельную и судебную);

8) идеологическое многообразие и многопартий­ность (запрет на государственную или обязательную идео­логию при равноправии общественных объединений перед законом).

Главные идеи и принципы, которые заложе­ны в конституции представляют собой ее сущность и отвечает на вопрос, чью волю она выражает.

Сущность конституции зависит от того, чьи ин­тересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции :

~ согласно тео­рии общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливаю­щий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

~ теологическая теория утверждает, что конститу­ция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

~ школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституци­онные нормы - это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

~ согласно марк­систско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Действующая Конституция Российской Федерации по своей сущ­ности является конституцией демократического правового государства, выражением воли многонационального народа Российской Федерации путем всенародного голосования, во­ли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые во­площают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью че­ловека, его прав и свобод.

Функции :

1) Политическая: выражает роль К. в отношении соц. структуры общ.

Достигается опред. стабилизация обществ. отношений. Полит. жизнь и борьба

вводятся в опред. К. рамки.

2) Юридическая: вытекает из того, что К явл. осн. законом и обладает по

отн. к др. правовым актам юр. верховенством. Эта функция К выражает ее

роль по отн. к действ. в общ. правовой системе, правопорядку.

3) Идеологическая: проявл. в воздействии на умы и сознание людей, влияет на их мировоззрение (К. 93 г. провозгласила принципы идеологического плюрализма, сосуществ. различных идеологий, кроме человеконенавистнических)

4) Организационная: выражается в формировании, организации и деятельности гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как и осн. формы его деятельности д.б. юр. регламентированы, а это задача К.