Сталкиваясь с проверками антимонопольного органа, предприниматель и сотрудники организации должны быть осведомлены - с какой целью к ним пришла данная федеральная служба и что конкретно она будет проверять. Такая осведомленность дает возможность тщательнее подготовиться к проверке и выявить "спорные" действия со стороны ФАС.
В первую очередь, ФАС осуществляя контроль за соблюдением на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы, выполняет функцию, возложенную на нее государством. Перечень актов, содержащих те самые требования, соблюдение которых и оценивается, утвержден приказом ФАС, более подробно с ним можно ознакомиться как через правовые системы, так и на официальном сайте федеральной службы fas.gov.ru. В этом списке вы сможете увидеть и ФЗ "О защите конкуренции", и ФЗ "О естественных монополиях", а также различные правила и стандарты.
Примерами выявленных нарушений при проверке могут являться:
- Признаки недобросовестной конкуренции;
- Монопольно низкие или высокие цены на продукцию предприятия, нарушение порядка ценообразования;
- Распространение ложной информации о потенциальных конкурентах;
- Разглашение чужой коммерческой тайны;
- Ложная реклама;
- И иные;
Плановая, внеплановая, а еще какая?
Плановая проверка заранее включена в график ФАС, который можно просмотреть на официальном сайте, и проводится раз в 3 года. Иными словами вас как вновь созданное юридическое лицо или ИП могут проверить только через 36 месяцев.
Внеплановая проверка проводится спонтанно, при условии, что на вас кто – то «накапал». Например, сообщение или заявление физического или юридического лица, СМИ; материалы, поступившие из правоохранительных органов, государственных органов или местного самоуправления. Чаще всего такие проверки заканчиваются штрафами для организации.
Длительность проверок составляет 30 дней, при этом данный срок может быть продлен еще на 2 месяца, например, если требуется проведение экспертизы или получение дополнительной информации.
Этапы проверок
- Как любой государственный орган, антимонопольный орган информирует заранее о своем появлении не менее чем за трое суток лично или заказным письмом. О внеплановой проверке сообщают за сутки, если конечно у вас не картель, где используется «эффект внезапности».
- Далее инспекция запрашивает необходимые документы, которые вы обязаны предоставить в течение 10 дней.
- Если все - таки ФАС найдет нарушение при проверке ваших документов, то ее выезда на само предприятие вам не избежать. Сотрудники инспекции осмотрят территорию, помещения организации и возможно назначат экспертизу.
- По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается вам под расписку с приложением протокола действий сотрудников ФАС, показаний и объяснений участников мероприятия. При выявлении нарушений антимонопольный орган выносит предписание о его устранении. Если данный проступок совершается повторно, то здесь уже «пахнет» административным делом.
- В течение 15 дней после получения заключения, вы можете подать письменное возражение в ФАС.
У вас всегда есть право на обжалование актов антимонопольного органа, если вы не согласны с вынесенным в отношении вас решением. Будьте бдительны и держите свою позицию уверенно при обследовании организации, при этом руководствуясь ФЗ «О защите конкуренции».
Проверки ФАС России – контрольное мероприятие, проводимое антимонопольной службой, которое рано или поздно случается с каждым предпринимателем, поэтому так важно знать план проверок на 2017 год, административный регламент на плановые проверки и то, как проводится внеплановая проверка. Это поможет пройти ее без проблем и дальше продолжить свою работу.
Антимонопольное законодательство
Буквально в этом году был утвержден и определен порядок, в соответствии с которым происходит проведение проверок, права сторон и что может послужить причиной для обжалования результатов проверок. Основная проверка будет направлена на соблюдение антимонопольных законов государства, работу с внебюджетными фондами, взаимодействие коммерческих и некоммерческих организаций, действия юридических и физических лиц.
Поэтому даже продажа бизнеса может послужить поводом для приезда сотрудников ФАС, которые должны выяснить и зафиксировать причину, проследить за правильностью оформления документов и убедиться в том, что при этом не нарушается соответствующее законодательство.
Когда будут проводиться проверки?
План проверок будет составлен заранее. Здесь будет указано время приезда и место посещения. Узнать их можно на официальном сайте или в городской администрации. При этом о проверке оповещают минимум за сутки до приезда, чтобы предприниматель мог подготовить нужные документы.
В среднем проверка проводится каждые три года. При этом о плановых извещают за три дня, а о том, что состоится выездная, внеплановая, говорят хотя бы за сутки. Причиной последнего мероприятия может послужить целый ряд факторов:
- Наличие информации или материалов, которые поступили из прокуратуры или местного муниципалитета.
- Просьбы от физических, юридических лиц или средств массовой информации.
- Просрочка выполнения предписания о нарушении антимонопольного законодательства.
- Поручение от президента страны или от главы правительства.
- Наличие нарушений сотрудниками антимонопольной организации.
Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее. Поэтому основные документы лучше всегда хранить на месте или иметь их копии.
Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее.
Как проходит проверка?
После прихода проверяющих владелец должен обеспечить доступ сотрудникам ко всем помещениям, документам и даже к тем, которые считаются секретными. У всех членов инспекции есть полномочия для ознакомления с ними, но лишь при наличии соответствующего документа. Никакая проверка не может происходить без участия понятых. Если создаются препятствия для проверки, можно заработать штраф или предупреждение.
По истечении проверки составляют специальный акт, в котором фиксируют найденные нарушения или их отсутствие. Далее этот документ направляют в правоохранительные органы или в главное подразделение ФАС. И только после этого можно , но лишь в том случае, если процесс проходит не в соответствии с нормами. Тогда и результаты не считаются достоверными. Отменить решение может только суд или вышестоящий орган.
Новые правила вступают в силу через 10 дней после опубликования документа, и тогда изменятся правила проверки, права обеих сторон. На это и нужно ориентироваться всем предпринимателям, которые работают в сфере продаж, услуг, рекламы, государственных закупок и на бирже. Наличие знаний защитит ваши права, обеспечит высокую скорость проверки и отсутствие проблем. А значит, со штрафами, приостановлением работы или закрытием предприятия вы не столкнетесь.
Плановые проверки ФАС на 2019 год - это способ контролировать, как соблюдаются требования 44-ФЗ. Из-за нарушений заказ могут признать необоснованным, а определение поставщика - недействительным. Виновные при этом понесут административную ответственность. Расскажем, что именно проверяют и когда ждать ФАС в 2019 году.
Кого проверяет ФАС
Порядок контроля госзакупок отражен . Одним из контрольных органов является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления.
Проверка ФАС происходит в отношении действий следующих субъектов:
- заказчика;
- уполномоченного органа или учреждения;
- оператора торговой площадки;
Проверки бывают двух видов:
- Плановые. Осуществляются на основании заранее утвержденного документа.
- Внеплановые. Случаются в результате либо неисполнения ранее выданного предписания.
Главное отличие состоит в том, что плановая процедура не подразумевает нарушений, а проводится, чтобы проверить деятельность госзаказчиков на соответствие нормам законодательства. Внеплановая же предполагает нарушение: возникла конфликтная ситуация, нарушены права и интересы участников закупки. Актуальный план проверок ФАС на 2019 год обязательно выкладывается .
Что проверяет ФАС
Антимонопольной службой не утвержден регламент проведения проверок в сфере контрактных отношений. Однако она руководствуется ранее изданными правовыми актами, к чему обязывает Приказ ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14. Порядок проведения плановых проверок (ПП) при размещении заказов отражен в Методических рекомендациях от 25.05.2007 № АЦ/8325.
Проверке подлежит вся информация о закупке, в том числе:
- выбор способа определения поставщика;
- установленные требования к участникам;
- требования к составу заявки;
- или допуск участников;
- порядок размещения информации в ЕИС;
- нарушение порядка заключения контракта.
Не подлежат контролю результаты оценки заявок, для рассмотрения которых предусмотрен только судебный порядок.
Плановую проверку в отношении каждого субъекта контрольный орган проводит не чаще чем один раз в 6 месяцев либо не более 1 раза за период проведения процедуры, если проверяется деятельность спец. организации или комиссии (не единой).
Как проверяет
Прежде всего ФАС создает приказ о проведении. В документе отражаются наименование проверяемой организаций, а также цель и основания мероприятия.
После этого организациям направляются уведомления, содержащие требование о предоставлении необходимого пакета документов.
Ознакомиться с организациями, в отношении которых проводятся проверки ФАС на 2019 год, можно на официальном сайте антимонопольной службы .
Проводится комиссия. Руководитель проверяемой организации должен обеспечить условия для работы инспекции. Комиссия систематизирует выявленные нарушения путем составления акта. Документ с результатами направляется заказчику и публикуется в .
В ЕИС доступна система поиска с использованием различных критериев, в том числе по наименованию или ИНН организации (правила ведения реестра ПП, принятые по ним решения, предписания утверждены Постановлением от 27.10.2015 № 1148).
План проверок ФАС в 1 полугодии 2019 года
Кого проверяют | ИНН | Когда начнется проверка | Сколько продлится проверка, дней |
---|---|---|---|
Центральный аппарат ФАС России | |||
Федеральное дорожное агентство | 7717509757 | Апрель | 22 |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации | 7707780887 | Август | 22 |
Федеральное агентство железнодорожного транспорта | 7708525167 | Октябрь | 24 |
Территориальные органы ФАС России | |||
Адыгейское УФАС | |||
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Адыгея | 105047422 | 01.04.2019 | 12 |
Алтайское краевое УФАС — не запланировано | |||
Алтайское республиканское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай» | 408006785 | 20.05.2019 | 20 |
Амурское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» | 2810000348 | 13.05.2019 | 21 |
Архангельское УФАС | |||
Государственное учреждение — отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области | 2901038317 | Февраль | 20 |
Государственное учреждение — управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) | 2901099535 | Февраль | 20 |
Астраханское УФАС — не запланированы | |||
Башкортостанское УФАС | |||
ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан» | 274167900 | Апрель 2019 | 30 |
Белгородское УФАС | |||
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области | 3123116900 | Февраль | 21 |
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области» | 3126007779 | Март | 21 |
Белгородская таможня | 3125016361 | Апрель | 21 |
Брянское УФАС | |||
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Брянский» (реализующий задачи функции органов внутренних дел на территории городского округа город Сельцо и Брянского муниципального района) | 3207004938 | 25.02.2019 | 20 |
Бурятское УФАС | |||
Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству | 326043666 | 15.04.2019 | 20 |
Владимирское УФАС — не запланированы | |||
Волгоградское УФАС — не запланированы | |||
Вологодское УФАС | |||
Федеральное государственное казенное учреждение «Арктический спасательный учебно-научный центр "Вытегра"» | 3508009707 | 15.04.2019 | 20 |
Воронежское УФАС | |||
Государственное учреждение — Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации | 3666016915 | 03.2019 | 20 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» | 3661011208 | 04.2019 | 20 |
Дагестанское УФАС — не запланированы | |||
Еврейское УФАС — не запланированы | |||
Забайкальское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» | 7536129908 | 04.03.2019 | 20 |
Читинская таможня | 7536030497 | 09.09.2019 | 20 |
Ивановское УФАС — не запланированы | |||
Ингушское УФАС | |||
Государственная инспекция труда в Республике Ингушетия | 602026310 | 04.03.2019 | 14 |
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия |
603278359 | 08.04.2019 | 14 |
Иркутское УФАС | |||
Сибирский тыловой таможенный пост | 3808130077 | 01.03.2019 | 20 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» | 3811024304 | 01.04.2019 | 22 |
Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства» | 3800000140 | 06.05.2019 | 18 |
Кабардино-Балкарское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр изучения, использования и охраны водных ресурсов КБР» | 713000878 | 04.02.2019 | 20 |
Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по КБР» | 726006115 | 15.04.2019 | 20 |
Калининградское УФАС | |||
Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» | 3903010414 | 11.03.2019 | 20 |
Калмыцкое УФАС | |||
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия | 814162917 | 04.02.2019 | 20 |
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия | 814055873 | 01.04.2019 | 20 |
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Калмыкия» | 814167270 | 04.03.2019 | 20 |
Федеральное государственное казенное учреждение «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия» | 816022584 | 06.05.2019 | 20 |
Калужское УФАС | |||
Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по калужской области» | 4029047288 | Апрель | 20 |
Камчатское УФАС — не запланированы | |||
Карачаево-Черкесское УФАС | |||
МИФНС № 3 по Карачаево-Черкесской республике | 15.05.2019 | 20 | |
Карельское УФАС — не запланированы | |||
Кемеровское УФАС | |||
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кемеровской области | 7703381225 | 01.02.2019 | 20 |
ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний Кемеровской области» | 4207007095 | 01.05.2019 | 20 |
Кировское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови Федерального медико-биологического агентства» | 4346007656 | Май 2019 | 20 |
Коми УФАС | |||
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми | 1101486237 | 3 | 20 |
Костромское УФАС | |||
ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Костромской области» | 4424001380 | 11.03.2019 | 20 |
ФКУ «Исправительная колония № 3 УФСИН по Костромской области» | 4414007390 | 08.04.2019 | 20 |
Краснодарское УФАС — не запланированы | |||
Красноярское УФАС — не запланированы | |||
Крымское УФАС — не запланированы | |||
Курганское УФАС | |||
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Курганской области | 4501104600 | 01.03.2019 | 20 |
Управление Федерального казначейства по Курганской области | 4501031247 | 03.06.2019 | 20 |
Курское УФАС | |||
Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области | 4632048460 | 15.04.2019 | 20 |
Ленинградское УФАС — не запланированы | |||
Липецкое УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Липецкой области» | 4825010487. | 15.10.2019 | 10 |
Магаданское УФАС | |||
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области | 4909008188 | 2 | 10 |
Марийское УФАС | |||
Государственное федеральное бюджетное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл | 1215057016 | 4 | 20 |
Мордовское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» | 1326043499 | 01.04.2019 | 20 |
Московское УФАС — не запланированы | |||
Московское областное УФАС — не запланированы | |||
Мурманское УФАС — не запланированы | |||
Ненецкое УФАС | |||
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ненецкому автономному округу | 2983011634 | Maрт 2019 | 20 |
Федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ненецкому автономному округу» | 8301150011 | Maй 2019 | 18 |
Нижегородское УФАС | |||
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области | 5260147237 | Апрель | 21 |
Новгородское УФАС | |||
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новгородской области | 5321185200 | Март | 20 |
Новосибирское УФАС | |||
ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России | 5406011563 | 01.03.2019 | 20 |
ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России | 5408106348 | 03.06.2019 | 20 |
Омское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» | 5503235880 | Апрель | 20 |
Оренбургское УФАС | |||
ФГКУ «9 Отряд Федеральной противопожарной службы по Оренбургской области» | 5609046018 | Апрель | 28 |
Орловское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново"» | 5717010065 | 18.02.2019 | 22 |
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области | 5752006960 | 15.04.2019 | 22 |
Пензенское УФАС | |||
Государственное учреждение — Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации | 5836110830 | 18.02.2019 | 20 |
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области | 5834007500 | 13.05.2019 | 20 |
Пермское УФАС | |||
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю | 5902293114 | 18.02.2019 | 20 |
Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю | 5902290650 | 29.04.2019 | 20 |
Приморское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю» | 2538015939 | 11.02.2019 | 30 |
Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта | 2540130230 | 13.05.2019 | 30 |
Псковское УФАС | |||
Государственное учреждение — отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области | 6027005423 | 13.05.2019 | 10 |
Ростовское УФАС — не запланированы | |||
Рязанское УФАС | |||
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Скопинский» | 6233000759 | Май 2019 | 20 |
Самарское УФАС — не запланированы | |||
Санкт-Петербургское УФАС | |||
ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» | 7812029408 | 20.05.2019 | 21 |
Саратовское УФАС | |||
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области | 6449973616 | 02.2019 | 20 |
Сахалинское УФАС — не запланированы | |||
Свердловское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» | 6672273994 | 01.02.2019 | 20 |
Северо-Осетинское УФАС | |||
Государственная инспекция труда в Республике Северная Осетия — Алания | 1502016648 | 03.2019 | 24 |
Смоленское УФАС — не запланированы | |||
Ставропольское УФАС | |||
ФГБУ «Центр медицинской реабилитации "Луч" Министерства здравоохранения РФ» | 2628055277 | 29.05.2019 | 21 |
ФГБУ «Национальный парк "Кисловодский"» | 2628057919 | 29.05.2019 | 21 |
ГКУ «Санаторий "Электроника" ФТС России» | 2628050110 | 23.01.2019 | 21 |
Тамбовское УФАС | |||
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» | 6832006809 | 20.05.2019 | 20 |
Татарстанское УФАС | |||
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан | 1660077844 | Февраль | 15 |
Управление Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому Федеральному округу | 1655256510 | Март | 15 |
Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации | 1657051250 | Апрель | 15 |
Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан | 1654002946 | Май | 15 |
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору | 1654004615 | Июнь | 15 |
Тверское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверская государственная сельскохозяйственная академия» | 6902016151 | 04.03.2019 | 20 |
Томское УФАС | |||
Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области | 7017042210 | Февраль | 20 |
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области | 7017107837 | Март | 20 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации | 7018013613 | Март | 20 |
Тульское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 71 Федеральной службы исполнения наказаний» | 7107057531 | 04.02.2019 | 20 |
Тывинское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва» | 1701050869 | Июнь 2019 | 20 |
Тюменское УФАС — не запланированы | |||
Удмуртское УФАС | |||
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» | 1831102821 | 22.04.2019 | 20 |
Ульяновское УФАС | |||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный технический университет» (ФГБОУ ВО «УлГТУ») | 7325000052 | Февраль 2019 | 20 |
Хабаровское УФАС | |||
Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» | 2725022365 | 01.04.2019 | 22 |
Хакасское УФАС | |||
Отдел Министрества внутренних дел Российской Федерации по городу Саяногорску | 1902025020 | 04.02.2019 | 12 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Хакасия» | 1901036678 | 20.05.2019 | 12 |
Ханты-Мансийское УФАС — не запланированы | |||
Челябинское УФАС | |||
Войсковая часть 6830 | 745101001 | 04.10.2019 | |
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий "Лесное озеро" Министерства внутренних дел Российской Федерации» | 7413003260 | 02.04.2019 | |
Чеченское УФАС | |||
Войсковая часть 3761 | 2008491001 | 09.01.2019 | 17 |
Государственное бюджетное учреждение «Республиканский кожно-венерологический диспансер» | 2016001275 | 01.02.2019 | 20 |
Государственное бюджетное учреждение «Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» на 90 мест | 2001000529 | 01.03.2019 | 20 |
Государственное бюджетное учреждение «Гудермесская центральная районная больница» | 2020002296 | 01.04.2019 | 22 |
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чеченской Республике» | 2015039935 | 06.05.2019 | 18 |
Государственное бюджетное учреждение «Аргунская городская больница № 1» | 2020002948 | 03.06.2019 | 19 |
Чувашское УФАС | |||
Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области | 2127019687 | 05.02.2019 | 14 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии № 29 Федерального медико-биологического агентства » | 2124017579 | 05.03.2019 | 13 |
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике | 2128700200 | 02.04.2019 | 13 |
Управление федеральной службы судебных приставов по в Чувашской Республике | 2129056035 | 07.05.2019 | 12 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» | 2129009412 | 04.06.2019 | 13 |
Чукотское УФАС | |||
Департамент социальной политики Чукотского автономного округа | 8709008854 | Февраль | 20 |
Якутское УФАС | |||
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) | 1435155241 | 11.03.2019 | 19 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) | 1435157898 | 09.09.2019 | 19 |
Ямало-Ненецкое УФАС | |||
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу | 8901016096 | 12.03.2019 | 5 |
Ярославское УФАС | |||
Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля | 7602017692 | 01.03.2019 | 20 |
Полный план проверок со всей дополнительной информацией можно скачать в отдельном файле.
Результаты контроля
При выявлении нарушений ФАС вправе:
- составлять протоколы об административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений;
- обращаться в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными.
Невыполнение в установленный срок законного предписания повлечет (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц — 50 000 руб.;
- на юридических лиц — в размере 500 000 руб.
Результаты контрольных мероприятий могут быть обжалованы в судебном порядке.
Тема номера
Как ФАС проводит плановые и внеплановые проверки
Ольга Чагина,
начальник отдела проверок Управления контроля размещения госзаказа ФАС России
ФАС России контролирует соблюдение Закона № 44-ФЗ, проводя плановые и внеплановые проверки (ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В ходе проверок ведомство устанавливает факты нарушения законодательства, привлекая субъекта контроля к ответственности и разъясняя, как не допустить в дальнейшем аналогичные нарушения. В статье подробно рассмотрен порядок проведения каждого вида таких проверок.
Сейчас антимонопольная служба и территориальные органы проверяют субъектов контроля в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 № 30 .
Субъекты контроля - это заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок.
Как проводят внеплановые проверки
Основания и сроки. Основанием для проведения внеплановой проверки ФАС в рамках п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ служит поступление в контрольный орган информации о нарушениях законодательства. Такой информацией признают обращения физлиц и юрлиц, общественных организаций, запросы правоохранительных органов.
Срок проведения такой проверки не превышает 30 дней с момента поступления информации о нарушениях законодательства.
В исключительных случаях и при направлении запроса о предоставлении необходимых документов и информации контрольный орган вправе продлить срок проверки не более чем на 30 дней, уведомив об этом заявителя и субъект контроля.
Порядок проведения. Информация о проведении проверки и ее результаты, в том числе текст решения и предписания, размещают в ЕИС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148 .
Процесс внеплановой проверки проводят по аналогии с процедурой рассмотрения жалоб на действия заказчиков, но он не ограничен конкретным сроком.
Регламент внеплановых проверок пока не зарегистрирован в Минюсте. Поэтому территориальным органам ФАС рекомендовано уведомлять лиц, которые направили информацию о нарушениях, о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки, чтобы у них была возможность защитить свои интересы, предоставить пояснения, дополнительные документы и сведения (письмо ФАС России от 04.05.2016 № ИА/29998/16).
В отличие от рассмотрения жалоб в рамках ст. 106 Закона № 44-ФЗ, при проведении внеплановых проверок контрольный орган не приостанавливает заключение контракта до рассмотрения обращения по существу.
Зона контроля. Внеплановые проверки охватывают весь процесс определения поставщика и исполнения контрактов. Но при их проведении (как и плановых проверок, а также при рассмотрении жалоб) под контроль не подпадают результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями (ч. 12 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Эти результаты участники закупок могут обжаловать в судебном порядке. Также ФАС России и территориальные органы не проводят контроль в сфере закупок по ч. , и ст. 99 Закона № 44-ФЗ (ч. 3 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Право на запрос информации. При проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа могут в соответствии с их полномочиями запрашивать мотивированным запросом в письменной форме необходимые документы и информацию. Также при предъявлении служебных удостоверений и распоряжения руководителя при проведении таких проверок сотрудники ФАС имеют право на беспрепятственный доступ в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок для получения документов и информации о закупках (ч. 26 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Субъекты контроля обязаны представлять по требованию в контрольный орган объяснения в письменной форме, информацию о закупках и давать объяснения в устной форме (ч. 28 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Ответственность за недостоверные сведения и нарушения. Если заказчик не представил или представил заведомо недостоверную информацию и документы, это признают административным правонарушением. Ответственность за это предусмотрена в ст. 19.7.2 КоАП РФ: виновных должностных лиц штрафуют на 15 тыс. руб., юрлиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Если контрольный орган выявит нарушения, он выдает обязательные для исполнения предписания об устранении всех нарушений, в том числе об аннулировании определения исполнителей (п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В результате внеплановых проверок при выявлении фактов, которые содержат признаки состава преступления, ФАС передает эту информацию в правоохранительные органы.
Как проводят плановые проверки
Порядок проведения. Плановые проверки в отношении каждого субъекта контрольный орган проводит не чаще, чем один раз в шесть месяцев.
Это делается на основании плана проверок, который утверждает руководитель контрольного органа. В этом плане указывают наименование контрольного органа, информацию о субъекте контроля, цель и основания проведения проверки, а также месяц начала ее проведения. План проверок и вносимые в него изменения контрольный орган размещает в ЕИС.
Приказ о проведении проверки. Перед проверкой подготавливают приказ о ее проведении, который утверждает руководитель контрольного органа, и направляют уведомление о проведении плановой проверки.
Приказ о проведении плановой проверки содержит сведения о наименовании контрольного органа, составе комиссии с указанием Ф. И. О. и должности каждого члена, предмете, а также о цели и основании проведения. Кроме того, там должна быть информация о дате начала и окончания проведения проверки, проверяемом периоде, сроках, в течение которых составляется акт по результатам проведения, а также о наименовании субъектов контроля.
При этом оригинал приказа о проведении плановой проверки комиссия представляет для ознакомления субъекту контроля до начала проведения плановой проверки.
Что входит в уведомление о проведении проверки. Как правило, уведомление о проведении плановой проверки содержит сведения о ее предмете, целях и основаниях на это, дате начала и окончания проведения, а также проверяемом периоде. В такое уведомление нужно включить необходимые документы и информацию с указанием срока их предоставления субъектами контроля.
Кроме того, там должны быть сведения о необходимости обеспечить условия для работы комиссии. В частности, возможность предоставить помещение для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые средства, оборудование для проведения плановой проверки.
Контрольный орган размещает в ЕИС информацию в течение 2 рабочих дней с даты приказа о проведении плановой проверки, указывая перечисленную информацию.
Уведомление о проведении плановой проверки направляют субъекту не позднее 7 рабочих дней до даты проведения проверки почтовым отправлением с уведомлением или любым иным способом с отметкой о получении.
На что имеют право члены комиссии. При проведении плановой проверки члены комиссии имеют право на беспрепятственный доступ в помещения и на территории, которые занимают субъекты, для получения документов и информации о закупках на любых носителях. Для этого они должны предъявить служебные удостоверения и приказ руководителя контрольного органа о проведении плановой проверки.
Таким должностным лицам позволено истребовать необходимые для проведения плановой проверки документы и сведения, включая служебную переписку в электронном виде. Также по запросу субъекты предоставляют документы и сведения, которые составляют коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, и информацию, составляющую гостайну, при наличии у членов комиссии формы допуска к ней.
Кроме того, члены комиссии имеет право получать необходимые для проведения плановой проверки объяснения в письменной или устной форме по предмету плановой проверки от субъекта контроля и его должностных лиц, осуществлять аудиозапись объяснений, а также фото- и видеосъемку с обязательным уведомлением об этом опрашиваемого лица.
Наконец, они могут запрашивать мнение специалистов и экспертов в случае, если для проведения плановой проверки членам комиссии потребуются специальные знания.
Обычно в состав комиссии, которая образована контрольным органом для проведения плановой проверки, входит не менее трех человек. При этом ФАС в случае необходимости может обратиться в прокуратуру, правоохранительные и иные органы власти с предложением о включении в состав комиссии должностных лиц этих ведомств.
Что обязаны делать субъект контроля и его должностные лица. Во время проведения плановой проверки субъект контроля и его должностные лица обязаны не препятствовать ее проведению. В частности, как уже отмечалось, они должны обеспечивать право беспрепятственного доступа членов комиссии на территорию и в помещения с учетом требований законодательства о защите гостайны.
По письменному запросу комиссии либо ее члена им необходимо предоставлять в установленные запросом сроки необходимые для проведения проверки оригиналы и копии документов, включая служебную переписку в электронном виде.
Кроме того, субъект контроля должен обеспечивать необходимые условия для работы комиссии, в том числе предоставлять помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые для проведения проверки средства и оборудование, указанные в уведомлении.
По требованию субъекта контроля запрашиваемые документы и сведения передают на основании акта приема-передачи. Если субъект контроля не может представить требуемые документы, он обязан представить комиссии письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их предоставления.
По письменному заявлению субъекта контроля на основании письменного решения комиссии срок подачи требуемых документов могут продлить не более чем на 5 рабочих дней
Этапы проверки. Плановую проверку проводят в два этапа, которые могут быть одновременными.
Первый этап - рассмотрение закупок, которые находятся на стадии определения исполнителя на предмет их соответствия требованиям законодательства. В случае выявления признаков нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов комиссия:
- назначает дату заседания комиссии;
- направляет уведомления о заседании комиссии субъекту контроля, с указанием даты, времени и места заседания комиссии;
- проводит заседание комиссии;
- рассматривает представленные комиссии документы и сведения, которые относятся к предмету плановой проверки;
- заслушивает объяснения субъекта контроля;
- принимает решения по результатам заседания и выдает предписания об устранении нарушений.
Субъект контроля вправе присутствовать на заседании комиссии лично либо направить своих представителей, давать пояснения по фактам установленных признаков нарушения законодательства.
По результатам проведения первого этапа плановой проверки на основании документов и сведений, которые представлены на заседание комиссии, принимают решение о наличии в действиях субъекта контроля нарушений законодательства. Если такие нарушения выявлены, комиссия выдает обязательное для исполнения предписание об их устранении.
Полный текст решения и предписания размещают в ЕИС в срок до 3 рабочих дней со дня их оглашения, направляют субъекту контроля и заинтересованным лицам
Второй этап плановой проверки проводят в отношении закупок, по которым уже заключены контракты. Результаты проверки оформляют актом проверки в сроки, которые установлены приказом о проведении плановой проверки. При этом решение и предписание комиссии по результатам первого этапа проведения плановой проверки - неотъемлемая частью акта плановой проверки.
Копию акта проверки направляют субъекту контроля в срок до 3 рабочих дней со дня его подписания сопроводительным письмом за подписью руководителя контрольного органа либо его заместителя. После изготовления и подписания контрольным органом полного текста акта, но не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания текст акта и его электронную копию, его номер и дату размещают в ЕИС.
Субъект контроля в течение 10 рабочих дней со дня получения копии акта проверки вправе представить в контрольный орган письменные возражения по фактам, изложенным в акте проверки, которые также приобщаются к материалам проверки.
Сейчас ФАС России разрабатывает административный регламент, который регулирует порядок исполнения функции по проведению плановых и внеплановых проверок того, как субъекты контроля соблюдают контрактное законодательство (постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373). Регламент необходим для определения сроков и последовательности административных процедур ФАС и ее территориальных органов при проведении проверок.
Какие нарушения выявила ФАС за первые три квартала 2016 года
За первые три квартала 2016 года ФАС России и территориальные органы провели 8000 внеплановых и 200 плановых проверок. По их результатам выданы: по внеплановым проверкам около 2560, по плановым проверкам 24 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.
Всего за указанный период 2016 года ФАС России и территориальные органы проверили почти 37 тыс. закупок. При этом выявлено около 10 600 закупок с нарушениями и около 13 900 нарушений законодательства.
Наибольшее количество нарушений, которые обнаружили ФАС России и ее территориальные органы, касались:
- нарушения размещения информации в ЕИС;
- нарушения порядка выбора способа определения поставщика;
- нарушения в части установления требований в документации о закупках, которые повлекли ограничение количества участников закупок;
- установления требований о предоставлении в составе заявок на участие в закупках документов и сведений, которые не предусмотрены Законом № 44-ФЗ;
- необоснованного допуска участников к участию в процедурах, в том числе победителей;
- необоснованного отказа участникам закупок в допуске к участию в процедурах;
- нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, который установлен в конкурсной документации, применения критериев оценки заявок на участие в конкурсе, не предусмотренных конкурсной документацией, нарушения порядка определения победителя конкурса;
- нарушения порядка заключения контракта или неправомерного изменения его условий, а также заключения контрактов с нарушением объявленных условий закупок.
«Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».
Звезда
за правильный ответ
Проверьте себя
Неправильно
Правильно!
Через какой срок с момента поступления информации о нарушениях законодательства проводят внеплановую проверку?
Не более чем через 20 дней с этого момента
Не более чем через 30 дней с этого момента
15 мин на чтение
Примерное время
Распечатайте
и возьмите с собой
Распечатать статью
Скачать статью
Тема номера
Как применяют ограничения на закупку импортных продуктов: все возможные комбинации
Разберем варианты действий заказчика: когда нужно и не нужно отклонять заявки с импортными продуктами питания
Работа на должностях по закупкам без подтверждения квалификации нарушает трудовое и бюджетное законодательство. Какие штрафы за это можно получить - смотрите в таблице.
Штрафы за работу без подтвержденного образования
Документ | Нарушение | Санкции |
---|---|---|
Трудовой кодекс | Независимо от причин, по которым работодатель принял работника на запрещенную для него работу, после установления этого факта необходимо немедленно освободить работника от занимаемой должности. Трудовой договор должен быть прекращен по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ | КоАП РФ
Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. На должностных лиц - 1–5 тыс. руб., На юридических лиц - 30–50 тыс. руб. |
Уголовный кодекс | Пункт 3 ст. 160 УК РФ: растрата с использованием служебного положения (например, лицо не имело право заключить госконтракт и оплатить его за счет бюджетных средств, т. к. незаконно занимало должность работника контрактной службы) | От 100 до 500 тыс. руб., либо в размере заработной платы от 1 года до 3 лет, либо принудительные работы до 5 лет, ограничение свободы до 5 лет |
3 мин на чтение
Примерное время
Распечатайте
и возьмите с собой
Распечатать статью
Плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее также - проверяемое лицо). Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10 , , - 17.1 , - настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.
2. Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:
1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.
3. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.
4. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
5. Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.
5.1. По основаниям, указанным в пунктах 2 и 5 части 4 настоящей статьи, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
6. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.
7. Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки должен содержать следующие сведения:
1) наименование антимонопольного органа;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, адрес места нахождения или места жительства проверяемого лица;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
8) даты начала и окончания проведения проверки.
9. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа.