Домой / «Вторичка / Какой размер штрафа грозит за административное правонарушение? Нарушение правил благоустройства Административные правонарушения в сфере благоустройства

Какой размер штрафа грозит за административное правонарушение? Нарушение правил благоустройства Административные правонарушения в сфере благоустройства

149) Загромождение улиц, площадей, дворов, других зе­мель общего пользования строительными материалами и другими предметами (ч. 1 ст. 21.14)

150) Нарушение других правил благоустройства и содер­жания населенных пунктов (ч. 2 ст. 21.14)

Непосредственный объект данного правонарушения - уста­новленные общественные отношения, позволяющие надлежаще со­держать населенные пункты.

Объективная сторона по ч.1 выражается в совершении актив­ного деяния в форме загромождения улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования строительными материалами и другими предметами, а по ч. 2 - в нарушении других правил благоустрой­ства и содержания населенных пунктов.

Загромождение подразумевает складирование, засорение, разме­щение громоздких предметов или предметов в большом количестве.

В широком смысле благоустройство и содержание населенных пунктов предполагает поддержание надлежащего порядка различных объектов, расположенных в населенных пунктах и формирующих в них среду обитания человека. Это относится к надлежащему под­держанию домов и сооружений, улиц, площадей, скверов, парков, цветников и клумб, надлежащее пользование земельными участка­

ми и проведение раскопок. Однако не все противоправные деяния в связи с пользованием данными объектами формируют состав дан­ного правонарушения. Например, ответственность за нарушение по­рядка проведения раскопок предусмотрена ст. 21.15, ответственность за незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарнико- вой или иной растительности предусмотрена ст. 15.22, ответствен­ность за нарушение архитектурного решения фасада здания или со­оружения предусмотрена ст. 21.13.

В целях улучшения благоустройства и содержания территорий городов и городских поселков республики принимаются соответству­ющие правила. Например, постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 3 декабря 2007 г. № 1656 утверждены Правила строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремон­та улиц населенных пунктов.

Благоустройство и содержание земельного участка и прилегаю­щей к нему территории включают в себя:

151) устройство тротуаров и подъездов, их ремонт и содержание;

154) устройство и содержание малых архитектурных форм (скаме­ек, фонтанов, цветников и т. п.);

155) устройство турникетов (по требованию органов ГАИ), их со­держание;

156) озеленение (устройство газонов, цветников, их ремонт и со­держание, посадку деревьев, их содержание и снос аварийных);

158) устройство ограждений (по согласованию с органами архитек­туры) и их содержание;

160) ежедневную санитарную уборку и очистку территории;

161) уборку снега и льда с проезжей части и тротуаров в зимнее время года;

162) проведение мероприятий по прокладке и переустройству подзем­ных сооружений, нумерации домов, размещению домовых знаков и др.

Состав данного правонарушения формальный. Субъект правонарушения - физическое лицо, индивидуальный предприниматель.

РЕШЕНИЕ

Судья Димитровского районного суда г.Костромы Назаров И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ермошина А.Ю. на постановление Административной комиссии г.Костромы от 11.05.2016г. о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях»,

УСТАНОВИЛ:

обжалуемым постановлением Ермошин А.Ю. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», назначен административный штраф 1000 руб. за то, что он ДД.ММ.ГГГГ. в 11-15 на участке с зелеными насаждениями по адресу: , разместил а/м Опель Аскона, г.н. №, в нарушение требований п.5.2 ст.23 Правил благоустройства территории г.Костромы, утвержденных решением Думы г.Костромы от 25.04.2013г. №60.

Ермошин А.Ю. в своей жалобе указал, что автомашина на участке располагалась на снежном покрове, травянистая растительность, древесно-кустарниковая растительность отсутствовала, транспортное средство не эксплуатировалось и не могло причинить вред окружающей среде; участок не огражден бордюром или иным ограждением и не может считаться участком с зелеными насаждениями.

В судебном заседании Ермошин А.Ю. жалобу поддержал.

Представитель Административной комиссии г.Костромы М.Е.А. считала жалобу необоснованной.

Исследовав материалы дела, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, а также статьи РФ, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации.

Размещение транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями фактически означает неисполнение гражданами и организациями требований, предусмотренных Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153, а также Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), согласно которым установлен запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, а также запрещено складировать любые материалы, устраивать свалки мусора, засорять их отходами.

В соответствии с ч.5.2 ст.23 Правил благоустройства территории г.Костромы, утвержденных решением Думы г.Костромы от 25.04.2013г. №60, запрещается размещение транспортных средств на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями.

Транспортное средство является источником повышенной опасности, в связи с чем вопросы управления, технической эксплуатации и другие вопросы, связанные с его использованием, урегулированы на федеральном уровне.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 22 названного Закона предусмотрено, что на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 утверждены такие Правила, согласно пункту 1.1 которых иные нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, ответственность за нарушение которых установлена статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Кроме того, запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, предусмотрен Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153 (пункт 6.3), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (пункт 3.9.2), Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).

В соответствии с названным федеральным законодательством охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья Федерального закона «Об охране окружающей среды»). При этом ответственность за несоблюдение установленных федеральным законодательством правил, стандартов, требований, а также за действия, влекущие уничтожение либо повреждение объектов зеленого фонда, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления предусмотрено статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В силу пункта 3 части 1 статьи РФ ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.

Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи РФ понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.

Приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования, его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ.

В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). Иное приводит к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания.

В соответствии с ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» административным правонарушением является размещение транспортных средств на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Данная норма регионального уровня дублирует административную ответственность за нарушения Правил благоустройства, установленную нормами КоАП РФ, что недопустимо в силу приведенных норм права и не позволяет признать законным привлечение Ермошина А.Ю. к административной ответственности по ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».

Привлечение к административной ответственности по ст. РФ относится к компетенции не Административной комиссии по г.Костроме, а к компетенции органов внутренних дел (ст. Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях > Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях > Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)" target="_blank">23.3 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за отсутствием в действиях Ермошина А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».

РЕШИЛ:

Постановление Административной комиссии г.Костромы по делу об административном правонарушении № 0835 от 11.05.2016г. о привлечении Ермошина А.Ю. к административной ответственности по ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. РФ за отсутствием в его действиях данного состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 суток через Димитровский районный суд г.Костромы.

Судья И.А. Назаров

Суд:

Димитровский районный суд г. Костромы (Костромская область)

Ответчики:

Ермошин А.Ю.

Судьи дела:

Назаров Илья Александрович (судья)

Судебная практика по:

По нарушениям ПДД

Судебная практика по применению норм ст. 12.1, 12.7, 12.9, 12.10, 12.12, 12.13, 12.14, 12.16, 12.17, 12.18, 12.19 КОАП РФ

Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ
.
Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Органами, уполномоченными рассматривать дела о вышеуказанных правонарушениях (в соответствии со ст. 23.55 КоАП), и, соответственно, налагать ответственность и штрафы, являются органы Государственной жилищной инспекции .

Статья 11-2. Нарушение тишины и покоя граждан (введена Законом УР от 06.04.2007 N 16-РЗ)
Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время (с 23.00 часов до 7.00 часов) , за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — от трех до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от десяти до пятнадцати тысяч рублей.

Примечание. К действиям, нарушающим тишину и покой граждан, относятся громкая речь, крики, свист, пение, использование звуковоспроизводящих устройств, неотключение неоднократно срабатывающей автосигнализации, использование громкоговорящих устройств на повышенной громкости, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли, выполнение ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии органов внутренних дел

Статья 10. Нарушение Правил содержания и эксплуатации устройств наружного освещения
Нарушение Правил содержания и эксплуатации устройств наружного освещения
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц — от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц — от одной до двух тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица (ст. 31 закона).

Статья 12. Нарушение порядка содержания инженерных коммуникаций
Нарушение порядка содержания тепловых камер, смотровых колодцев, других элементов подземных и наземных инженерных коммуникаций, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц — от одной до трех тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (ст. 31 закона).

Статья 12-1. Нарушение правил благоустройства
Нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — в размере от трех до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции общественной безопасности) (ст. 31 закона).

Статья 13. Нарушение режима эксплуатации газового оборудования в жилых домах
Нарушение режима эксплуатации инженерных газовых систем, коммуникаций и оборудования в жилых домах, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц — от одной до пяти тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (ст. 31 закона).

Статья 15. Непринятие мер к пресечению доступа в подсобные помещения
Непринятие мер, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики, к пресечению доступа посторонних лиц в подвалы, на чердаки, в лифтовые шахты и другие подсобные помещения жилых домов
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей.

Рассматривать дела вправе административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции общественной безопасности) (ст. 31 закона, п. 2, подп. 9).

Примечание:
Подведомственные административным комиссиям дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, до вступления в силу Закона Удмуртской Республики об административных комиссиях рассматривают мировые судьи Удмуртской Республики.
При подведомственности дел об административных правонарушениях различным органам и мировым судьям Удмуртской Республики материалы могут быть направлены в любой из них или соответствующему мировому судье Удмуртской Республики. (п. 7 ст. 28 закона)

Что такое «административные комиссии» — отдельный вопрос. Закон УР от 17 сентября 2007 г. N 53-РЗ «Об административных комиссиях в Удмуртской Республике»

За нарушение правил благоустройства хабаровчане пополнили казну миллионом

Больше одного миллиона рублей с начала этого года поступило в казну Хабаровска от штрафов за нарушения городского благоустройства. В частности, они касались земельного, экологического, жилищного законодательства, правил пожарной безопасности, строительных, а также санитарных норм и правил.

Всего таких нарушений специалисты управления административно-технического контроля администрации Хабаровска выявили свыше четырёх тысяч. Как уточнили в пресс-службе мэрии, новые правила благоустройства вступили в силу в конце прошлого года. Их разработали на основании федеральных и региональных требований. В документе прописали чёткие нормы по содержанию зелёных насаждений, спортивных, контейнерных площадок, фасадов зданий.

«Мы мониторим прессу, принимаем жалобы от горожан. Управлением проведено почти тысяча рейдов, выявлено более четырёх тысяч нарушений правил благоустройства, по ним составлено почти восемьсот протоколов. В целях профилактики нарушений выдано более девятисот предписаний и предостережений об обязательном выполнении требований правил благоустройства», - рассказал начальник отдела управления административно-технического контроля администрации Хабаровска Владимир Шубич.

«За нарушения правил благоустройства предусмотрена административная ответственность. На граждан налагаются штрафы от 500 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 3 до 7 тысяч рублей, на юридических лиц - от 10 до 25 тысяч рублей. При повторном нарушении штраф увеличивается», - добавил Владимир Шубич.

Для выявления нарушителей и привлечения их к ответственности городское управление административно-технического контроля тесно взаимодействует со структурами МЧС, прокуратурой, Росреестром, УМВД и другими.

В Самарской области за нарушение правил благоустройства будут штрафовать

В законе «Об административных нарушениях на территории Самарской области» появится новая статья. Такое решение во вторник, 4 июля, приняли депутаты губернской думы на очередном пленарном заседании.

Статья 4.25 устанавливает административную ответственность за нарушение правил благоустройства на территории города или поселения. Речь идет о тех нарушениях, которые не затронуты статьями КоАП РФ или другими статьями регионального закона.

Отметим, что в областном законе уже есть глава, пресекающая нарушения в сфере ЖКХ и благоустройства. Однако она охватывает далеко не все ситуации, возникающие на улицах и во дворах. Пока штрафами караются некорректное производство земельных работ, выбрасывание мусора из транспортных средств, размещение объявлений в неустановленных местах, повреждение специальных знаков, ненадлежащее содержание фасадов и т. д.

Остальные случаи регламентировались статьей 10.4, которая устанавливала ответственность за нарушение любого нормативного акта, принятого органами местного самоуправления. Однако в марте текущего года по решению Верховного Суда статья перестала действовать.

Новая статья позволяет пресечь буквально любое нарушение порядка в сфере благоустройства. К примеру правила, принятые в Самаре, включают 30 глав. Они касаются уборки территорий в зимний и летний период, сбора отходов, обустройства контейнерных площадок, содержания придомовых территорий, включая наболевший вопрос парковки на газонах.

Рассматривать дела о правонарушениях будут административные комиссии. Размер штрафа составляет до 2 тыс. руб. для граждан до 6 тыс. руб. для должностных лиц и до 10 тыс. руб. для юридических лиц. Повторное нарушение карается штрафом в размере 4 тыс. руб. для граждан, до 10 тыс. руб. для должностных и до 20 тыс. руб. для юридических лиц.

«В губернскую думу постоянно поступают жалобы от органов местного самоуправления. Физические и юридические лица фактически не исполняют муниципальные правовые акты. Особенную тревогу вызывает несоблюдение правил благоустройства территорий поселений и городских округов», - рассказал идеолог проекта, депутат Виталий Коротких.

По его словам, закон фактически восполняет тот пробел, который образовался из-за принятых судами решений. «Мы даем возможность органам местного самоуправления принять комплекс мер, предусмотренных на государственном уровне и направленных на реализацию приоритетного проекта формирования современной городской среды», - подчеркнул депутат.

В Мурманской области штраф за парковку на газоне вырастет до трёх тысяч рублей

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ/ 25 апреля/ БИ-ПОРТ - В Мурманской области штраф за парковку на газонах может увеличиться до трёх тысяч рублей. С такой законодательной инициативой выступил Совет депутатов города Мурманска. Народные избранники поняли, что действующие санкции для граждан за нарушение правил благоустройства являются недостаточно эффективными из-за незначительности сумм штрафов - от 200 до 1000 рублей за первое нарушение. При этом год от года отмечается увеличение количества административных правонарушений по данной статье.

В этой связи муниципальные депутаты вышли в Мурманскую областную думу с предложением увеличить сумму штрафов за первичное нарушение правил благоустройства до трех тысяч рублей. Речь идёт о выбросе мусора в неположенных местах, парковке на газонах, клумбах и прочее.

«Муниципальные власти города Мурманска считают, что таким образом можно повысить ответственность граждан в вопросах благоустройства территорий и окружающей среды, – отметил председатель комитета думы по законодательству Владимир Мищенко.

Комитет решил рекомендовать областной Думе принять законопроект в первом чтении. Кроме того, депутаты рекомендовали региональному парламенту поддержать федеральный законопроект об ужесточении санкций за нарушение правил движения через железнодорожные пути.

Какой размер штрафа грозит за административное правонарушение?

Первый раз в жизни пришло уведомление об административном правонарушении. вызывают в местную администрацию в отдел благоустройства. При себе просят иметь паспорт инн и документ подтверждающий право на управление ТС. В следствии чего могут вызывать?и Что грозит? и как вести себя что говорить? понятия не имею что бы это огло быть. я собственник ТС, но в страховку вписан еще мой молодой человек, который часто ездит на моем а/м

Ответы юристов (3)

Первый раз в жизни пришло уведомление об административном правонарушении. вызывают в местную администрацию в отдел благоустройства. При себе просят иметь паспорт инн и документ подтверждающий право на управление ТС. В следствии чего могут вызывать? и Что грозит? и как вести себя что говорить? понятия не имею что бы это огло быть. я собственник ТС, но в страховку вписан еще мой молодой человек, который часто ездит на моем а/м

Добрый день Ольга!

Речь скорее всего идет о нарушении правил благоустройства - на региональном уровне - к примеру парковка на газоне либо иной схожий состав! Точно сказать не могу так как регулируется не КОАП РФ, а законом субъекта, а в вашем случае скорее всего Законом города федерального значения!

Собственник ТС несет ответственность согласно КОПА РФ:

Статья 2.6.1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации , совершенныес использованием транспортных средств , в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Таким образом тут важный аспекта:

Есть ли фиксация работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Предоставлять документ подтверждающий право управления - не имеют право т.к. собственник транспортного средства не обязан иметь данное право!

В вашем случае советую поступить следующим образом:

1.Написать заявление о переносе рассмотрения дела в связи с обстоятельствами(к примеру нужно в больницу, командировку или т.п.).

2.Во второй раз - не получать уведомление сразу после того, как оно придет а недели через 2-3 т.к. это не судебное- оно хранится 1 месяц на почте.

И в итоге на второе вы тоже не попадете, но надлежащим образом вы извещены о проведении заседания не были!

3.Когда будет 3 заседание- заявите, что вашим транспортным средством управлял ваш молодой человек который вписан в страховку- где он сейчас вы не знаете т.к. в командировке, уехал отдыхать или тому подобное.

Таким образом- дело затянется - срок рассмотрения - 2 месяца с даты составления протокола. Даже если администрация вынесет постановление - вы имеете право обжаловать его в суд в течении 10 дней с даты получения(если по почте) либо с даты вручения(если лично) и уже на суде пусть будет ваш молодой человек который скажет - что он был за рулем! Если сделать все грамотно - срок в 2 месяца пройдет и наложить штраф уже не смогут!

Какой конкретно штраф- сказать не могу нужно смотреть в законе СПБ!

Будут вопросу- обращайтесь очень постараюсь Вам помочь!

Уточнение клиента

регулируется коап рф.

ст32 закона санкт-петербурга №273-70 об административных правонарушениях с СПб.

предварительно составили протокол, нужно оплатить штраф 3000тр. уточните ещё раз по поводу того в каком случае не смогут наложить штраф?

Есть вопрос к юристу?

предварительно составили протокол, нужно оплатить штраф 3000тр.

Подождите, почему 3000 рублей и тем более рассмотрения то ещё не было!

штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей

уточните ещё раз по поводу того в каком случае не смогут наложить штраф?

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесенопо истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения

Если у вас есть протокол- какая дата указанна, как дата совершения правонарушения?!

Главное - это затянуть это дело до того момента, что бы администрация не смогла составить протокол на вашего молодого человека или на вас- по причине, что вы не будете уведомлены. Таким образом о заседании которое уже будет- вы уведомлены и вариант либо идти туда и говорить, что за рулем были не вы и машину на газоне оставили не вы- соответственно в отношении вас дело об административном правонарушении должны прекратить и начать дело в отношение другого лица. Либо если решение в отношение вас будет вынесено- что бы суд его отменил. Все зависит от сроков!

Уточнение клиента

1.10.2014 указана как дата нарушения.я ездила в местную администрацию. там мне выписали протокол. и дали на руки копию.решение в отношении меня идет. сказали штраф от 3000 до 5000тр. но так как это первое нарушение то 3000тр составит размер штрафа.на 28 октября назначили дату когда уже вынесут последнее решение.но я в протоколе писала что не смогу на нем присутствовать и попрасила выслать мне решение по адрессу фактического проживания.если скажут оплачивать 3000тр этот размер штрафа можно оспорить?если мы говорим о том что я виновата что ставила а/м в темное время суток, а в потом как оказалось заехала немного на газон?


2.3. Установление административной ответственности за нарушение правил благоустройства
В соответствии с подпунктом 39 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают административную ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований. В случае отсутствия соответствующего закона субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования вправе внести в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации в качестве законодательной инициативы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности устанавливаются составы административных правонарушений в сфере благоустройства, виды административных наказаний и перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принять отдельный закон субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства либо включить вышеназванные положения в единый закон субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

В качестве административных правонарушений в сфере благоустройства могут признаваться:

1) нарушение порядка и условий содержания закрепленной территории, установленной органами местного самоуправления;

2) нарушение правил подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ;

3) размещение и (или) хранение строительных материалов на дорогах, тротуарах, кюветах, газонах, выездах на тротуары и пешеходных дорожках;

4) загромождение и (или) захламление придомовой территории, территории общего пользования строительным или бытовым мусором (материалом), складирование дров;

5) непринятие мер по отводу и пропуску талых и ливневых вод с придомовой территории, территории организации и прилегающей к ним территории общего пользования;

6) мойка автомашин и других транспортных средств, слив горюче-смазочных материалов на придомовой территории и прилегающей к ней территории общего пользования;

7) повреждение зеленых насаждений и клумб, вырубка деревьев и кустарников на территории населенных пунктов муниципальных образований;

8) cжигание мусора в неустановленных местах;

9) повреждение или перемещение скамеек, оборудования для детских площадок, контейнеров для бытовых отходов и урн;

10) размещение плакатов, объявлений, листовок вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления;

11) выгул собак и иных домашних животных на детских и физкультурных площадках, в парках, скверах, а также несоблюдение владельцами домашних животных обязанностей по их содержанию, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

12) выпас сельскохозяйственных животных и птицы в черте населенного пункта вне мест, установленных для этого органами местного самоуправления;

13) торговля в не установленных органами местного самоуправления местах;

14) отсутствие вывесок и указателей на жилых домах, зданиях и сооружениях;

15) уничтожение или повреждение номерных знаков домов, указателей названий улиц, переулков, кварталов, микрорайонов, бульваров, проспектов;

16) нарушение порядка установки памятников, мемориальных досок и других ритуальных знаков памяти;

17) оставление открытых люков смотровых колодцев и камер на инженерных подземных сооружениях и коммуникациях.

За указанные правонарушения применяются административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа. В соответствии с частью 3 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

В законе субъекта Российской Федерации также устанавливается перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным законом. Как правило, это должностные лица милиции общественной безопасности и должностные лица органов местного самоуправления.

При этом перечень должностных лиц милиции общественной безопасности, наделенных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, утверждается начальником общественной безопасности, а перечень должностных лиц органов местного самоуправления – главой местной администрации.

Порядок составления должностными лицами протокола об административном правонарушении установлен в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении в течение 3-х суток с момента его составления направляется в орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, административную комиссию, создаваемую в муниципальном образовании в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации об административных комиссиях. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен в главе 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.4. Закрепление содержания территории муниципального образования

за физическими и юридическими лицами
Для обеспечения выполнения работ по благоустройству вся территория муниципального образования закрепляется в соответствии с правилами благоустройства за физическими и юридическими лицами:

1) за физическими и юридическими лицами, которым принадлежит земельный участок на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, - указанный земельный участок (придомовая территория и территория организаций) и прилегающая к нему территория. При этом они обязуются собственными силами или по договору со специализированными организациями осуществлять:

– уборку этих территорий от грязи, мусора, снега и льда, газонов – от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;

В случае невыполнения указанных мероприятий виновное лицо привлекается к административной ответственности;

2) за муниципальными унитарными предприятиями либо иными специализированными организациями любой формы собственности на основании гражданско-правовых договоров обслуживания и содержания – иные территории общего пользования с находящимися на них объектами.

К объектам благоустройства общего пользования относятся:

1) проезжая часть улиц, дорог и площадей, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки с дорожными знаками и сигналами, скамейками и диванами, урнами и контейнерами по сбору мусора, павильонами ожидания транспорта;

2) открытые и закрытые водостоки;

3) мосты, путепроводы, трубы, транспортные и пешеходные тоннели;

4) подпорные стенки набережных, береговые укрепления, съезды, а также другие подпорные стенки;

5) горизонтальные и вертикальные дренажные насосные станции;

6) противооползневые сооружения;

7) водоемы и плотины;

8) переправы и пункты платных проездов транспорта;

10) парки, скверы, бульвары, сады общего пользования и элементы архитектуры малых форм при них, зеленые насаждения на улицах и дорогах, а также земельные территории, занятые плантациями для выращивания саженцев, деревьев и кустарников;

11) сливные станции и пункты, свалки и полигоны отходов, поля компостирования, общественные уборные, скотомогильники и другие сооружения санитарной уборки;

12) элементы простейшего водоснабжения, используемого для поливки улиц и зеленых насаждений (шахтные и механические колодцы, открытые водоемы, противопожарные водоемы и др.);

13) наружные электросети и сооружения уличного освещения, включая линии электропередач до 1000 в., аппаратура диспетчерской связи и телемеханики;

14) кладбища, крематории.

Муниципальные унитарные предприятия либо иные специализированные организации любой формы собственности на основании договоров обязуются осуществлять весь комплекс работ по благоустройству, в том числе уборку территорий общего пользования, которые не закреплены за физическими и юридическими лицами, содержание элементов внешнего благоустройства общего пользования, озеленение территории муниципального образования, содержание и эксплуатацию дорог, освещение населенных пунктов муниципального образования.

2.5. Участие граждан в проведении работ по благоустройству

территории муниципального образования
Для участия граждан в проведение работ по благоустройству территории муниципального образования органам местного самоуправления рекомендуется:

1) организовывать на регулярной основе проведение конкурсов по благоустройству на лучшую усадьбу, лучший подъезд, улицу, населенный пункт;

2) принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе работ по благоустройству территории муниципального образования (в том числе учащихся в период каникул);

3) проводить разъяснительную работу с жителями;

4) оказывать органам территориального общественного самоуправления, товариществам собственников жилья и иным добровольным объединениям граждан экономическую поддержку в различных формах, в том числе путем предоставления в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов и сборов, по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, пользование муниципальным имуществом, а также размещения среди них на конкурсной основе муниципальных социальных заказов;

5) стимулировать участие граждан в месячниках (субботниках) по благоустройству территории муниципального образования.

Для проведения конкурса по благоустройству глава местной администрации принимает постановление, в котором объявляет конкурс (например, на лучшую усадьбу, подъезд, улицу), утверждает положение о конкурсе (Приложение № 3) и состав комиссии по подведению итогов конкурса, а также возлагает контроль за исполнением постановления на конкретное должностное лицо органа местного самоуправления. В положении о конкурсе определяются цели и задачи конкурса, номинации, критерии оценки, а также порядок проведения конкурса и подведение итогов.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для муниципального образования работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в уставах муниципальных образований предусматриваются соответствующие положения.

При этом к выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители муниципального образования в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. Социально значимыми работами являются работы, не требующие специальной профессиональной подготовки, и их продолжительность не может составлять более четырех часов подряд.

Разъяснительная работа с жителями может осуществляться посредством публикаций в средствах массовой информации, организации проведения круглых столов, собраний, сходов, выпуска специальных брошюр и буклетов, организации проведения специализированных акций, прямой рассылки писем и обращений, размещения плакатов в публичных местах, проведения опросов и анкетирования среди жителей, открытия телефонной линии для граждан и т.д.

Для проведения месячников (субботников) по благоустройству территории муниципального образования глава местной администрации принимает постановление, в котором устанавливаются сроки проведения месячника (субботника) санитарной очистки, благоустройства и озеленения, утверждается план мероприятий по проведению месячника весенней санитарной очистки и благоустройства и состав комиссии по подведению итогов, поручается конкретным должностным лицам проинформировать население о проведении и итогах месячника (субботника) через средства массовой информации, а также устанавливается лицо, осуществляющее контроль за исполнением данного постановления.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРАВИЛА БЛАГОУСТРОЙСТВА

МАЙМИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

1. Общие положения
1.1. Правила благоустройства территории Майминского сельского поселения (далее по тексту – Правила) в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения территории Майминского сельского поселения, содержания зеленых насаждений, очистки и уборки территории и обязательны для всех физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм.

1.2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

- благоустройство - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, повышение комфортности условий проживания для жителей муниципального образования, поддержание единого архитектурного облика населенных пунктов муниципального образования;

- уборка территорий - виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды;

- домовладелец - физическое (юридическое) лицо, пользующееся (использующее) жилым помещением, находящимся у него на праве собственности, или по договору (соглашению) с собственником жилого помещения или лицом, уполномоченным собственником;

- прилегающая территория - земельный участок или его часть, с газонами, малыми архитектурными формами и другими сооружениями.

Границы прилегающих территорий, если иное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, определяются:

1) на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;

2) на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром (при наличии тротуара);

3) на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;

4) на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;

5) для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе не менее 10 метров;

- восстановительная стоимость зеленых насаждений - материальная компенсация ущерба, выплачиваемая за нанесение вреда зеленым насаждениям, находящимся в муниципальной собственности, взимаемая при санкционированных пересадке или сносе зеленых насаждений, а также при их повреждении или уничтожении;

Нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах —
влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Те же действия (бездействие), совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —
влекут наложение штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 144
1. Под благоустройством по смыслу данной статьи подразумевается поддержание зданий, сооружений, иных объектов недвижимости городов, населенных пунктов в состоянии, пригодном для проживания, эксплуатации или функционального использования.
Согласно Закону г. Москвы от 24 января 1996 г. N 1 "О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города" (в ред. законов г. Москвы от 10 июня 1996 г. N 18 и от 17 декабря 1997 г. N 56) под правонарушениями в сфере благоустройства города понимается несоблюдение норм и правил, установленных органами законодательной и исполнительной власти, по обеспечению чистоты и санитарного содержания территорий города, в том числе и внутренних производственных, их внешнего благоустройства, производства земляных, строительных и дорожных работ, ремонта и реконструкции, содержания зданий, сооружений, дорог, строительных площадок, средств наружного освещения, художественного оформления и рекламы, зеленых насаждений и других объектов городской инфраструктуры.
Законом предусмотрены 17 составов административных правонарушений, налагаемых на юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории города.
От благоустройства следует отличать обустройство, под которым понимаются меры комплексного использования объектов недвижимости (см. п. 2 ст. 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 г.

Статья 5.1. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов

N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
2. В отличие от КоАП, ст. 5 Градостроительного кодекса РФ различает городские (города и поселки) и сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора и др.).
В соответствии со ст. 20 Градостроительного кодекса РФ граждане и юридические лица при осуществлении градостроительной деятельности обязаны проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений, сооружений и иных объектов недвижимости на земельных участках и благоустройству земельных участков в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными и иными специальными нормативами.
3. Правила благоустройства предусматривают создание и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека (см. ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения"). Обеспечение мер благоустройства предусмотрено санитарно — эпидемиологическими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений (см. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона "О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения").
4. Данное правонарушение квалифицируется в момент нарушения указанных правил.
5. Неисполнение (уклонение от исполнения) указанных правил лицензиатом при осуществлении подлежащих лицензированию видов строительной или градостроительной деятельности может рассматриваться в качестве нарушения лицензионных требований и условий, что влечет за собой применение санкций к лицензиату в виде приостановления действия, аннулирования лицензии независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, определенным данной статьей.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Вопрос:

Совет муниципальных образований в порядке реализации права законодательной инициативы хочет внести проект закона субъекта РФ об административной ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов. Какой должна быть формулировка нормы закона, предусматривающая ответственность?

Ответ:

Административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что у субъектов РФ есть полномочия, в пределах, предоставленных федеральным законодательством. Согласно п. 1 ч.

Статья 11. Нарушение Правил благоустройства

1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Выборочный анализ законодательства субъектов РФ показывает, что в единичных субъектах РФ законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления без конкретизации состава административного правонарушения. Иными словами, административная ответственность наступает за неисполнение любого муниципального правового акта органов местного самоуправления, принятого ими в пределах их полномочий, за исключением определенных в законодательстве случаев (см. ст. 2.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях» от 19.12.2006 № 80-ЗРТ).

Следует обратить внимание, что Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на важность соблюдения принципа определенности нормы. В частности, при установлении административной ответственности необходимо исходить из того, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение, должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 15-П).

Поэтому в Особенной части КоАП РФ административная ответственность устанавливается за вполне определенные действия или бездействие, а не за нарушение, неисполнение или несоблюдение положений федерального законодательства в общем; иными словами, не любое несоблюдение федерального законодательства влечет административную ответственность.

Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, от 27 мая 2003 года № 9-П и от 27 мая 2008 года № 8-П).

Следовательно, в законе, устанавливающем административную ответственность, должны быть точно, ясно и конкретно определены действия (бездействие), за совершение которых устанавливается административная ответственность.

Включение формулировок типа «Нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов, если эти действия (бездействия) не содержат деяния ответственность за совершение которых установлена настоящей главой и федеральным законом влечет…» может привести к принесению прокуратурой протеста — диспозиция допускает неопределенность толкования и не позволяет определить, какие именно действия (бездействия) отнесены к нарушениям, влекущим ответственность по данной статье, что в свою очередь, исключает бесспорное обозначение запрета, за нарушение которого влечет наступление административной ответственности, оставляя простор для неограниченного усмотрения и произвола должностных лиц при привлечении лиц к административной ответственности, что в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

Представляется корректным руководствоваться преобладающим в региональном законодательстве подходом к установлению административной ответственности за нарушение конкретных правил, утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами (см., напр.: Закон Республики Северная Осетия-Алания от 17.11.2014 № 43-РЗ «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений», Закон Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях от 12.05.2008 № 244, Закон Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», Кодекс Московской области об административных правонарушениях от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ, Областной закон Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях», Закон Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» и др.).

В законе субъекта РФ, устанавливающем административную ответственность, целесообразно дополнительно указывать, что «настоящим законом устанавливается административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления».

В сфере благоустройства территорий, административная ответственность может быть предусмотрена, например, за нарушение утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, если это нарушение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Какова ответственность по закону за нарушение правил благоустройства

Законом Алтайского края от 06.06.2018 N 30-ЗС "О внесении изменения в статью 27 закона Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" были внесены изменения.

Образования

Так, прежняя редакция статьи 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" несла название «Нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений» и имела следующее содержание: «Нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

В новой редакции статья 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" состоит из 10 пунктов.

Так, пункт 1 данной статьи предусматривает административную ответственность за несвоевременную очистку территорий общего пользования от листвы, порубочных остатков деревьев, снега и содержит санкцию в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 27, мойка транспортных средств в местах общего пользования, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27, нарушение правил содержания внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 4 статьи 27 содержит следующую диспозицию: «Нарушение правил организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений». Санкция за данное административное правонарушение предусмотрена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 5 статьи 27 предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей за размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в местах, не предназначенных для этих целей, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на объектах благоустройства.

Согласно пункту 6 статьи 27, размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, не связанное с нарушением правил стоянки и остановки транспортных средств, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских, игровых и спортивных площадках, в соответствии с пунктом 7 статьи 27, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 8 статьи 27 предусматривает административную ответственность за нарушение порядка организации стоков ливневых вод, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и содержит санкцию в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 9 статьи 27 содержит следующую диспозицию: «Нарушение порядка проведения земляных работ». За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

И пункт 10 статьи 27 предусматривает административную ответственность за выпас сельскохозяйственных животных и домашней птицы вне специально отведенных для этих целей мест, установленных органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.26 и частью 1 статьи 1.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция представлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, статья 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" понесла значительные изменения.

Согласно статье 2 Закона Алтайского края от 06.06.2018 N 30-ЗС, Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. День официального опубликования данного Закона — 07.06.2018. Следовательно, вышеперечисленные изменения вступили в законную силу 18 июня 2018 года.