Домой / Знаете ли Вы, что… / Служебная и коммерческая тайна. Служебная и коммерческая тайны понятие служебной тайны, право обладания информацией, относящейся к служебной тайне

Служебная и коммерческая тайна. Служебная и коммерческая тайны понятие служебной тайны, право обладания информацией, относящейся к служебной тайне

Информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Объем ее поистине необозрим, что делает первейшим условием работы с информацией вообще и правового регулирования в частности классификацию информационных процессов, т. е. процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Классификация информации проводится в зависимости от целей ее освоения по различным критериям. С точки зрения правового регулирования важнейшим из них является доступность информации. По общему правилу государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Правовое регулирование рыночных, предпринимательских отношений призвано гарантировать проведение этого правила на практике. Примером может служить постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке". Данным постановлением с 1 июля 1997 г. запрещена продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке.

Исключение из общего правила об открытости и доступности информации составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную. Статья 139 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и коммерческую тайну. Общественные отношения по поводу служебной и коммерческой тайны возникают у обладающих ею физических и юридических лиц между собой, с имеющими доступ к ней работниками, с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти отношения регулируются Конституцией РФ (см., например, ст. 23, 24, 29, 34), Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации", "Об основах государственной службы Российской Федерации", Таможенным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ. Вопросы служебной и коммерческой тайны находят отражение практически в каждом федеральном законе, связанном с регулированием предпринимательской деятельности. Всего в этой сфере по подсчетам специалистов действует более ста законодательных и иных нормативно-правовых актов. Эти акты содержат две группы правовых норм: распространяющиеся на служебную и коммерческую тайну в целом и лишь на отдельных участников конфиденциальных информационных отношений.

Действие правовых норм начинается с момента отнесения информации к служебной или коммерческой тайне. Решает этот вопрос сам потенциальный обладатель конфиденциальной информации -- индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (коммерческая либо некоммерческая организация). Обычно такое право предоставляется руководителю юридического лица. Самое главное здесь, с одной стороны, избежать ошибок в определении информации, включив в соответствующий перечень именно те сведения, которые действительно составляют служебную или коммерческую тайну, а с другой -- дать обстоятельное квалифицированное описание этих сведений и установить особый режим их использования с тем, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов при оценке той или иной информации как представляющей служебную или коммерческую тайну или не представляющей таковой.

Конкретная информация обладает качеством служебной или коммерческой тайны при наличии одновременно трех условий. Во-первых, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силе неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что информация не только нова, оригинальна, но и имеет в настоящее время или может приобрести в будущем потребительскую стоимость, т. е. является товаром, представляет интерес для субъектов коммерческой деятельности, может выступать предметом купли-продажи, обмена или иного обращения на рынке. Во-вторых, к ней нет свободного доступа на законном основании, т. е. обладатель информации не обязан представлять ее (возмездно или безвозмездно) лицам, нуждающимся в такой информации. В-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности: не разглашает в средствах массовой информации, не помещает на стендах, в рекламе, не хранит в общедоступных местах и т.п. Таким образом, служебная и коммерческая тайна есть охраняемое законодательством право индивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организаций на засекречивание сведений о своей производственной, экономической и финансовой деятельности, которые, став известными конкурентам или иным посторонним лицам, могут причинить материальный и (или) моральный вред первоначальным обладателям этих сведений.

При решении вопроса о коммерческой и служебной тайне индивидуальные предприниматели и юридические лица нередко сталкиваются с двумя трудностями. Первая вызвана тем, что они могут оказаться обладателями (собственниками) информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне. Последняя, как и конфиденциальная информация, входит в категорию ограниченного доступа, но с более строгим правовым режимом. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой, регулируются Законом РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. Постановлением Правительства РФ от 2 июля 1997 г. № 973 утверждено Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам.

Перечень сведений, которые могут быть расценены как государственная тайна, дан в ст. 5 Закона "О государственной тайне". Перечень включает информацию в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики. Если сведения, отнесенные обладателем (собственником) информации к служебной или коммерческой тайне, касаются государственной безопасности и подпадают под указанный перечень, то компетентный государственный орган вправе принять решение об отнесении их к государственной тайне.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписания договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с действующим законодательством. В случае отнесения документированной информации, находящейся в обладании (собственности) физических и юридических лиц, к государственной тайне государство имеет право выкупа у них этой информации. Обладатель (собственник) информационных ресурсов, содержащих государственную тайну, может распоряжаться ими только с разрешения компетентных органов государственной власти.

В соответствии с Законом о государственной тайне Президент РФ соответствующими указами утвердил Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Правительство РФ 15 апреля 1995 г. приняло постановление № 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", а 4 сентября 1995 г. -- постановление № 870, которым утвердило Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. Этими документами и следует, прежде всего, руководствоваться, имея дело с государственной тайной.

Вторая трудность -- отграничение служебной тайны от коммерческой. Эта трудность, в отличие от первой, не имеет столь существенного значения. Решение этого вопроса предполагает, прежде всего, уяснение места служебной и коммерческой тайны в системе общественных отношений по поводу информации. Статья 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", подразделив документированную информацию с ограниченным доступом на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную, конкретное содержание последней не раскрывает. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. Цель Указа специфична: дальнейшее совершенствование порядка опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Однако предложенная в нем классификация соответствующих требований имеет общее значение, в том числе для понимания служебной и коммерческой тайны.

Названный Указ все сведения конфиденциального характера подразделяет на шесть групп:

џ персональные данные -- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

џ сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

џ сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т. д.);

џ сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них;

џ служебная тайна -- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

џ коммерческая тайна -- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Таким образом, общим критерием, отграничивающим и служебную, и коммерческую тайну от иных видов конфиденциальной информации, является их регулирование гражданским законодательством. Последнее же четкой грани между обеими тайнами не проводит: их правовой режим одинаков, а одно и то же лицо без всяких ограничений может быть обладателем и той, и другой тайны. Лишь в отдельных случаях законодатель дает свою особую трактовку служебной или коммерческой тайны. Так, в ст. 31 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" служебной для целей этого Закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 12 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Эти сведения, поступающие в органы государственной налоговой службы, составляют служебную тайну.

В юридической литературе высказан и иной взгляд, когда служебная и коммерческая тайна рассматривается как охватывающая два разных института охраняемой информации. Один (служебная тайна) относится к публичному праву, а другой (коммерческая тайна) -- к гражданскому праву. В соответствии с приведенным взглядом к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную и военную тайну, относится информация о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т. д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций (например, налоговые органы при проверке организации имеют право доступа к ее договорам с контрагентами, но при этом информация о ценах, других условиях сделки приобретает статус служебной тайны, за разглашение которой служащий должен нести ответственность). Как следствие, делается вывод, что отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной, не могут регулироваться одним и тем же законом, а их объединение в одной статье ГК РФ ошибочно.

Институт служебной и коммерческой тайны -- сравнительно новый в отечественном законодательстве. В условиях советской власти он отсутствовал. Ограниченный доступ устанавливался лишь для информации, составляющей государственную и военную тайну. Тогда, напротив, широко внедрялось так называемое социалистическое соревнование, когда передовые достижения предприятий, колхозов, совхозов в области техники, технологии, организации производства и труда активно пропагандировались средствами массовой информации, заинтересованные лица безвозмездно непосредственно на месте изучали их и затем внедряли у себя. В основном о существовании промышленного шпионажа, кражах экономических идей в странах капитализма мы узнавали из детективных романов.

Одним из самых сложных вопросов при внедрении института служебной и коммерческой тайны оказалась ее правовая охрана. В России до середины 90-х гг. законодательство, по сути, не предусматривало сколько-нибудь эффективных мер защиты интересов лиц -- обладателей тайны в случае ее разглашения. В отдельных актах новейшего законодательства отмеченный недостаток постепенно преодолевается (например, ст. 183 УК РФ за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, установила уголовную ответственность), хотя очевидна необходимость принятия специального закона, посвященного служебной и коммерческой тайне.

При использовании гражданско-правовых мер защиты служебной и коммерческой тайны важны три момента: определение способа защиты прав обладателей служебной и коммерческой тайны и меры ответственности за ее разглашение; кто может быть субъектом ответственности; условия, при которых ответственность наступает. В зависимости от обстоятельств разглашения тайны и участвующих в нем лиц может быть применен любой из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ. На практике чаще всего имеют место возмещение убытков (прямого ущерба и упущенной выгоды), признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления (также сопровождающееся возмещением убытков) и компенсация морального вреда.

В число субъектов ответственности входят различные лица. Прежде всего, это те, кто незаконными методами получил информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну. Ими могут выступать любые физические лица, которые, не имея законного доступа к источникам соответствующей конфиденциальной информации, стали ее обладателями, например, путем воровства, грабежа, мошенничества и им подобных незаконных способов. Для наступления их ответственности никаких дополнительных условий, кроме совершения самого незаконного деяния, не требуется.

Далее, к субъектам ответственности относятся работники, состоящие обладателем служебной и коммерческой тайны в трудовых правоотношениях на основании трудового договора (контракта). Это бухгалтеры, кассиры, экономисты, инженеры, техники и иные специалисты, референты, рядовые работники, имеющие доступ к конфиденциальной информации. Ответственность работника за разглашение служебной и коммерческой тайны наступает в случае, если ему заранее совершенно определенно, ясно и недвусмысленно было сообщено, какие сведения составляют коммерческую тайну, и именно их он разгласил. К сожалению, в действующем трудовом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие отношения по поводу служебной и коммерческой тайны, в частности устанавливающие ответственность за ее разглашение. Инициативу в устранении имеющегося пробела следует проявлять самим работодателям, используя для этого, прежде всего, локальное нормотворчество -- коллективные договоры, положения о служебных (должностных) обязанностях и т.п. Единственное упоминание на этот счет содержится в ст. 7 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. В соответствии с этим Законом органы исполнительной власти, работодатели и их объединения должны предоставлять профсоюзам, иным уполномоченным работниками представительным органам имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются государственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к установленной законодательством ответственности.

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

«Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

Статья 139 предусматривает защиту прав обладателя сведений, для определения которых применено широкое понятие «информация», не подпадающих под охрану норм патентного, авторско-правового или иного специального законодательства. Правила статьи распространяются также на охраноспособные решения (изобретения, полезные модели и др.), не запатентованные правообладателем по каким-либо, как правило, экономическим, мотивам.

Основами Гражданского Законодательства была введена защита технической, организационной и коммерческой информации, составляющей секреты производства («ноу-хау»), в качестве особого объекта гражданского права (ст. 151). Статья 139 ГК РФ не раскрывает содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, и не приводит их перечень. Как и в Основах ГЗ, установлен один общий признак, которым должна обладать охраняемая информация – «коммерческая ценность», т.е. способность быть объектом рыночного оборота. Условием предоставления защиты служит принятие правообладателем всех необходимых мер для обеспечения ее конфиденциальности. При соблюдении этих требований под правила статьи подпадают, таким образом, любые знания, включая практический опыт специалистов, применяемые не только в производстве, но и в других областях хозяйственной деятельности: торговле, маркетинге, менеджменте, иных управленческих услугах. В зарубежной экономической и правовой литературе вся эта информация обозначается различными терминами: «коммерческая тайна», «секреты производства», «ноу-хау», которые в аспекте правовых категорий воспринимаются как синонимы.



Нормы о коммерческой тайне содержатся и в ряде других российских законов (Закон о конкуренции, Закон РФ «О средствах массовой информации»). Срок ее защиты не определен. Права на коммерческую тайну действуют, пока соблюдаются условия их защиты.

Признание тех или иных сведений конфиденциальными является прерогативой правообладателя. Также примерный перечень таких сведений привёл Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Исключения из этой общей нормы устанавливаются законом или иным правовым актом. Так, Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», к ним, в частности, отнесены: сведения, содержащиеся в учредительных документах хозяйственных обществ, сведения по установленным нормам отчетности о планово-хозяйственной деятельности, сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов, нарушения антимонопольного законодательства и др. Предприятия и предприниматели обязаны представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других организаций, обладающих таким правом в соответствии с законодательством.

Вызывает сомнение правомерность распространения условий охраны коммерческой тайны на служебную. Это разноплановые понятия. Сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью (хотя такая информация и может содержать сведения коммерческого характера). Запрет ее разглашения основывается на законодательстве, регламентирующем отдельные сферы деятельности (например, Закон РФ «О связи»). Определенные категории работников такой сферы деятельности обязаны сохранять в тайне сведения, к которым они имеют доступ в связи с выполняемой работой (банковские служащие, работники связи, налоговые инспекторы, страховые агенты, врачи и др.).

Закрепление исключительных прав обладателя коммерческой тайны хотя и конструируется по модели охраны промышленной собственности, однако имеет свои особенности. Эта защита основывается на системе конфиденциальности, ее нарушение влечет прекращение прав. Условием же предоставления охраны изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, напротив, служит их опубликование. Кроме того, основанием возникновения права на защиту коммерческой тайны признается фактическое правомерное обладание информацией при соблюдении условий, установленных данной статьей. В то же время любое лицо, самостоятельно и добросовестно ставшее обладателем такой же информации, вправе распоряжаться ею по своему усмотрению.

Охраняемая информация может быть использована другими лицами при соблюдении двух условий: получения самой информации законным путем и получения разрешения правообладателя на такое использование («беспатентная лицензия»). Отношения между правообладателем (лицензиаром) и пользователем (лицензиатом) оформляются лицензионным договором. Типичным является договор на передачу готовых научно-технических разработок – технологий, конструкций, содержащих незапатентованные технические решения, дизайн и т.п. Права на коммерческую информацию входят в комплекс исключительных прав, составляющих предмет договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).

Элементы лицензионного договора могут включаться в другие гражданско-правовые договоры (на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, подряда, о создании акционерного общества и др.). Во всех договорах, предусматривающих передачу прав на использование сведений, составляющих коммерческую тайну, на пользователя должна быть возложена обязанность по соблюдению ее конфиденциальности. Для отдельных видов договором такое условие прямо предусмотрено ГК РФ (ст. 727, 771, 1032).

Защита служебной и коммерческой тайны от неправомерных посягательств может осуществляться на основе норм гражданского, административного либо уголовного права.

В качестве основного гражданско-правового способа защиты статья 139 ГК РФ указывает возмещение причиненных правообладателю убытков. При определении их размера может быть учтен как реальный ущерб, так и упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ). Наряду с этим возможно применение и других способов защиты, из указанных в ст. 12 ГК РФ.

Существенной новеллой ГК РФ является введение имущественной ответственности лица перед своим работодателем за разглашение служебной или коммерческой тайны, что предполагает необходимость включения соответствующих условий в трудовое соглашение. До принятия ГК РФ нормы гражданского права об имущественной ответственности не могли применяться в аналогичных случаях, поскольку работник, разгласивший информацию и причинивший тем самым ущерб работодателю, был связан с ним трудовыми отношениями, которые подпадали под действие норм трудового права. Вместе с тем санкции за нарушение служебной тайны устанавливаются также нормами законов о соответствующих видах деятельности.

Нормы административного права применяются, если права обладателя коммерческой тайны нарушены должностными лицами органов государственного управления (налоговых, контролирующих, правоохранительных и др.), имеющими доступ к такой информации в установленных законом случаях. Например, «За разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, должностные лица федерального антимонопольного органа (территориального органа) несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда, если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством».

УК РФ установил уголовную ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также за их разглашение или незаконное использование, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб правообладателю (ст. 183, гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»).

Тайна - определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, тайной считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае тайна есть нечто непознанное. Но такая (абсолютная) тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая (относительная) тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Если информация имеет коммерческую ценность, она именуется коммерческой тайной. При этом определение "коммерческий" не относится к содержанию этой информации. Информация любого рода может считаться коммерческой, если из нее можно извлечь выгоду. Кроме технической и технологической информации к коммерческой можно отнести экономическую, организационную, политическую, научную информацию. Информация о состоянии здоровья, о материальном положении, даже о привычках отдельных лиц также может составлять коммерческую тайну.

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Понятие коммерческой тайны можно условно разделить на отдельные виды тайн.

Предпринимательская тайна - изобретения, секреты производства, ноу-хау, методы управления финансами, маркетингом, сохраняемые в интересах фирмы в тайне от конкурентов.

Финансовая тайна - сохранение в недоступности для посторонних лиц бухгалтерских и финансовых документов, деловой служебной информации с целью защиты юридического лица от конкурентов; не распространяется на официальных представителей налоговой службы.

В свою очередь, коммерческая информация, не обладающая свойствами товара (корпоративная информация), подразделяется на два вида:

а) корпоративная информация, содержащаяся в тайне (деловая тайна);

б) корпоративная информация открытого доступа.

К коммерческой информации можно отнести и ноу-хау, которые условно разделяют на три большие группы:

1) информация о сущности незапатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца;

2) сведения, имеющие коммерческую ценность, но лишенные способности охраняться патентом;

3) добавочная информация, получаемая при использовании запатентованных технологий, которая, не будучи патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ.

Деловая тайна (корпоративная информация, содержащаяся в тайне) - это непатентоспособная информация административного, коммерческого, финансового, правового и иного характера. Деловая тайна, в отличие от ноу-хау, не является товаром и передается правообладателем другим субъектам гражданского права лишь в исключительных случаях: при реорганизации или по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Деловая тайна, как и корпоративная информация открытого доступа, представляет собой объект корпоративных прав.

В свою очередь, к корпоративной информации открытого доступа относится коммерческая информация в корпоративных отношениях, не содержащаяся в тайне, например информация о деятельности акционерного общества, для которой установлено требование обязательного раскрытия, информация о деятельности общества с ограниченной ответственностью, подлежащая опубликованию в соответствии с требованием о публичной отчетности общества в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Сложнее дать определение понятию "служебная тайна". Если исходить из буквального значения употребленных в этом выражении слов, то следует считать, что служебная тайна - это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не должно иметь значения, трудится такой гражданин в государственной или в негосударственной организации. Попытки ограничить понятие "служебная тайна" взаимоотношениями, возникающими только в рамках государственных организаций, не только не основаны на законе, но и неверны по самой своей сути; подобные попытки могут нанести лишь ущерб общему правовому регулированию.

Что касается содержания служебной информации, то это может быть либо коммерческая, либо личная тайна, например техническая, банковская, медицинская, адвокатская тайна.

Гражданское право многократно упоминает о коммерческой тайне и об отдельных ее категориях.

В статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., действующих на территории России с 3 августа 1992 г., объекты коммерческой тайны именовались секретами производства (техническая, организационная и коммерческая информация, составляющая секрет производства, - ноу-хау). В статье 139 действующего ГК РФ применялся термин "служебная или коммерческая тайна", а в ст. 1027 ГК РФ - "охраняемая коммерческая информация".

Как следует из норм законодательства, информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она:

1) имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности информации третьим лицам;

2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Очевидно, что при отсутствии хотя бы одного из этих признаков информация не должна пользоваться правовой охраной. Напротив, при наличии всех перечисленных признаков такая информация получает правовую охрану, причем эта охрана предоставляется автоматически.

Право на коммерческую тайну может быть нарушено: в рамках заключенного договора - лицом, получившим доступ к коммерческой тайне на основе договора; во внедоговорных отношениях - лицом, получившим незаконным путем доступ к коммерческой тайне.

В первом случае должны применяться нормы об ответственности за нарушение обязательств (гл. 25 ГК РФ), а во втором - нормы об обязательствах вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ). Именно на основе этих норм Кодекса должны устанавливаться основания ответственности, ее размеры, ответственность за своих работников, а также решаться другие вопросы гражданско-правовой ответственности.

В соответствии с заключенным договором ответственность лица, получившего доступ к коммерческой тайне, может быть ограничена либо, наоборот, дополнена условием об уплате неустойки.

Трудовой кодекс РФ 2002 г. не только допускает возможность включения в трудовой договор условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) (ст. 57) но и вводит норму о возможности расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в виде "разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей" (подп. "в" п. 6 ст. 81).

Кроме этого, ст. 243 ТК РФ устанавливает, что работник несет полную материальную ответственность за "разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами".

Кроме того, информация может быть объектом правовых отношений только при ее документировании, т.е. она законодательно признается в качестве объекта отношений только вместе с материальным носителем, на котором она зафиксирована. Отношения, складывающиеся по поводу незадокументированной информации, российским законодательством не регулируются.

В России в настоящее время в банковском законодательстве содержится понятие "инсайдер" (физическое лицо, способное воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком), но отсутствует легальное определение "инсайдерская информация". В Законе "О рынке ценных бумаг" содержится понятие "служебная информация" - любая, не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг (ст. 31).

В проекте федерального закона "Об инсайдерской информации" определяется круг потенциальных инсайдеров, т.е. лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации в силу: 1) участия в уставном (складочном, паевом) капитале (фонде) эмитента или его аффилированного лица; 2) членства в органах управления эмитента или его аффилированного лица; 3) заключенного с эмитентом или его аффилированным лицом трудового или гражданско-правового договора; 4) предоставленных ему полномочий как должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления.

Инсайдер (от англ. inside - внутри) - любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному положению и родственным связям, соответственно, инсайдерская информация - информация внутренняя.

Зарубежное законодательство подразумевает под инсайдерской информацией не только сведения, зафиксированные на определенных носителях, но и не получившие такого отображения (например, сформулированные в устной форме квалифицированные суждения или коммерческие предложения), что, наверное, было бы полезно и для российского законодателя.

Главной особенностью, по которой законодатель относит такую информацию к разряду инсайдерской, является характер информации, используемой при осуществлении сделок с акциями. Данный признак прямо включен в определение инсайдерской информации, содержащееся в Директиве 2003/6/EC "Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании".

Законодательство стран с развитым финансовым рынком выделяет два признака, по которым информация признается инсайдерской: информация должна быть существенной, значимой и недоступной широкому кругу инвесторов.

Кодекс определяет инсайдерскую информацию как существенную информацию о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества.

Российское законодательство вместо термина "инсайдерская" (или внутренняя) информация использует понятие "служебная информация". В нормативных правовых актах ФСФР России понятия "служебная информация" и "инсайдерская информация" отождествляются. Институт служебной информации в России разработан слабо, однако существующие нормы находятся в русле мировых тенденций определения инсайдерской информации и запрета инсайдерской торговли.


Служебная информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами, относится к служебной тайне.
В соответствии с ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. В государственных, некоммерческих организациях существуют:
  • определенный порядок для выполнения целей, функций и задач данной организации;
  • система планирования, отчетности, контроля, технологии документооборота и т.д.
Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливается руководителем организации. Например: «информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и других служебных документов, также является конфиденциальной и не подлежит разглашению (распространению)» - это извлечение из Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Данный вид информации можно отнести к конфиденциальной (служебной или профессиональной тайне), но указанное постановление не отвечает требованиям терминологии ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В законе нет такого термина, как «информация ограниченного распространения», а есть «документированная информация ограниченного доступа».
К служебной тайне также можно отнести государственную тайну в соответствии с основными положениями Закона «О государственной тайне».
Информацией, относящейся к служебной тайне, могут обладать любые организации, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности, например, врачебная тайна, журналистская тайна, адвокатская тайна и т.д.
  1. Понятие коммерческой тайны
В ГК РФ не приводится различие между служебной и коммерческой тайной, хотя употребляются оба этих понятия. Все коммерческие тайны являются служебными, поскольку все работники коммерческой организации обязаны не разглашать их.
Коммерческая, в том числе банковская, тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности. В целом коммерческую тайну можно определить как научнотехническую, коммерческую, организационную или иную используемую в предпринимательской деятельности информацию, которая имеет действительную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, и к которой нет свободного доступа на законном основании.
Порядок работы со сведениями, содержащими коммерческую тайну, определяется ФЗ «О коммерческой тайне». В этом же законе дано более полное и четкое определение понятия коммерческой тайны.
Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Еще по теме Служебная и коммерческая тайны Понятие служебной тайны, право обладания информацией, относящейся к служебной тайне:

  1. ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ВЫСЕЛЕНИЯ ИЗ НИХ
  2. 113. Расторжение (прекращение) договора найма служебного жилого помещения и выселение из служебного жилого помещения

Служебная и коммерческая информация (тайна)

В ст. 139 ГК РФ "Служебная и коммерческая тайна" дано ее законодательное определение: "1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность и в силу неизвестности ее третьим лицам к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными нормативными актами.

Информация, которая составляет служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящий Кодексом и иными нормативными актами".

Конфиденциальная информация представляет собой разновидность информации с закрытым доступом. Согласно Федеральному закону "Об информации" это документированная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Примерами конфиденциальной информации могут служить персональные данные и информация о частной жизни.

Информация, содержащая государственные секреты (государственная тайна), включает военные, стратегические, особо важные экономические сведения. Их режим установлен Федеральным законом "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г.

Информация о гражданах (персональные данные) -- пол, возраст, семейное положение, сведения о социальном положении, национальность, политические, философские, религиозные взгляды, принадлежность к политическим партиям и общественным движениям, физическое и психическое здоровье, вклады в сберегательных банках, владение собственностью и др.

Основными элементами информации о личности являются: дата и место рождения, адрес, образование, семейное положение, состояние здоровья.

Компьютерная информация . В ст. 272 У К РФ она определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети. УК РФ различает три вида компьютерных преступлений: неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. Кроме того, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за непредоставление информации (ст. 140) и незаконный экспорт научно-технической информации (ст. 189), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 257) и за некоторые иные деяния, связанные с разглашением информации.

В информатике как синоним используется термин "электронная информация", под которой понимаются все виды ининформации, зафиксированной и распространяемой на машиночитаемых носителях с целью ее дальнейшей обработки на ЭВМ. К электронной информации относятся как электронные версии нормативных правовых актов, справочников, журналов, газет и других изданий, выходящих и в печатном виде, так и издания и массивы, создаваемые только в электронной форме (журналы, базы данных, записи приборов и т. п.). В качестве основных носителей выступают магнитные ленты и компакт-диски.

Перечисленные виды информации имеют важное значение для оптимальной организации государственной деятельности. В обществе функционируют и другие виды социальной информации: социологическая, статистическая, официальная информация государственных органов и др.